Список фондов

Ирочка Ветóшкина появилась на свет в самом центре Москвы, в знаменитом роддоме имени Г.Л. Грауэрмана на Арбате, хотя отец ее, Константин Иванович Ветошкин, был родом из Белоруссии, а мать, Евдокия Ефимовна Галда, приехала в столицу из Воронежской губернии (ныне Белгородская обл.). Начальное музыкальное образование Ирина получила в школе им. Гнесиных, где одна из сестер-педагогов, Ольга Фабиановна, обучала ее игре на фортепиано.

С началом войны Ирина вместе с семьей переехала в Ташкент, закончила там среднюю школу и поступила в Московский архитектурный институт, который в это время также был в эвакуации в Ташкенте. В 1944 году семья вернулась в Москву, где возобновил работу Архитектурный институт. Именно здесь Ирина познакомилась с будущим мужем – Евгением Архиповым. Он оставил важный след в ее жизни: не только дал ей свою фамилию, которую затем сама Ирина прославила на весь мир, но и стал отцом ее единственного сына Андрея. Не меньшее значение имела для дальнейшей жизни будущей певицы и ее мама, Евдокия Ефимовна, помогавшая растить мальчика, чтобы Ирина смогла закончить учебу, защитить диплом архитектора и начать самостоятельную взрослую жизнь.

Учеба студентов в Московском архитектурном институте была сопряжена не только с изучением узкопрофессиональных дисциплин, но и с серьезным культурным развитием, расширением кругозора будущих творцов-градостроителей. Очень скоро не просто в учебный процесс, но и в жизнь Ирины вошли занятия вокалом, которые постепенно стали смыслом ее жизни, ее судьбой. И вместо размеренной повседневности (дом – работа – дом) Архипова выбрала труднейший путь обретения творческого счастья – возможность петь на сцене.

В 1948 году она поступила в Московскую консерваторию, что, в свою очередь, привело к крушению тихого семейного быта. Профессионально заниматься вокалом будущая певица начала студенткой вечернего отделения Московской консерватории, которую закончила в 1953 году (при этом во время учебы она продолжила работу архитектора).

После окончания Консерватории И.К. Архипова безуспешно пыталась пройти конкурс в Большой театр, и ее педагог Л.Ф. Савранский посоветовал певице попробовать себя в Свердловском оперном театре, который в свое время дал возможность раскрыть свой творческий потенциал таким звездам, как С.Я. Лемешев, И.С. Козловский и др.

И.К. Архипова на полтора года уезжает в Свердловск (осень 1954 – февраль 1956), где продолжает шлифовать свои вокальные и, что более важно, сценические навыки, на практике расширяя палитру своего актерского мастерства. Молодую певицу замечают, и вот она − уже участница Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Варшаве (лето 1955), где побеждает в вокальном конкурсе. После этого И.К. Архипову приглашают в Большой театр (март 1956), который на тридцать лет становится ее родным домом.

Талант и упорный труд певицы привели к тому, что приехавший в Москву на гастроли знаменитый тенор Марио Дель Монако именно ее выбирает в качестве своей партнерши в опере «Кармен». Этот спектакль, состоявшийся на сцене Большого театра 13 июня 1959 года, становится поворотным в судьбе И.К. Архиповой. Марио предлагает ей совместные гастроли по главным оперным городам Италии – Неаполю, Милану, Риму. Певица покоряет Италию – родину bel canto. Это стало настоящим прорывом, после чего впервые было достигнуто соглашение о стажировках молодых советских вокалистов в Италии. Благодаря этим блистательным выступлениям об Архиповой узнал весь мир. Началась ее интенсивная гастрольная жизнь в различных странах Европы, Северной, а потом и Южной Америки.

В этот же период развернулась активная депутатская деятельность Ирины Константиновны в Верховном Совете СССР: кому-то она помогла получить квартиру, прописаться к родственникам или улучшить свои жилищные условия, кто-то был выпущен из заключения или получил более мягкую меру наказания, многие смогли поправить здоровье или даже продлить активную жизнь благодаря вовремя принятым мерам. Конечно, не все удавалось осуществить, но каждый запрос имел отметку о рассмотрении депутатом И.К. Архиповой.

В 1960-е годы в Большом театре певица продолжает расширять свой оперный репертуар, осваивая новые меццо-сопрановые роли. И вот имя уже работает на нее – именно Архипову начинают приглашать в жюри различных международных конкурсов.

Труд певицы по достоинству был оценен в нашей стране – в 1966 году ей присваивается звание народной артистки СССР.

И.К. Архипова начала уделять большое внимание работе с молодыми певцами. В 1974 году ей предложили преподавать в Московской консерватории. Другим направлением в этой деятельности стали вокальные конкурсы, проводимые в нашей стране. Она в значительной степени организовывала и затем возглавила жюри конкурсов имени М.И. Глинки и П.И. Чайковского, на долгое время став их бессменным председателем. Все чаще ее приглашали в жюри конкурсов за рубежом. И так было практически до конца дней Ирины Константиновны.

Государство в этот период отметило плодотворную деятельность певицы двумя Орденами Ленина (1971, 1976) и Ленинской премией (1978).

1980-е годы – время восхождения И.А. Архиповой к новым вершинам. Она блистательно выступила в Ливорно, исполнив труднейшую для меццо-сопрано партию Сантуцци в опере П. Масканьи «Сельская честь», и завершила работу в Большом театре новыми для себя ролями Клитемнестры в «Ифигении в Авлиде» К.В. Глюка (1983) и Ульрики в «Бале-маскараде» Дж. Верди (1989). В творческом багаже певицы появились произведения абсолютно новой для нее стилистики – русские духовные песнопения, открывшие в И.К. Архиповой новые грани ее таланта.

Ее общественная деятельность достигла необычайного размаха. Она приняла активное участие в возрождении усадеб М.И. Глинки в Смоленской области, М.П. Мусоргского – в Псковской, С.В. Рахманинова – в Тамбовской, где начали интенсивно развиваться музейно-мемориальные комплексы; организовала летний музыкальный фестиваль на Селигере (1987), ставший с тех пор ежегодным; возглавила Всесоюзное музыкальное общество (с 1986), позже переименованное в Международный союз музыкальных деятелей (МСМД).

И.К. Архипову избирают делегатом XXVI и XVII партийных съездов (1981, 1986). Певица награждается Золотой звездой Героя Социалистического Труда и третьим Орденом Ленина (1984).

1990-е годы не стали для певицы периодом творческого спада. Она появляется на лучших оперных площадках мира, сохраняя в своем арсенале «возрастную» роль Азучены из «Трубадура» Дж. Верди (лондонский «Ковент-Гарден»), осваивает новые партии Няни из «Евгения Онегина» (Япония, США, Великобритания, Франция) и Графини из «Пиковой дамы» П.И. Чайковского («Метрополитен-опера», Нью-Йорк). Певица не останавливает свою концертную деятельность, выступая на различных музыкальных фестивалях, куда ее настойчиво звали («Приглашает Мария Биешу», Кишинев) и которые она сама организовывала («Ирина Архипова представляет…»), все чаще участвует в концертах духовной музыки.

1990-е годы становятся для нее временем осмысления прожитого. В это десятилетие увидели свет две ее книги – «Музы мои» (1992) и «Музыка жизни» (1997).

Пост председателя Международного союза музыкальных деятелей (1991) и основание Фонда Ирины Архиповой (1993) открыли перед певицей новые возможности для поддержки талантливой молодежи, которую она по-матерински опекала, выводя на лучшие творческие площадки. Ольга Бородина, Мария Гулегина, братья Аскар и Ильдар Абдразаковы, Дмитрий Хворостовский – список «архиповских птенцов» можно продолжать до бесконечности.

2000-е годы для И.К. Архиповой – время подведения итогов. Однако она не оставила окончательно свою оперную и концертную практику, фестивали и конкурсы при ее самом непосредственном участии продолжали свой ежегодный круговорот. Постоянные контакты с творческой молодежью, казалось, придавали сил. Серьезные юбилейные даты праздновались широко и торжественно.

Достойным венцом этого периода стали Государственная премия РФ (1997) и орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (1999), врученные ей первым Президентом России Борисом Ельциным. В 2005 году Президент России В.В. Путин вручил И.К. Архиповой Орден Святого апостола Андрея Первозванного за выдающийся вклад в развитие отечественной и мировой музыкальной культуры, многолетнюю творческую и общественную деятельность.

Итоги своей жизни лучше всего подвела сама певица: «Мне нравится, как я выстроила свою судьбу. Но не надо забывать, что для этого всю жизнь пришлось работать чуть ли полные сутки…»

***

В октябре 2023 года завершилась торжественная передача архивных материалов Ирины Константиновны Архиповой в Российский государственный архив литературы и искусства. Внук прославленной певицы – Андрей Андреевич Архипов, оперный артист Большого театра, посчитал необходимым сохранить для будущих поколений многочисленные документы – практически все, связанное с жизнью легендарного меццо-сопрано.

Ныне в РГАЛИ создан фонд 3584 – «Архипова Ирина Константиновна − певица, педагог». Он включает в себя более 15 тысяч документов, охватывающих весь путь певицы, начиная с раннего детства и заканчивая 2000-ми годами. Интереснейший архив содержит многочисленные фотографии, фотоальбомы, письма, дневниковые записи, театральные и концертные программы, буклеты музыкальных конкурсов и фестивалей, газетные и журнальные вырезки с ее статьями и интервью, публикациями о ее творческой и общественной жизни, материалы ее деятельности в качестве депутата Верховного Совета СССР.

Этот огромный документальный массив за 1890-е – 2009 годы настоятельно требует осмысления и дает возможность представить И.К. Архипову не только как великую певицу, неутомимого общественного деятеля, но и редкостную по своим душевным качествам женщину. Работа над ее архивом в РГАЛИ идет полным ходом. К 100-летию со дня рождения певицы архив готовит к изданию юбилейный фотоальбом, основанный на материалах ее личного архива.

Г.М. Малинина,
главный специалист РГАЛИ, кандидат искусствоведения