«Московские истории. Иван Евменьевич Цветков и его картинная галерея» (апрель 2011), Выставочный центр «Белые палаты на Пречистенке». На выставке под эгидой ГАУ г. Москвы в рамках Дней исторического и культурного наследия Москвы были представлены архивные и музейные материалы, которые рассказывают о жизни известного на рубеже XIX-ХХ вв. московского коллекционера И.Е. Цветкова и созданной им богатейшей художественной коллекции (среди авторов работ значились виднейшие российские мастера ХVIII–XX веков: К.П. Брюллов, В.М. Васнецов, В.Е. Маковский, И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.А. Тропинин и П.А. Федотов). РГАЛИ представил биографические документы и фотографии И.Е. Цветкова, с приветственным словом к гостям и организаторам обратилась начальник отдела архивных коммуникаций РГАЛИ Н.А. Стрижкова.
«В поисках жанра. Музыкальный театр С. Прокофьева» (26 апреля – 1 августа 2011), ГЦММК им. М.И. Глинки. К юбилею С.С. Прокофьева на основе архивных документов и мемориальных предметов была представлена история рождения спектаклей одного из самых «театральных» композиторов XX века. Наряду с материалами, рассказывающими о знаменитых премьерах 1920–50-х годов, в экспозицию вошли фотоматериалы, афиши, эскизы декораций, автографы Прокофьева, подлинные костюмы, в которых выступали звезды отечественной сцены. РГАЛИ предоставил на выставку 26 подлинных документов, среди которых партитуры к балетам «Золушка», «Сказка о каменном цветке», спектаклям «Евгений Онегин», «Борис Годунов», «Гамлет», сказке «Петя и волк», а также афиши спектаклей, фотографии и биографические материалы.
«Некрасов в рукописях» (20 сентября 2011 – 15 января 2012), Государственный литературный музей-заповедник «Карабиха» Ярославской обл. Впервые была представлена «Книга для записывания прилежания…», в которой сохранились данные гимназических успехов будущего поэта, письмо Селины Лефрен к Некрасову, стихотворение «Возвращение» и некоторые др., а также ранние прозаические произведения, в частности, повесть «Петербургские углы». РГАЛИ предоставил 13 архивных документов, среди которых автографы стихотворений, рукописи поэм «Кому на Руси жить хорошо», «Русские женщины», «Современники», духовное завещание поэта.
«Бесконечная Татлин-Чаша Великого. Посвящение Владимиру Татлину» (25 сентября 2011 – 15 марта 2012), Государственная Третьяковская галерея. Татлин – один из самых мифических художников ХХ века. Судьба его наследия драматична. Его живописные, графические и театральные работы, а также реконструкции наиболее значительных произведений не сохранились до наших дней и известны нам по фотографиям и описаниям современников. Сохранились лишь два подлинных контррельефа и одна из моделей Летатлина. В экспозицию вошло около шестидесяти произведений художника 1900-х – 1920-х годов из коллекций Третьяковской галереи, Государственного Центрального Театрального музея им. А.А. Бахрушина и частных собраний Москвы. РГАЛИ, обладающий одной из самых больших коллекций произведений Татлина, предоставил на выставку 18 произведений, среди которых картины «Цветы пижмы», «В саду», «Ноготки», «Листья ландышей в кувшинке» и др., а также листы из графического альбома.
«Красная кавалерия, творчество и власть в Советской России (1917–1945)» (6 октября 2011 – 8 января 2012), Центр La Casa Encendida, Мадрид, Испания. Выставка стала одним из событий перекрестного Года Россия–Испания 2011 и знакомила посетителей с культурной жизнью Советской России в период после революции 1917 года и вплоть до окончания Второй мировой войны.
РГАЛИ предоставил на выставку документы из фондов Анны Ахматовой (письма и записную книжку поэтессы) и Сергея Эйзенштейна (рисунки режиссера к фильму «Иван Грозный»).
В торжественном открытии выставки приняли участие директор центра La Casa Encendida Хосе Гирао, куратор выставки Роза Ферре, президент фонда Caja Madrid Родриго де Рато, а также директор РГАЛИ Т. Горяева и др.
«Золотой фонд. К 80-летию «Литературного наследства» (1–18 ноября 2011), филиал Государственного Литературного музея. За 80 лет в 103 томах (общий объем томов – около 50 000 страниц; количество иллюстраций – не менее 10 000) «Литературное наследство» осуществило первые научные публикации тысяч незаслуженно забытых художественных, эпистолярных, мемуарных и др. произведений А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Герцена и Н. Огарева, Л. Толстого, И. Тургенева, Ф. Достоевского, Ф. Тютчева, А. Фета, И. Гончарова, А. Островского, Н. Лескова, А. Чехова, И. Бунина, А. Блока, В. Брюсова, М. Горького, Л. Андреева и их современников. «Литературное наследство» не имеет аналогов в мировой науке и признано образцовым филологическим и источниковедческим изданием. Выдающийся французский ученый А. Мазон еще в 1958 г. говорил: «Не существует в области истории литературы издания, которое уже в течение двадцати лет принесло бы больше славы русской науке». За 80 лет не только тома «Литературного наследства», но и сама деятельность этой уникальной научной институции стала фактом истории отечественной культуры. На выставке представлены малоизвестные живописные и графические произведения А. Бенуа, Н. Бестужева, П. Боклевского, Н. Вышеславцева, И. Крамского, Б. Кустодиева, М. Микешина, П. Нерадовского, Л. Пастернака, В. Серова, Н. Феофилактова, К. Юона, редкие фотографии и др. материалы.
РГАЛИ предоставил архивные документы, связанные с основанием и деятельностью «Литературного наследства» в 1930–1980-е гг.: решения партийно-государственных органов СССР, обращения редакторов издания в ЦК КПСС и др. инстанции по поводу судьбы «Литературного наследства» в целом и отдельных томов, переписку с деятелями отечественной и зарубежной литературы и науки, материалы запрещенных по цензурным причинам томов.
«Первая фотобиеннале историко-архивной фотографии» (17 ноября 2011 – 20 января 2012), Мраморный дворец Государственного Русского музея. В экспозиции из почти 400 фотографий из собраний 24 музеев, архивов и библиотек Санкт-Петербурга и Москвы приняли участие уникальные работы мастеров русского авангарда из фондов РГАЛИ: работы Л.М. Лисицкого и снимки из архива журнала 1930-х гг. «Наши достижения».
Творческое наследие Лазаря Лисицкого (1890-1941), архитектора, дизайнера, одного из самых известных авангардистов, мастера цветного фотомонтажа, заняло на выставке заметное место. Монтаж позволял переосмыслить фотографию в рамках авангардной парадигмы с ее критическим отношением к изобразительности и превратился в своеобразный стиль мышления, сочетая в себе два начала модернистского метода: принцип автономности искусства и стремление к преодолению границы между искусством и неискусством.
Более поздний период развития фотографии РГАЛИ представил архивным собранием журнала «Наши достижения», основанного 5 июня 1928 по инициативе А.М. Горького и под его редакцией. Всего за годы существования (до 1937 г.) вышло 95 номеров, где пропагандировались достижения СССР в области науки, техники, строительства, искусства, культуры и быта. Среди почти 200 фотографов, принимавших участие в журнале, были А. Гринберг, Д.Г. Дебабов, Э. Евзерихин, Р.Л. Кармен, Г.М. Лемберг, С. Лоскутов, В.В. Микоша, Э. Тиссэ, В. Чемко и др. В архивном фонде журнала в РГАЛИ сохранились тематические комплексы уникальных фотографий (ок. 3 тыс.) – снимки Г.Г. Петрусова, Г.А. Зельмы, И.М. Шагина, где запечатлены военные и спортивные парады, освоение Арктики, трудовые достижения первых пятилеток.
«Парижанин из Сталинграда. К 100-летию со дня рождения В.П. Некрасова» (20 ноября 2011 – 20 января 2012), Государственный Литературный музей. РГАЛИ предоставил 17 документов – автографы, письма (особенно ценны письма писателя с фронта матери 1943–1944 годов), документы, книги, многочисленные фотографии самого Некрасова, его родных, друзей, литературного окружения, шаржи и карикатуры, живописные и графические портреты, виды Сталинграда, Киева, Москвы, Парижа, Италии. Многие из них были использованы в оформлении его книги «Первое знакомство: Из зарубежных впечатлений» (М., 1960).
«Архитектурное и творческое наследие династии Быковских в Москве» (ноябрь 2011), Выставочный центр «Белые палаты на Пречистенке». Творчество М.Д. Быковского и К.М. Быковского, отца и сына, – талантливых архитекторов, художников, инженеров, теоретиков, педагогов и общественных деятелей, способствовало становлению Московского архитектурного общества и Московского общества любителей художеств. Быковские стояли у истоков отечественной научной реставрации.
РГАЛИ представил на выставку биографические документы и фотографии Быковских.
«Савва Мамонтов. Константин Станиславский. Параллели…» (ноябрь 2011), Зеленое фойе Московского Художественного театра имени А.П. Чехова. Имена Мамонтова и Станиславского неразрывно связаны с реформаторской деятельностью в области оперного и драматического театров России конца XIX – начала XХ века. В выставочном проекте приняли участие Государственная Третьяковская галерея, Государственный центральный музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки, Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, ЦГИАМ, ЦГА НТД Москвы, Центральный московский архив-музей личных собраний, Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево» и др.
РГАЛИ предоставил документы из фонда К.С. Станиславского и Московского художественного театра.