Список фондов

«Человечество не может себе представить, что Великий Мировой Поэт
Константин Олимпов не в состоянии заработать даже одной тленной
копейки, чтобы приобрести себе насущных макарон для поддержания своей
планетной оболочки. Он умирает от голода и нищеты».

К.К. Фофанов-Олимпов.
Петроград, Левашовский пр., 4, кв. 34.

«…Чтобы успешно вести язык вперед — нужно быть крупным талантом
подобно Пушкину, Тургеневу, Толстому, Фофанову».

К.К. Олимпов. «Футуризм».

Константин Константинович Олимпов (урожд. Фофанов) — поэт, совершенно незаслуженно оказавшийся почти неизвестным как в истории отечественной литературы, так и для широкого круга читателей.

В прошлом году в первый раз в современной России – и за последние 102 года! – вышли в свет его произведения: тиражом в триста экземпляров был выпущен не издававшийся никогда сборник стихотворений «Ты», посвященный жене — Марии Александровне Фофановой. Это сборник из «трехсот с чем-то» восьмистиший, начинающихся со слова «ты». Как сказал издатель Максим Тесли, «наша книжечка пробудила новую волну интереса к этому персонажу… Про сборник все знали в кругах исследователей футуризма, но он не был издан, а мы его сделали… Книжка сразу в среде исследователей произвела небольшой фурорчик». И добавил: «…К Олимпову исследователи подступались аж с начала 90-х годов…».

«Подступались» — слово крайне подходящее; ведь нужен достаточно тонкий слух, чтобы исследовать философию и поэзию Творца Вселенных Константина Олимпова – с необходимым почтением, как он того требует.

«Вселенский размах» творчества поэта-футуриста подтверждается целым рядом его произведений, хранящихся в РГАЛИ, в частности, автобиографией, которая была написана в двух вариантах (ф. 1718, оп. 1). Как без тени смущения сообщал К.К. Олимпов, явно увлеченный космогонией и всеми новыми знаниями начала ХХ века, свою родословную ему удалось проследить «от образования земного шара» и добавлял: «Все слова поэмы [«Феноменальной гениальной поэмы “Теоман”…»] читаются с Прописной буквы за исключением описаний земного шара».

Константин Константинович Олимпов, урожденный Фофанов — сын известного русского поэта-романтика Константина Михайловича Фофанова. Крестным отцом Кости-младшего стал Илья Ефимович Репин, который неоднократно рисовал его; именно кисти художника принадлежит, пожалуй, самый известный портрет Олимпова 1916 года. Однако Репиным был создан также и портрет отца – Константина Михайловича, о возможности тиражирования его на почтовых карточках в РГАЛИ сохранилось письмо Ильи Ефимовича (ф. 1718, оп. 1). (Кстати, о том, сколь дружественны были связи между семьями Олимповых и Репиных, свидетельствуют также имеющиеся в архиве приглашения на знаменитые ужины «из диких трав», которые организовывали в «Пенатах» Репин и его спутница – писательница Наталья Борисовна Нордман).

Войдя В Экстаз — Великолепен—
В «Пенатах» Пением Звучал.
Тогда Меня Великий Репин
Пером Великим Начертал.

(К. Олимпов. «Феноменальная гениальная поэма “Теоман”…»).

Отец Олимпова очень ценил своего сына – и за явный стихотворный талант, и за его увлечение науками, и за своеобразное сочетание в нем черт ученого и поэта, хотя и называл стихи сына «профанацией искусства».

В свою очередь, о своем отце поэт написал множество биографических очерков. Среди них ежедневники, заметки, дневники, записи о жизни и творчестве. Все они хранятся в семейном фонде Фофановых (ф. 525).

Константин Константинович причислял себя к потомкам Новгородской вольницы, а уходя вглубь веков, – к знатным скифам, среди которых поэт видел царя Фофоса, жившего в IV веке; далее он не отказывал в родстве с собой и жителям Передней Азии, Австралии, китайскому проповеднику Фо, которого тоже считал своим предком. Ну, а углубляясь в доисторическое прошлое, писал, что еще его «предки живут на тонкой коре Огненной земли, далее — в хаосе Солнечных систем».

«Феноменальную гениальную поэму “Теоман”…» Олимпов также строит — по хронологии — от «страны эфирных безначалий» через историю природы, животных, «быль человеческого тленья» — до современности:

Воскресли человечьи уши,
Породой жизни новых схем.
Но до Олимпова далеко…

Поэт был наиболее известен как участник Академии Эго-Поэзии и автор Скрижалей Вселенского Футуризма. Под первым вариантом «самого лаконичного манифеста в истории русской литературы» (V. Markov Russian Futurism: A History) стояли имена Игоря Северянина, Константина Олимпова, Георгия Иванова, Грааля Арельского.

Однако впоследствии Олимпов обвинит Северянина в плагиате (и рассорится с ним), присвоении гордого звания основателя эгофутуризма, станет «забытым» (К. Кузьминский и др. Забытый авангард).

В РГАЛИ отложилось множество рукописей Олимпова (положения, программы, манифест «Хартии Интуитивной школы Вселенский Эго-Футуризм», очерк «Возникновение Эгопоэзии Вселенского Футуризма» и др.), где доказывается, что создателем эгофутуризма является именно Константин Константинович. Действительно, только у Олимпова получилось довести эту «школу» до определенной стройности!

После 1913 года Олимпов начал активно публиковать книги и листовки. Все они хранятся в РГАЛИ в первой описи дела. В каждой из них была просьба о материальной помощи. Даже за прочтение Олимпов мог требовать тысячу рублей.

Поэт приветствовал революцию: «Да здравствует коммуна Интернационала! Да здравствует Звездная коммуна — О_л_и_м_п_и_з_м! Да здравствует Социальная революция Титанического Пролетариата!» Олимпов участвовал в избирательной комиссии, когда в 1918 году проходили выборы. В РГАЛИ хранится кандидатский список членов партии Олимпистов в Учредительное собрание по Петрограду (ф. 1718, оп. 1).

Последние остатки влияния эгофутуризма исчезли к 1922 году, что можно видеть в поэме Олимпова «Третье Рождество великого мирового поэта титанизма социальной революции Константина Олимпова, Родителя «Мироздания», опубликованной в том году и, возможно, его последней опубликованной работе.

19 сентября 1930 года Олимпов был осужден на три года за участие в «антисоветской группировке среди части богемствующих писателей города Ленинграда», а затем на десять лет по делу «антисоветской нелегальной группы литераторов “Север”». Освободился в 1938 году, а через два года он скончался в Омске или Барнауле.

* * *

Фонд Константина Олимпова хранится в РГАЛИ под номером 1718. Всего в нем собрано 157 единиц хранения за 1902–1938 годы: несколько очерков, дневник, автобиография, материалы о жизни и творчестве отца, переписка с сестрой Анастасией Константиновной Фофановой.

Хранятся письма К. Олимпова, а также к нему — И.В. Игнатьева, С.А. Венгерова, И. Северянина, В.Я. Брюсова и других; уставы и программы «Академии Эгопоэзии», «Института школы Вселенского Эгофутуризма». Хранится альбом с автографами и рисунками, оставленными Олимпову, среди них портреты Олимпова И.К. Пархоменко (б. д.) и И.Е. Репина (1913), несколько фотографий.

М.В. Шуплецова,


зав. архивохранилищем печатных изданий РГАЛИ