Список фондов

Дзига Вертов стал одним из тех режиссеров, которые стояли у истоков зарождения документального кино. Уже в юном возрасте он пришел к твердому убеждению, что фильм – это универсальное средство воспитания и одновременно – документ о становлении человека.

Давид (Денис) Абелевич Кауфман, таково было имя нашего героя при рождении, появился на свет в семье книготорговца. Вслед за ним в семье родились еще два мальчика, также ставшие в будущем кинематографистами: Михаил (Моисей) – советский кинооператор и режиссёр художественного и документального кино и Борис (Борух) – французский и американский кинооператор, кинорежиссер и продюсер. Все дети довольно рано заинтересовались модной тогда фотографией и сумели сами сконструировать камеру-обскура, а заодно фотографировали сверстников другим, подаренным им фотоаппаратом. Уже тогда Денис мечтал написать «симфонию», где звучали бы журчание воды, хлопанье дверей, – словом, все, что человек слышит каждый день, и с чего, по сути, этот день начинается. Однако его профессиональное становление началось отнюдь не с художественного обучения: после окончания реального училища он поступил в Психоневрологический институт в Петрограде, а в 1917 году продолжил учебу на юридическом факультете Московского университета, одновременно работая в отделе хроники Кинокомитета Наркомпроса. Еще за два года до этого Денис, твердо решивший связать свою жизнь с кино, взял себе псевдоним Дзига Вертов – от польского dziga («волчок») и русского слова «вертеться».

Именно Наркомпрос дал старт выпуску еженедельных киножурналов «Кинонеделя», которыми увлеченно занимался Дзига Вертов. А летом 1918 года он смонтировал свой первый фильм-хронику «Годовщина революции».

Последующая история этого фильма уникальна, поскольку несмотря на популярность и создание для проката 40 копий (!), хотя обычно делалось 3–5 копий, в годы Гражданской войны фильм был утрачен. Литературно-инструкторский поезд ВЦИК возил и показывал ленту по всей стране, и к началу 1920-х годов позитивные копии «Годовщины революции» пришли в негодность, а негатив, по практике тех лет, был использован для других кинохроникальных фильмов. Киновед С.М. Ишевская в 2017 году в фонде В.В.Маяковского в РГАЛИ (ф. 336, оп. 1 ед.хр. 82) нашла афишу киноленты, где приводятся все титры фильма, что дало точное представление о количестве и последовательности фрагментов. Искусствоведу Н.И. Изволову удалось найти в РГАКФД все фрагменты, оцифровать их и осуществить повторный монтаж. Таким образом, был воссоздан важный этап истории документального кино.

Возвращаясь к 1918 году, надо сказать, что карьера молодого режиссера шла настолько успешно, что осенью он возглавил Киносекцию Отдела агитационно-инструкторских пароходов и поездов ВЦИК. Вскоре был командирован на фронт для руководства съемкой военных действий в ходе Гражданской войны, ездил с агитпоездами в качестве инструктора-организатора. Кадры, снятые во время поездок, вошли в выпуски хроники, а затем в документальные фильмы «История Гражданской войны» и «Агитпоезд ВЦИК». По инициативе Дзиги Вертова начался выпуск тематических киножурналов «Киноправда». За 1922–1925 годы вышло 23 номера журнала.

В 1925 году Вертов приступил к созданию фильмов «Шагай, Совет! (Моссовет в настоящем, прошлом и будущем)», а через несколько лет – «Шестая часть мира». Оба фильма на самом деле выросли из рекламы Госторга. Однако киноленты настолько проникновенно рассказывали о Советском Союзе и его людях, что в итоге переросли рамки рекламной «фильмы».

Параллельно с практической режиссерской работой Дзига Вертов выступил как теоретик нового направления в документальном кино, публикуя в печати многочисленные статьи-манифесты, обосновывавшие методы и практические искания группы «Кино-оков» – творческого объединения советских кинодокументалистов.

В 1927 году Вертов переезжает в Киев и на студии ЦУФКУ создает документальный фильм «Одиннадцатый» (1928), посвященный одиннадцатой годовщине Советской власти. В 1929 году вышел его знаменитый «Человек с киноаппаратом». Эта лента стала одной из самых известных работ режиссера и одновременно – воплощением главных идей и принципов документального кино от группы «Кино-оков» и самого Дз.Вертова. По его словам, фильм сделал попытку «оформить факты стопроцентным киноязыком», минуя приемы литературы и театра. В 1930 году Вертов снял первый в СССР документальный звуковой фильм «Симфония Донбасса» («Энтузиазм»).

Пафос преобразований индустриализации как главного «инструмента» формирования нового человека – человека эпохи коммунизма, настолько захватил режиссера, что в следующем году он приступает к работе над фильмом «Три песни о Ленине». В него вошли кадры из его более ранних фильмов – «Ленинская киноправда», «В сердце крестьянина Ленин жив». В 1937 году он создал фильм «Колыбельная», посвященный судьбе женщины в Советском Союзе и ее противопоставлению участи женщины за рубежом. Однако прямолинейность замысла и явно пропагандистское воплощение (как и «несуразность» первых вариантов сценария) привели к тому, что уже через пять дней после выхода в прокат картина была снята. Последним предвоенным фильмом Дз.Вертова стала лента «Три героини» – о летчицах М.М.Расковой, П.Д.Осипенко, В.С.Гризодубовой.

Во время Великой Отечественной войны он работал на Алма-Атинской киностудии – знаменитой ЦОКС, где создал фильмы «Кровь за кровь, смерть за смерть» (1941), «Клятва молодых» и «В горах Ала-Тау» (оба 1944), посвященные жизни и борьбе советского тыла. После возвращения в Москву Вертов вернулся на ЦСДФ, но ситуация существенно изменилась, и те принципы кинодокументалистики, которым режиссер остался верен, уже не воспринимались ни зрителями, ни весьма чутким к новым веяниям руководством киноотрасли. Подавляющее большинство его проектов отклонялось, он был отстранен от кинопроизводства – с обвинением в «отрыве от народа». Исповедуемые ранее режиссером пропагандистские приемы, актуальные на заре кинодокументалистики периода Гражданской войны, через четверть века воспринимались уже как механистические и примитивные. В последние годы жизни единственным проектом Вертова стал выпуск киножурнала «Новости дня». Всего до его ранней кончины появилось 55 выпусков.

Прошли годы, и творчество Дзиги Вертова вновь стало интересно. Его работу стали изучать киноведы, манифестам «Кино-оков» посвящены многочисленные статьи, вышедшие в России и за рубежом, монографии Н.П. Абрамова и Л.М. Рошаля, сборник воспоминаний. В 1966 году появился сборник произведений Д. Вертова, куда вошли его статьи, сценарии, отрывки из дневников.

* * *

РГАЛИ является одним из главных хранителей материалов Дз.Вертова. Они сконцентрированы в его фонде (Ф. 2091), состоящем из двух описей, включающих 764 единицы хранения.

Материалы первой описи были переданы в архив в 1958 году вдовой Дзиги Вертова – Елизаветой Игнатьевной Свиловой, которая и сама была выдающимся режиссером и монтажером документального кино, работала как вместе с мужем, так и над отдельными проектами. Ее фильм «Зверства фашистов» (1946) стал вещественным доказательством на Нюрнбергском процессе. Материалы, составившие вторую опись, были переданы в РГАЛИ после смерти Е.И.Свиловой ее сестрой.

В фонде широко и полно представлены творческие и биографические материалы. Кроме того, документальные материалы Дзиги Вертова имеются в других фондах РГАЛИ: В.Б.Шкловского (Ф. 562), С.М.Эйзенштейна (Ф. 1923), О.М.Брика (Ф. 2852), М.А.Кауфмана (Ф. 2986), Э.И.Шуб (Ф. 3035), Госкиноиздата (Ф. 966) и др.

И.Л.Решетникова,
главный специалист РГАЛИ