Яков Петрович Полонский родился в небогатой дворянской семье старинного рязанского рода дворян Полонских − Петра Григорьевича и Натальи Яковлевны (урожденной Кафтыревой). Его самые ранние детские воспоминания о теплом домашнем «дворянском гнезде», семейном уюте навсегда запечатлелись в творчестве и впоследствии выразились в целом ряде стихотворений: «Иная зима», «Старая няня», «Подслушанные думы» и др. В них поэт вспоминает о первых годах своей жизни, в которых царили и «бедной няни сказки», и «сладкий трепет материнской ласки». Однако детство Якова −
Детство нежное, пугливое,
Безмятежно-шаловливое,—
В самый холод вешних дней
Лаской матери пригретое…
− длилось недолго. Свою горячо любимую мать будущий поэт и художник потерял в очень раннем детстве, а после отъезда по службе отца и вовсе остался на попечении у родственниц по материнской линии – тетушек Кафтыревых. Обучение будущего литератора началось в Рязанской мужской гимназии, считавшейся в те годы культурным центром города. Там он увлекся стихосложением и делал на этом поприще значительные успехи. Именно Якову Полонскому, одному из самых одаренных выпускников гимназии, было доверено приветствовать Цесаревича Александра Павловича, будущего императора Александра II, прибывшего весной 1837 года в Рязань вместе со своим воспитателем В.А. Жуковским. Наградой гимназиста за этот опыт стали лестная похвала Василия Андреевича и золотые часы из рук императора.
После окончания гимназии, несмотря на материальные трудности, Яков поступил на юридический факультет Московского университета. Известные университетские московские кружки 1830−1840-х годов взрастили тогда немало вольнолюбивой молодежи, однако внутренний мир молодого Полонского оставался в прежнем кругу понятий и ценностей, лишь укрепившись в романтическом восприятии мира. Вместе с тем знакомство с новыми философскими школами и их эстетическими принципами несколько поколебали духовность будущего поэта, свидетельством чего стала и первая публикация Я.П. Полонского «Священный благовест торжественно звучит...» в журнале «Отечественные записки»:
…Молиться я хочу, но тяжкое сомненье
Святые помыслы души моей мрачит.
И верю я – и вновь не смею верить,
Боюсь довериться чарующей мечте,
Перед самим собой боюсь я лицемерить,
Рассудок мой блуждает в темноте…
Все университетские годы Яков отчаянно нуждался. Его и без того скудное существование стало почти катастрофическим после смерти бабушки, причем безденежье и впоследствии бывало частым спутником Полонского. Нужда и лишения не озлобили его, хотя нотки атеистических сомнений первые годы нередко отражались в произведениях поэта. Но со временем он признал страдание необходимым для нравственного совершенствования человека, что явно читается в его стихах «О Боже, Боже!..», «Молитва», «Ангел». Аскетизм Полонского, вплоть до желания монашеских обетов, сполна отразился и в стихотворении «Вижу ль я, как во храме смиренно она…», где лирический герой призывает к тому же смирению и самоотречению и свою возлюбленную:
И молю я Владычицу Деву, скорбя:
Ниспошли ей, Владычица Дева, терновый венок,
Чтоб ее за страданья, за слезы, любя,
Я ее ненавидеть не мог…
В 1844 году в Москве вышел первый сборник Я.П. Полонского «Гаммы», куда вошло 32 его стихотворения (среди них – «К демону», «Кумир», «Встреча», «Зимний путь» и др.), однако полностью отдаться литературному творчеству, которое не давало средств для существования, не рискнул. После окончания университета начинающий поэт переехал в Одессу, где в 1845 году выпустил еще один сборник − «Стихотворения 1845 года», на этот раз подвергшийся сильной критике В.Г. Белинского.
Спустя два года, в поисках стабильного заработка, поэт вслед за губернатором М.С. Воронцовым, переезжает в Тифлис, где получает должность канцелярского служащего и одновременно сотрудничает в редакции организованной газеты «Закавказский вестник». Природа Кавказа, менталитет его жителей позволили литератору получить «рой самых свежих впечатлений» и достичь творческого успеха. В 1849 году вышел новый сборник стихов «Сазандap», где поэт воссоздал дух и быт народов Кавказа, а в 1851 году – сборник «Несколько стихотворений». Наиболее крупными в этот период стали такие произведения, как «Дареджана, царица Имеретинская», «Выбор устабаша», «Агбар», «Караван», «Саят-Нова» и др. Одновременно Полонский проявляет себя и как художник.
В 1851 году Яков Петрович завершил свою службу на Кавказе и переехал в Санкт-Петербург. Однако перемена места привнесла в его творчество лишь чувства досады и огорчения («Моя судьба, старуха, нянька злая», «Последний вывод»):
…И болен я — и нет мне сил подняться,
И слышу я: старуха, головой качая, говорит,
Что вряд ли мне дождаться
Когда-нибудь судьбы иной…
В 1855 году увидел свет еще один сборник Я.П. Полонского − «Стихотворения», закрепивший за поэтом славу временами эклектичного, но в ряде направлений самостоятельного таланта, чье творчество пользовалось особым успехом у композиторов.
Спустя два года поэт стал гувернером в семье гражданского губернатора Петербурга Н.М. Смирнова и отправился в заграничное путешествие. Эта поездка стала судьбоносной для поэта во всех отношениях. В Париже, куда он переехал после расставания с семейством губернатора, Яков Петрович знакомится с дочерью псаломщика русской православной церкви Еленой Устюжской и венчается на ней. Но счастье длилось недолго. Вскоре по возвращении в Санкт-Петербург, в начале 1860 года, скончался их полугодовалый первенец, а еще через полгода − и Елена Васильевна. В этот непростой для Я.П. Полонского период им были созданы такие стихотворения, как «Безумие горя», «Я ль первый отойду из мира в вечность – ты ли…» (1860), «Когда б любовь твоя мне спутницей была…» (1861), «Последний вздох», «Заплетя свои темные косы венцом…» (1864) и др.
И ты, которая даря меня мечтами,
Была отрадой для души больной.
Унесена – исчезла за горами,
Как облачко с поднявшейся росой…
Новый импульс к жизни и творчеству поэта был связан с знакомством с Жозефиной Антоновной Рюльман – впоследствии скульптором, матерью троих детей поэта, которая сумела возродить его не только к жизни, но и творчеству. Большое значение для него имело литературное признание, тесная дружба с И.С. Тургеневым, однако необходимость гражданской службы по-прежнему была актуальна. Впрочем, вскоре эта служба тесно переплелась с творческими интересами поэта, поступившего в Комитет иностранной цензуры. Не только поэзия, но и проза становятся частью творчества Якова Петровича, создавшего исторический роман «Признания Сергея Чалыгина». В 1880-х годах увидели свет его романы «Крутые горки», «Дешевый город» и др.
Литературные труды Я.В. Полонского получают заметный общественный резонанс, когда в 1887 году, в честь полувекового творчества, он был увенчал серебряным венком, а само празднество привлекло новое внимание к его творчеству, − причем как литературному, так и живописному: в следующем 1888 году на академической выставке экспонировались пейзажные полотна Полонского, за которые ему присуждено звание «почетного вольного общника» Императорской Академии художеств.
Для нас важное значение имеет и такой факт биографии поэта, как его членство в Рязанской ученой архивной комиссии – старейшей и одной из самых авторитетных архивных ученых комиссий дореволюционной России: «Для меня, как для уроженца города Рязани, в высшей степени лестно».
«Рязанские мотивы» в произведениях поэта и живописца все настойчивее начинают звучать в его творчестве. Но одновременно в поздних стихах Якова Петровича чаще проскальзывает и тема окончания земной жизни. Как бы подводя итог, он пишет, что «заснул бы на груди у смерти», забывая о себе самом, но −
…она — не мать, она — чужая,
Грубо мстит тому, кто смеет жить,
Мыслить и мучительно любить...
И, покровы с вечности срывая,
Не даёт нам прошлое забыть.
Несмотря на тесные связи с Петербургом, мирно скончавшись в кругу семьи, похоронен поэт был в родной Рязани, на территории кремля.
***
Личный фонд поэта, сохраненный его родственниками, не без участия Рязанской ученой архивной комиссии, находился в Государственном Литературном музее, а в 1941 году был передан в Центральный государственный литературный архив. Ныне в Российском государственном архиве литературы и искусства фонд Якова Петровича Полонского (ф. 403) насчитывает 213 единиц хранения. Среди его документов – биографические материалы («Формулярные списки о службе члена совета главного управления по делам печати Я.П. Полонского», «Приветствие литературно-драматического общества по случаю 50-летнего юбилея литературной деятельности Полонского Я.П.» и др.), переписка (письма Мережковского Д.С., Островского А.Н., Толстого А.К. и др.), фотографии и, конечно же, рукописи (стихотворения «В голодный год», «Декадент», Тишь и мрак. Сон», «Звезды от бед не спасут…» и др., философские письма, статья «О качествах, необходимых писателю, а в особенности поэту» и др.). Как видно, данный фонд является пусть небольшим, но весьма интересным и разнообразным по своему составу.
Е.А. Степанова,
ведущий специалист РГАЛИ