Список фондов

Правильно показать характер образа,
жить этой правдой по правде – высшее,
чего должен добиться актер.

Г. М. Васильев.

Георгий Михайлович Васильев родился в 1892 году в Санкт-Петербурге в семье служащего. Учился в Одесском реальном училище и с детства проявлял интерес к театру. В своих воспоминаниях он пишет: «Я помню, как сейчас, себя в роли организатора домашнего цирка и детского театра. В одной из больших комнат нашей квартиры мы играли «Бориса Годунова» сцену в корчме. Играли вдохновенно, страстно, влюбленные в пушкинские стихи. Эти ожидания стать актером не заставили себя долго ждать, начались спектакли юношей и девушек на заброшенной станции, на даче «Померо». У меня была почетная должность: артист-режиссер-бутафор, а псевдоним достаточно звучный – Негорев-Светозаров. Новая сцена открылась ни мало, ни много пьесой Н.В. Гоголя «Ревизор». Это было в 1906 году. Спектакль поверг нашего руководителя А.А. Смирницкого в ужас, т.к. у городничего толщинки были сделаны из старых газет и во время первого же действия они все спустились к коленкам: фигура вызывала гомерический смех у зрителей, восторг близких друзей и слезы режиссера, ставящего «Ревизор». После антракта, на сцену вышел худой мальчик в ужасно огромном мундире заправского актера, фалды касались пола, смех не переставал и поэтому комедия имела шумный успех, а я в каждом антракте горько плакал над своей большой неудачей».

В 1908 году юноша поступил на медицинский факультет Одесского университета, но страсть к театру взяла верх, и он ушел в Одесский городской театр на выходные роли. Курьезный случай исполнения роли камердинера в пьесе «Бирон» Георгий Михайлович описывает в своей статье «Первые шаги из моих воспоминаний»: «…Во втором акте надо было стоять в арке «на вытяжку», «не моргнув глазом». Я понял это буквально, простоял минут 30-35 и упал без сознания, привели в чувство. Так затянуты были шнурки в коленях, в талии и у горла, что стало дурно, а роль-то вся в 4 акте, слова - самое дорогое. Умолял разрешить играть. Уже одет другой. Вымолил, разрешили. Провел сцену с актрисой Киселевской, пошел по длинному коридору со сцены с безумными глазами и вошел в первую попавшуюся дверь. Акт кончился.


- Где эта скотина? Где этот сукин сын? – раздается крик режиссера.
Меня привели на его глаза.
- С каких пор Вы живете с императрицей?
Заплетающимся голосом говорю:
- Я не живу.
- Какого черта Вы шляетесь в ее спальне в 3 часа ночи?
Оказывается, я с перепугу ушел не в ту дверь. Так я сыграл мою первую роль».

Спустя год Васильева пригласили в труппу Владикавказского театра, где антрепренером был Иван Алексеевич Ростовцев. Георгий Михайлович очень тепло вспоминает то непростое для начинающего актера время: «Не передать вам все впечатление от этого замечательного города, от красок Казбека, Столовой горы, шумящего Терека и обаяние маленького театрика, в котором ставились спектакли исключительно тщательно, любовно талантливым И.А. Ростовцевым».

В 1911 году он вновь вернулся в Одессу. К этому периоду относится создание роли Тетерева по пьесе «Мещане», которую актер исполнял с большим успехом в течение многих лет.

Весной 1912 года Васильев получил приглашение поехать на гастроли в Америку с труппой Павла Николаевича Орленева. Конечно же, поездка в Новый свет впечатлила молодого человека: «Скажу одно, что эти неизгладимые страницы поездки с Павлом Орленевым, могли бы составить большой том, ибо мои юношеские впечатления особенно были остры и остались во мне, наверное, на всю жизнь.» По возвращении из Америки продолжилась работа в периферийных театрах Вологды, Пскова, Омска, Кинешмы, Минска и других городах.

В 1915 году в Иваново-Вознесенском театре была представлена его первая режиссерская работа – пьеса «Соколы и вороны» А.И. Сумбатова-Южина.

Революцию 1917 года Васильев встретил в Витебске. В годы гражданской войны работал в театрах Красной армии и флота, одновременно являясь и художественным руководителем, и режиссером, и актером. С 1918 по 1924 гг. работал в театрах Невеля, Двинска, Нижнего Новгорода, Иваново-Вознесенска, Баку, Астрахани, Саратова, Пскова, Пензы. В Пензе и Пскове вел педагогическую работу театральных техникумах.

С 1925 до 1934 гг. возглавлял художественное руководство театров Симферополя, Таганрога, Ставрополя, Грозного, Новочеркасска, Ашхабада. Значительными постановками Васильева этих лет были пьесы «Любовь Яровая» К. Тренева, «Разлом» Б. Лавренова, «Бронепоезд 14-69» В. Иванова.

В 1934 году в Ашхабадском театре был отпразднован 25-летний юбилей сценической деятельности Георгия Михайловича, а в начале 1935 года ему было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР.

Тогда же актера пригласили в Воронежский Большой Советский театр (с 1937 года − Воронежский областной театр драмы) в качестве режиссера и актера. Здесь он создал ряд блестящих образов в пьесах классиков и советских драматургов – Ивана Грозного «Смерть Иоанна Грозного», Коломийцева «Последние», Шадрина «Человек с ружьем», Гулина «Бойцы», Иудушки «Иудушка Головлев». Из режиссерских работ этого времени можно выделить спектакли «Смерть Иоанна Грозного», «Враги», «Три сестры». Совместно с учениками Воронежского театрального училища Васильевым был подготовлен ряд выпускных спектаклей – «Васса Железнова», «На дне», «Живой труп».

В 1940 году Г.М. Васильев был удостоен звания заслуженного деятеля искусств и в этом же году он получил приглашение в Центральный театр Красной армии. Его дебют в Роли Тетерева прошел с большим успехом. Вскоре он стал ведущим актером театра. «Я – актер и режиссер. Так же как совместил я в себе эти две театральные квалификации, так же совместил я в себе любовь к классической пьесе и к нашей современной советской. Но в то время как играть я предпочитаю пьесы советских драматургов, в режиссерской работе я отдаю предпочтение классике. Объясняется это просто. Образы современности близки мне по духу. Я, как актер, на сцене перестаю существовать. Я живу порывами и страстями изображаемых мной героев, страдаю их страданиями. Как режиссер, я люблю большие исторические полотна. И поэтому я обращаюсь к классике. Ставя историческую пьесу, я очень много работаю над собой. Мои помощники – литература, музеи, живопись. Они помогают мне понять эпоху, дают мне возможность найти верный стиль и тон спектакля», - пишет Георгий Михайлович в статье по случаю присвоения очередного звания.

В годы Великой Отечественной Войны им были созданы образы командиров советской армии – Сафонова «Русские люди», Горлова «Фронт», Климова «Сталинградцы».

Заслуженное звание Народного артиста РСФСР было присвоено Георгию Михайловичу Васильеву в 1946 году.

Роль Маршала Василевского в пьесе Аркадия Первенцева «Южный узел» была сыграна актером в 1947 году и стала последней. Георгий Михайлович умер от продолжительной тяжелой болезни в 1949 году.

* * *

Документы Георгия Михайловича Васильева были переданы в ЦГЛА его вдовой − Верой Владимировной Юратовой-Васильевой в 1953 году, образовав фонд № 2013. Составившие его 123 единицы хранения содержат биографические и творческие материалы (автобиографию, удостоверения, справки с мест работы, договоры с дирекциями театров Баку, Грозного, Новочеркасска, Таганрога, Воронежа, приглашения, адреса и приветствия по случаю окончания театральных сезонов и юбилейных дат его деятельности, почетные грамоты) а также изобразительные материалы, переписку, материалы его родственников.

Есть среди материалов этого фонда тексты ролей, режиссерские разработки, программы и афиши с участием Г.М. Васильева, его фотографии и рисунки, выполненные карандашом и акварелью. Среди рукописей артиста сохранились статьи и выступления Г.М. Васильева: «Образ советского офицера на сцене», «Мой творческий путь», «Моя работа над ролью» и др.

В разделе переписки имеются письма С.Н. Дурылина, И.А. Ростовцева, А.Д. Попова, М.М. Подобедова, В.Н. Шумского и др. Адресатом самого Георгия Михайловича зачастую становилась его супруга − Вера Владимировна Юратова-Васильева.

В фонде актера хранится статья Н. Садковой «Заслуженный артист республики Г.М. Васильев», в которой автор дает оценку творческой деятельности именно воронежского периода: «… Васильева полюбил наш зритель, полюбил за то, что он пробуждал в нем горячий, напряженный интерес к жизни, к характерам сильным и цельным. Пусть не все одинаково ярко и верно в том, что создал этот художник. Васильев – неровный актер, он знает и неудачи. Но самое главное и самое радостное заключается в полноценном ощущении этим артистом нашей действительности. Он понял природу героизма людей и те качества, которые отличают их от героев прошлого. Поэтому даже и тогда, когда он рисует нам людей старого мира, в нем ощущаешь художника».

Н.Ю. Грянченко,
главный специалист РГАЛИ