Список фондов

Недавно в РГАЛИ случилось волнующее событие: Элеонора Эдуардовна Тиссэ передала личный архив своего отца − кинооператора, сценариста и режиссера мирового значения Эдуарда Казимировича Тиссэ (1897/1899 – 1961) и его супруги, своей матери, Бьянки Петровны (1921−2005).

Эти уникальные документы – личная переписка, творческие записи к съемкам, раскрывающие бесценные секреты мастера, его сценарии, рисунки, фотографии, а также записи и рисунки Б.П. Тиссэ – не просто раскроют для нас методы работы и открытия в области киноискусства и сценарной работы, но помогут прояснить множество событий в жизни самого Э.К. Тиссэ. Например, узнать точную дату его рождения (как он приписал себе два года, чтобы в 15 лет пойти на фронт оператором) и обстоятельства жизни (не «латышского стрелка», а барона Тиссэ, вынужденного всю жизнь скрывать это); полный список кинокартин, снятых Эдуардом Казимировичем и как оператором, и как самостоятельным сценаристом и режиссером, понять непростые творческие взаимоотношения с его коллегами. Документы, охватывающие почти полвека, бережно хранились в семье Тиссэ наряду с дорогими ему реликвиями: письменными приборами, его скульптурными изображениями, уникальными сувенирами, которые оказались в семье после работы в Мексике и Северной Европе, пишущей машинкой начала ХХ века, теннисной ракеткой и рядом других.

Директор РГАЛИ О.А. Шашкова, заведующая центром комплектования И.Ю. Зеленина и главный специалист центра Ж.В. Никольская не только с трепетом изучали полученные реликвии, но с большим интересом слушали редкие по подробностям и ранее неизвестным фактам рассказы Элеоноры Эдуардовны, приехавшей для передачи материалов из Норвегии.

Эта встреча имеет для РГАЛИ огромное значение, поскольку наш архив и история мирового кинематографа теперь обогатились еще одним уникальным по полноте и ценности собранием документов крупнейшего мастера кино – едва ли не самого «важного из искусств».