Чувство ритма, так же, как и вкус,
должен развиваться художником прежде всего.
В.С. Лемпорт
12 июля 2022 года исполняется 100 лет со дня рождения известного скульптора-монументалиста Владимира Серегеевича Лемпорта (1922-2001), работавшего в со-авторстве с Николаем Андреевичем Силисом в 1960-1980-е годы. Здания с горельефами и декоративными панно, созданными В.С. Лемпортом и Н.А. Силисом, являются классикой советского послевоенного модернизма.
Владимир Сергеевич Лемпорт родился в Тамбове, учился художественной школе в Москве. В 1940 году его призывают служить в армию, через год будущий скульптор попадает на фронт. За отличие в боях под Сталинградом был награждён орденом Красной Звезды. В 1942 году В.С. Лемпорт получил тяжёлое ранение и впоследствии был комиссован из рядов Красной Армии. В РГАЛИ хранятся написанные им, как участником Великой Отечественной войны, автобиографические «Записки лейтенанта», «Война без ретуши. Записки младшего лейтенанта» и другие воспоминания об этом периоде.
В 1950 году В.С. Лемпорт закончил факультет монументальной и декоративной скульптуры Московского Высшего Художественно-промышленного училища (Строгановское училище). Его дипломной работой под руководством выдающегося скульптора Г.И. Мотовилова стали барельефы «Труд» и «Наука» на фасадах МГУ на Воробьевых горах. Помогали выпускнику студенты младших курсов – В.А. Сидур и Н.А. Силис. В 1954 году несколько молодых скульпторов, включая В.С. Лемпорта и В.А. Сидура, опубликовали критическую статью «О молодых кадрах и старых порядках», посвященную теоретическим и практическим задачам, в том числе проблеме синтеза скульптуры и архитектуры. В следующем году появилась еще одна критическая статья «Против монополии в скульптуре», связанная заказом на оформление Дворца культуры и науки в Варшаве, в котором принимал участие коллектив ЛеСС (аббревиатура первых букв фамилий Лемпорт, Сидур, Силис).
С 1961 года после распада тройственного союза ЛеСС, В.С. Лемпорт и Н.А. Силис продолжали работать совместно над монументальными заказами. Горельефы и панно В.С. Лемпорта и Н.А. Силиса украшают фасады и интерьеры общественных зданий в городах России и городах бывших союзных республик, а так же зданий посольств в Нигерии (1968) и Греции (1980). Среди наиболее известных произведений: Дворец культуры и науки в Варшаве (1955), стадион в Лужниках (1956), Дворец Советов (1960), административное здание «Каракумстрой» (1967) и республиканская библиотека Туркменской ССР имени К. Маркса (1983) в Ашхабаде, гостиница "Турист" и Государственная библиотека в Ростове-на-Дону (1973-84), театр Русской драмы в Уфе (1982), Академгородки Новосибирска и Красноярска (1985), гостиница «Ариадна» и «Артек» в Крыму (1986), керамическая композиция «Музыка» на фасаде концертного зала Дома-музея П.И. Чайковского в Клину (не сохранилась). И если первая монументальная скульптура для Варшавы была выполнена в стиле академической традиции, то последующие работы отражали влияние разных направлений и стилей в искусстве современности и культуре прошлых веков.
Кроме этого, В.С. Лемпорт занимался станковой скульптурой, графикой и живописью. Среди наиболее известных работ портреты-рельефы: физиков Л.Д. Ландау (1975), А. Эйнштейна (1964), гениев европейской культуры – И.-С. Баха (1994), Л. Бетховена (1993), И. Гете (1994), Данте (1969), Микеланджело (1972). Они выполнены из бронзы, гипса, бетона, шамота, майолики и других материалов.
В.С. Лемпорт был участником многих групповых выставок в Москве – молодежной выставки в Академии художеств (1956), выставок в выставочном зале Союза художников на улице Беговой (1958-1965), выставки коллекции Александра Глезера в муниципальном выставочном зале Беляево (1990), выставки «Другое искусство» в Центральном Доме Художника (1991) и многих других. Большая персональная выставка «В. Лемпорт. В. Силис» прошла в 1987 году. В 2001 году посмертная персональная выставка В.С. Лемпорта состоялась в ЦДХ.
В.С. Лемпорт снимался в эпизодах в популярных кинофильмах лучших киностудий. Сначала было приглашение бывшего одноклассника, кинорежиссера Т.Ю. Вульфовича в фильм «Улица Ньютона, дом 1» (1963). Для этого фильма скульптор сделал портреты ученых из пенопласта. Затем последовали приглашения от Ю.Г. Ильенко в фильмы «Родник для жаждущих» (1965) и «Белая птица с черной отметиной» (1971), Д.С. Фирсовой в фильм «На полпути к Луне» по В. Аксенову (1966), П.Г. Любимова в фильм «Бегущая по волнам» (1967), С.А. Герасимова в фильм «Любить человека» (1972).
Материалы для создания личного фонда В.С. Лемпорта были переданы его многолетним со-автором и другом скульптором Н.А. Силисом. Они составляли более одной тысячи документов. В 2022 году материалы прошли научное описание и стали доступны для исследователей в читальном зале. В настоящее время в личном фонде В.С. Лемпорта 122 единицы хранения, документы охватывают 1947-2002 годы.
Монументально-декоративное творчество В.С. Лемпорта и его современников ждет своих исследователей, так как в последние десятилетия все большую культурную ценность приобретают общественные здания в стиле «брутализма», распространенного по всему миру в 1950-1970-е годы. Этот стиль был связан с масштабным градостроительным подходом к архитектуре. Он противопоставлял себя легкости и изяществу «интернационального стиля» раннего модернизма, ценностям общества массового потребления и находил свои выразительные средства в монументальном искусстве неевропейских цивилизаций. Свои лучшие монументально-декоративные горельефы и панно В.С. Лемпорт создавал в этом стиле, например, в Ашхабаде.
Раздел творческих материалов представлен оригинальными рисунками и набросками, собственным переводом с итальянского языка и иллюстрациями к поэме Данте «Божественная комедия», а так же многочисленными фотографиями монументальных работ, созданных совместно с Н.А. Силисом в 1960-1980-е годы и фотографиями станковых работ, в том числе «Муза», «Падший ангел», «Суд Пилата», «Уличные музыканты» и других, скульптурных портретов поэтов А. Блока, В. Маяковского, Б. Пастернака, Б. Слуцкого, писателей и драматургов Э. Радзинского, Ю. Коваля и других.
Особенную ценность представляют дневники, или как они сами называли «бортовые журналы» и «черные ящики», которые вели в совместной мастерской в 1960-1990-е годы, а так же дневники, которые они вели во время заграничных поездок, связанных с выполнением монументальных работ в 1960-1980-е годы и путешествий по Европе в 1990-е годы. Например, один из рукописных дневников называется «Эллада глазами Лемпорта и Силиса» (нач. 1980-х). Эти многолетние записи позволяют понять тот интенсивный ритм творческой жизни, которым жили скульпторы, выполняющие сложные заказные монументальные работы. Некоторые из этих дневников и воспоминаний были опубликованы, но очень маленьким тиражом.
На протяжении всей жизни В.С. Лемпорт писал статьи, эссе, рассказы, воспоминания. В его фонде представлены тексты разных лет. Например, рукописи статьей «О барельефной композиции» (1947), «Человек – не икона» о В. Маяковском, газетные публикации «Счищая накипь» о поэтах революции в газете «Московском художнике» (1988) и «О министрах, секретарях, референтах, директорах, прорабах и работягах» в газете «Экономика и мы» (1990).
Важные документы В.С. Лемпорта хранятся в фонде № 2943 МОССХ (Московского Союза советских художников). Прежде всего, это машинописи стенограмм выступления на собраниях скульптурной секции МОССХ по обсуждению статьи «Против монополии в скульптуре» в «Литературной газете» в 1954 году, выступлений в дискуссиях о художественном образе в 1955 году, на обсуждении выставок. В этом фонде так же находятся: постановление с рекомендацией о приеме в кандидаты этой творческой организации в 1950 году и переводе в члены в 1956 году, заявления о творческой помощи для участия в молодежной выставке в 1956 году.
В личном фонде № 3378 В.А. Сидура представлены автографы очерка «Евангелие от Матфея» сер. 1960-х годов и дневниковых записей в форме писем писателю Ю.И. Ковалю 1964-1965 годов, а так же переписка В.С. Лемпорта и Н.А. Силиса. В личном фонде № 3419 Н.А. Силиса хранятся совместные с В.С. Лемпортом дневники, в том числе выдержки из дневника «Мы. Я – Н. Силис. Он – В. Лемпорт», коллективная статья В.С. Лемпорта, В.А. Сидура, Н.А. Силиса «Они были в нашей скульптурной мастерской», машинопись с авторскими правками. В советское время эта мастерская была уникальным местом, где собирались писатели, поэты, переводчики, деятели театра и кино – Б.А. Ахмадулина, Н.В. Богословский, А.И. Ваксберг, А.А. Вознесенский, С.А. Герасимов, Е.А. Евтушенко, Ю.В. Никулин, В.М. Шукшин, С.И. Параджанов и многие другие, а так же ученые – А.И. Китайгородский, А.Г. Лундин, А.Б. Мигдал и другие. Известность мастерской в среде интеллигенции и личные связи В.С. Лемпорта с миром кино, вероятно, повлияли на то, что в этой мастерской снимались эпизоды фильма А.Н. Митты и К. Ёсида «Москва – любовь моя» (1974), где японскую балерину играла К. Курихара, а московского скульптора О. Видов.
Творческий союз В.С. Лемпорта и Н.А. Силиса стал прототипом скульпторов Ламбурга и Филина в книге В.П. Аксенова «Таинственная страсть. Роман о шестидесятниках» (2007). Роман был экранизирован режиссером В. Фурманом, сериал показан по Первому каналу телевидения (2016). Можно надеяться, что об этом творческом дуэте появятся и научная монография.
З.Б. Стародубцева,
главный специалист РГАЛИ