«Стремительное развертывание социалистического строительства в СССР вызывает серьёзный интерес зарубежных наблюдателей. Осознавая это, Госиздат РСФСР начинает издание специального иллюстрированного журнала “СССР на стройке”, который бы отражал размах строительства, ведущегося в Советском Союзе.
Фоторепортаж как метод рассказа о социалистическом строительстве был выбран Госиздатом потому, что фотография во многих случаях оказывается доходчивей и убедительней, чем самая лучшая статья.
“СССР на стройке” будет ежемесячно выходить на английском, немецком, французском и русском языках.
Редакция журнала “СССР на стройке” надеется, что журнал будет встречен с интересом всеми теми, кто интересуется прогрессом социалистического строительства в СССР».
От редакции «USSR in Construction»
(английский выпуск «СССР на стройке»), 1930, № 1.
Первый номер «СССР на стройке» вышел в декабре 1929 года. Изначально предполагалось, что он станет лишь иллюстрированным приложением к журналу «Наши достижения», однако в результате новый проект вырос в более грандиозное и амбициозное издание.
«СССР на стройке» прежде всего был предназначен для зарубежных читателей и ставил своей целью продемонстрировать миру успехи и достижения молодого революционного государства. Вот почему в издании использовались только фотографии — самый достоверный и правдивый способ изложения информации. Максим Горький — первый редактор — в своём кратком редакционном предисловии так объяснял идею и задачи нового проекта: «...чтобы лишить наших врагов внутри и вне Советского Союза возможности искажать и порочить показания слов и цифр … мы должны привлечь на службу нашему строительству фото и кино. Кино и фото впервые способны наглядно и точно представить громадность размаха строительной работы, совершаемой пролетариатом в Стране Советов».
Действительно, оформление журнала было очень ярким, наглядным и оригинальным, представляя собой неповторимый визуальный эксперимент, уникальность которого заключалась так же и в том, что отражение масштабов грандиозного строительства, закипевшего по всему Союзу, представлялось чрезвычайно сложной задачей. Многие из возводящихся объектов были в самом зачатке, а значит, крайне далеки от того, чтобы порадовать глаз или пленить воображение, часто строительство велось в удалённых районах с непростым климатом и в тяжёлых условиях. Эффектный агитационный образ на основе такого материала создать было довольно сложно — а от художников, фотографов и литераторов ждали именно этого.
Пройдя путь в несколько трансформаций визуального ряда, «СССР на стройке» из стандартного фотоальбома превратился в серию наполненных внутренней динамикой фотоочерков, используя метод «не рассказа, а показа». За основу стиля был взят популярный в те годы полиграфический конструктивизм с его контрастными фотографиями, фотомонтажом, страницами-вставками, складывающимися листами и вшитыми тетрадями. В вёрстке издания не было полей — так он максимально походил на киноэкран, на котором полосы-кадры шли одна за другой и представляли собой пространственно-динамическую композицию, напоминающую документальное кино. При этом каждый выпуск журнала печатался на Гознаке с использованием в типографии ротогравюрных печатных машин, обеспечивающих наиболее высокое качество, сравнимое с печатью ассигнаций.
Отдельные издания оформлялись с еще бόльшим изыском. Например, номер 1934 года, посвященный XVII съезду ВКП(б), был завернут в кусок ткани оболочки стратостата «СССР-1», установившего новый мировой рекорд высоты полета в 19 километров. Также к номеру была приложена грампластинка с рассказами о четырёх большевистских победах. Номер, посвященный самолету АНТ-20 «Максим Горький», имел обложку из алюминиевой фольги, а в оформлении номера 1936 года, посвященного Грузии, и вовсе использовалось сусальное золото. Да, почти каждый выпуск, посвященный отдельной теме и рассказывавший о достижениях советской власти в строительстве, науке, технике, сельском и лесном хозяйстве, промышленности, армии, нередко превращался в произведение искусства. В разные годы с журналом сотрудничали многие популярные художники и фотографы, такие как Александр Родченко и его жена Варвара Степанова, Эль Лисицкий, Роман Кармен, Эдуард Тиссэ, Евгений Халдей, Джон Хартфилд, а тексты писали известные советские литераторы — Максим Горький, Исаак Бабель, Михаил Кольцов, Валентин Катаев и другие. Первый номер «СССР на стройке» вышел под редакцией Максима Горького, а в дальнейшем главными редакторами журнала были Георгий Пятаков, Валерий Межлаук, Александр Косарев, Фёдор Гладков.
Госиздат весьма рационально организовал производство: вначале с одних и тех же печатных форм во всех «национальных версиях» журнала печатались фотографии, а уже потом, на вторую прокатную форму, наносились тексты на разных языках — и получались четыре разных номера. Сколько-нибудь серьёзного различия между русским и иноязычными изданиями не существовало, разве что на титульной странице иностранных номеров не было лозунга «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». По свидетельству журналиста Эдмунда Уилсона, даже убежденные антикоммунисты не могли не поддаться «гипнозу фотографий тракторов и гидроэлектростанций».
«СССР на стройке» издавался ежемесячно вплоть до 1941 года, после начала войны выпуск был прекращён. Попытка возобновить издание журнала в 1949 г. в довоенном формате не увенчалась успехом, и с 1950 г. он стал выходить в новом варианте под названием «Советский Союз».
В архивохранилище печатных изданий РГАЛИ хранится полная подшивка «СССР на стройке» за 1933 год с именным тиснением для наркома пищевой промышленности СССР А.И. Микояна. Темы, которым были посвящены номера, впечатляют размахом: советское автомобилестроение, 15-летие Красной армии, освоение Волги, развитие Белорусской ССР, сельское хозяйство в СССР (номер в подшивке — на немецком языке), освоение Камчатки, строительство Макеевского завода (Макстрой) и Луганского паровозостроительного завода (Луганскстрой), открытие Челябинского тракторного завода, освоение Арктики, советская Средняя Азия, 10-летие Бурят-Монголии, строительство Беломорско-Балтийского канала. Каждый номер, действительно, погружал читателя в особую советскую эстетику, которая вызывает восхищение даже в нынешнее время, настолько грандиозно и мастерски написана картина эпохи индустриализации.
В.А. Васенкова,
главный специалист РГАЛИ