Список фондов

Викентий Викентьевич Вересаев (наст. фам. Смидович) родился в дворянской семье тульского врача Викентия Игнатьевича Смидовича и Елизаветы Павловны (Юницкой), имевшей польские корни.

После успешного завершения обучения в Тульской классической гимназии Викентий в 1884 году поступил в Санкт-Петербургский университет на историко-филологический факультет. Уже через год из печати вышло первое опубликованное произведение 18-летнего автора — стихотворение «Раздумье». Университет Викентий окончил в 1888 году и тогда же решил продолжить учебу в Дерптском университете, но уже на медицинском факультете, в том числе и потому, что следовал семейной традиции. Обучение в Дерпте Смидович завершил в 1894 году; писал он впоследствии об этом так: «Почему на медицинский? Главная причина: уже в то время моею мечтою было стать писателем; а для этого представлялось необходимым знание биологической стороны человека, его физиологии и патологии; кроме того, специальность врача давала возможность близко сходиться с людьми самых разнообразных слоев и укладов; для меня это было особенно нужно, так как характер у меня замкнутый и схожусь я с людьми трудно».

Жертвенное начало избранной второй профессии привело к тому, что еще будучи студентом, Викентий в 1892 году выезжал «на холеру» в Екатеринославскую губернию, недалеко от Юзовки, на Донбасс. Тот год в чем-то стал рубежным для него. Автор уже нескольких признанных рассказов и повестей, он, пораженный условиями труда горняков, написал цикл очерков «Подземное царство». Именно на этой публикации врач-писатель впервые ставит свой псевдоним — «В. Вересаев».

Несмотря на годы учебы, а затем и службы врачом Викентий Викентьевич все время продолжал писать — стихи, повести, рассказы. Не много и не часто, однако они регулярно появлялись в печати. Особый интерес вызвала его первая крупная повесть «Без дороги», вышедшая в 1895 году.

Первым же местом работы Викентия Викентьевича (до 1901 года) стала «Петербургская городская барачная в память С.П. Боткина больница». Врачебная практика привела его к важному выводу: «Врач — если он врач, а не чиновник врачебного дела — должен прежде всего бороться за устранение тех условий, которые делают его деятельность бессмысленной и бесплодной, он должен быть общественным деятелем в самом широком смысле слова». Раздумья о врачебном призвании привели его к вполне ожидаемому изменению политических симпатий, которые от народничества повернули в сторону «легального марксизма». Именно эта сторона жизни молодого врача — политическая неблагонадежность — стала причиной его увольнения из больницы, причем с запретом на пребывание в столицах на два года.

В 1904 году в связи с началом Русско-японской войны он был призван в армию в качестве младшего ординатора. Ассистируя в полевом госпитале, Вересаев стал участником боев при Шахе и Мукдене. Из Манчжурии вернулся только в 1906 году. А вскоре вышли его известные записки «На японской войне», сделавшие В.В. Вересаеву настоящее имя среди литераторов. К этому периоду он уже получил право жить в Москве, затем несколько раз выезжал за границу, в Грецию, увлекшись древнегреческой литературой и переводческой деятельностью.

С началом Первой мировой войны его как врача вновь мобилизовали. Сначала Вересаев служил полковым врачом, затем заведовал военно-санитарным дезинфекционным отрядом Московского железнодорожного узла. Политическая деятельность, никогда не увлекавшая Викентия Викентьевича, ушла далеко на второй план, но годы революций поставили его перед выбором. В итоге стопы 50-летнего врача и талантливого писателя направились на юг, в Крым. Именно здесь он прожил до 1921 года, а затем не без помощи родственника-большевика П.Г. Смидовича вернулся в центр.

«Вхождение» Вересаева в новую общественную среду началось с участия в организации, которая помогла немалому слою старых литераторов принять изменившиеся условия и давала некоторую защиту корпоративных интересов. Речь идет о Всероссийском союзе писателей, просуществовавшем с 1920 по 1932 год. В.В. Вересаев стал его председателем и одновременно — консультантом нового советского издательства «Недра». Эти годы поиска привели к пониманию необходимости обобщения всего ранее написанного и опубликованного; так в 1928—1929 годах писатель получил возможность издать свое полное собрание сочинений в 12 томах. Неслучайным поэтому стало избрание В.В. Вересаева в 1934 году одним из членов правления Союза писателей СССР. В 1937—1941 годах вышли его переводы «Одиссеи» и «Илиады», раскрывшие и эту сторону дарования Вересаева. Одновременно он работал над биографическими книгами о Пушкине и Гоголе, Достоевском, Толстом, Ницше. Пробовал себя Викентий Викентьевич и в театральных постановках. Им были написаны пьесы «Конец Андрея Ивановича», «В священном лесу», а также «Последние дни (Александр Пушкин)» в соавторстве с М.А. Булгаковым.

В 1943 году его заслуги перед русской литературой были отмечены Сталинской премией 1-й степени — «за многолетние выдающиеся достижения в области искусства и литературы». Но 60-летие начала писательской стези Викентию Викентьевичу отметить было не суждено — в июне 1945 года он скончался, в возрасте 78 лет.

За свою долгую литературную карьеру Вересаев показал себя одним из крупнейших писателей в жанре критического реализма. Начиная как продолжатель традиций народнической литературы, он далее сместил свой взгляд на представителей революционной интеллигенции.

* * *

В ЦГЛА (РГАЛИ) фонд Викентия Викентьевича Вересаева поступил из Гослитмузея и хранится под номером 1041. Основную часть фонда передала вдова писателя, его троюродная сестра М.Г. Смидович, а также, уже непосредственно в архив — племянница В.М. Нольде (с 1950 по 1985 годы). Помимо этого, часть документов выделена из других фондов, поступила от разных лиц.

В фонде богато представлены рукописи Вересаева (романы, повести, рассказы; очерки, статьи, в том числе запрещенные в предвоенные годы в советское время отрывки из романов «В тупике» и «Сестры»; а также пьесы, стихотворения, его переводы, лекции и выступления; воспоминания). Большую ценность представляют записные книжки Вересаева и его дневники, начиная с 1881 года и вплоть до 1945 года. Есть в личном фонде письма писателя и к нему, причем в переписке представлено огромное число корреспондентов, среди которых почти весь цвет российской и советской литературы конца XIX — середины XX веков: Горький, Чехов, Андреев, Короленко, Толстой, Михайловский и многие другие.

В РГАЛИ хранятся собранные писателем документы и материалы о нем, изобразительные источники, среди которых находится большой массив документов, посвященных Пушкину, множество статей с дарственными надписями.

Помимо этого, фонд содержит материалы родственников Вересаева, в основном супруги М.Г. Смидович, и отца В.И. Смидовича.

Документы, связанные с писателем, сохранились в архиве в огромном множестве других фондов: А.Н. Ангарского (Ф. 24), А.М. Калмыковой (Ф. 258), Е.Ф. Никитиной (Ф. 341), Б.Л. Пастернака (Ф. 379), И.А. Новикова (Ф. 343), И.А. Бунина (Ф. 44) и других, — не говоря о материалах фондов учреждений: Союза писателей СССР (Ф. 613), Детгиза (Ф. 630), Издательства А.Ф. Маркса (Ф. 335), Государственного издательства «Художественная литература» (Ф. 613), Редакции журнала «Октябрь» (Ф. 619) и многих других.

Лишь глядя на архив Викентия Вересаева и количество его документов в других фондах, можно сделать выводы о его творческом даровании и авторитете в писательском кругу, влиянии на других литераторов. Вересаев, без сомнения, был крупной фигурой в отечественной литературе пред- и послереволюционного периода, и замечательно, большая часть его фонда сохранилась в архиве, а эти ценнейшие документы дошли до наших дней.

С.А. Шмыров,
заведующий архивохранилищем РГАЛИ

Фотогалерея
  • Фотография В.В. Вересаева. 4 октября 1936 г. РГАЛИ. Ф. 1041. Оп. 4.

  • Фотография В.В. Вересаева. [1888—1894] гг. РГАЛИ. Ф. 1041. Оп. 4.

  • Личная карточка В.В. Вересаева. 12 декабря 1943 г. РГАЛИ. Ф. 631. Оп. 39.

  • Письмо В.В. Вересаева И.А. Бунину. Черновик, без конца. [1913] г. РГАЛИ. Ф. 1041. Оп. 5. Автограф.

  • Отрывок из дневника В.В. Вересаева. 1 февраля 1905 г. РГАЛИ. Ф. 1041. Оп. 4. Автограф.

  • Отрывок из перевода В.В. Вересаевым поэмы Гомера «Илиада». Песнь XIX. Пер. с греч. яз. 1938—1939 гг. РГАЛИ. Ф. 1041. Оп. 4. Автограф в тетради.

  • Пьеса В.В. Вересаева и М.А. Булгакова в 4-х действиях «Последние дни (Пушкин)» = («Александр Пушкин»). 1934—1935 гг. РГАЛИ. Ф. 1041. Оп. 4. Обложка с автографом В.В. Вересаева

  • Отрывок из романа В.В. Вересаева «Сестры». Текст, изъятый Главлитом из романа. Издание ГИХЛ 1933 г. РГАЛИ. Ф. 1041. Оп. 3. Машинопись.

  • И.А. Новиков. Некролог В.В. Вересаеву «Прощальное слово». 4 июня 1945 г. РГАЛИ. Ф. 1041. Оп. 1. Авторизованная машинопись.

  • И.А. Новиков. Некролог В.В. Вересаеву «Прощальное слово». 4 июня 1945 г. РГАЛИ. Ф. 1041. Оп. 1. Авторизованная машинопись.