Композитор, дирижер и педагог Трувор Карлович Шейблер родился в семье русских подданных немецкого происхождения. Общепринятой датой его рождения считается 12 марта (28 февраля по ст. ст.), однако сам композитор в автобиографиях указывал 13 марта, то есть 29 февраля (Ф. 2077. Оп. 3. Ед. хр.191), поскольку по юлианскому календарю 1900 год считался високосным.
Отец композитора, Карл Христофорович Шейблер, был инженером, занимался строительством металлургических заводов на Украине и Донбассе, но скончался в Горловке через год после появления на свет сына. Его вдове, преподавательнице французского языка, выпало воспитывать сына одной. Детство будущего композитора прошло в Екатеринославле. С 1907 года, показывая успехи в музыке, Трувор учился в местной частной музыкальной школе, а в 1909 поступил в училище Императорского Русского музыкального общества. В 1914 году вместе с семьей он переехал в Петроград, где продолжил занятия музыкой.
Окончив в 1918 году гимназию, поступил в Петроградскую консерваторию, где проучился с перерывами до 1924 года, так ее, однако, и не окончив. Одновременно Трувор учился на юридическом факультете Петроградского университета, подрабатывая в клубах военных частей Петрограда пианистом-аккомпаниатором. Когда осенью 1919 года войска Н.Н. Юденича начала наступление на Петроград, Шейблер добровольцем вступил в ряды РККА, участвовал в боях под Гатчиной, Детским Селом (Пушкин) и Ямбургом (Кингисепп). Так влившись в военные ряды, он продолжил затем выступления в клубах военных частей инструктором по музыкальным вопросам, выступал с докладами и просветительскими лекциями, сотрудничал со школой Всевобуча. В 1923 году был демобилизован, и до начала 1924 года работал в петроградских театрах, организациях Пролеткульта, писал музыку для оформления спектаклей и кинофильмов.
В 1924 году Трувор Шейблер был назначен заведующим музыкальной частью и дирижером Передвижного театра оперы и оперетты и выехал на гастроли в Сибирь, однако вскоре коллектив распался. Следующие 15 лет композитор провел в разъездах по городам Сибири и Урала, работал в Тобольске, Тюмени, Перми, Свердловске, преподавал в музыкальных школах, читал лекции. Об этом периоде он писал так: «В Молотове и Свердловске я проработал в самых разнообразных должностях: и как дирижер, и как пианист-солист, и концертмейстер, и музыкальный редактор радиокомитета, и лектор. Все время я упорно работал над самообразованием и над созданием своих произведений. Но в годы с 1924 по 1938 основная композиторская работа сводилась главным образом к писанию музыки к спектаклям и литературно-музыкальным передачам по радио» (Ф. 2077. Оп. 3. Ед. хр. 191).
Этот «кочевой» период жизни Трувора Карловича не только дал ему огромный опыт организаторской и исполнительской деятельности, но и открыл в нем талант композитора. Именно в те годы мы были написаны песни об уральских заводах и шахтах для хоров самодеятельности, песни «Даурия» и «Красноармейская» для хора Красноармейского Свердловского гарнизона, музыка к поэме Г. Лонгфелло «Песнь о Гайвате», сказкам А.С. Пушкина и другие произведения для Свердловского Радиокомитета. В это же время в Перми усилиями Т.К. Шейблера удалось создать симфонический оркестр, который принимал участие в спектаклях театра, давал концерты на радио, активно гастролировал, выступал в красноармейских частях. Тогда же в Свердловской области он способствовал появлению нескольких местных театральных коллективов, а в Кизеле — музыкальной школы.
В 1936 году Трувор Карлович принял участие в музыкальной фольклорной экспедиции, организованной Валерией Яковлевной Брюсовой для сбора уральского песенного фольклора. На основе записанного материала Шейблер создал несколько композиций.
В 1938 году во время гастролей Свердловского театра им. «Комсомольской правды» (ныне Пермский академический Театр-Театр) в городе Лысьва Шейблер был арестован, однако спустя 8 месяцев дело, точные обстоятельства которого для композитора так и остались загадкой, было закрыто. Поскольку его место в театре почти сразу было занято, то он принял предложение Ереванской филармонии и около года писал по ее заказу пьесы для эстрады.
В 1939 году Шейблер переехал в Кабардино-Балкарскую АССР. Годы жизни в этом регионе стали самыми плодотворными в творческой биографии композитора. С самого начала пребывания в Нальчике Шейблер развернул широкую музыкальную и общественную деятельность. Он тесно сотрудничал с Кабардинским и Русским театрами, писал для Радиокомитета, преподавал в местной музыкальной школе (ныне Детская музыкальная школа № 1 им. Ю.Х. Темирканова), сформировал музыкальный репертуар Кабардино-Балкарского Государственного ансамбля пляски и музыки (с 1965 года — ансамбль «Кабардинка»). В поездках по Кабардино-Балкарии записал и обработал свыше пятисот образцов музыкального фольклора, на основе которого сочинил множество песен и оркестровых произведений на национальные темы: «Поэма об Андемиркане», музыка к спектаклю «Гошагах и Кааншауби» и другие.
В первые дни Великой Отечественной войны Шейблер написал несколько песен на слова кабардинского поэта Али Шогенцукова: «Прочь, поджигатели войны!», «Идет война священная», «Все беритесь за оружие». Осенью 1941 года как этнический немец Шейблер был выслан сначала в Майкаин (Казахская ССР), затем в январе 1942 года мобилизован в трудовую армию и направлен в Соликамск. До 1947 года он работал заведующим музыкальной частью клуба им. Дзержинского. В 1945 году для детского хореографического кружка при клубе написал и поставил детский балет «Муха-Цокотуха» по одноименной сказке К.И. Чуковского.
Получив возможность вернуться в ставший уже родным Нальчик, композитор полтора года пробыл в должности художественного руководителя и главного режиссера Кабардино-Балкарской филармонии, а в 1959 году возглавил Союз композиторов Кабардино-Балкарской АССР.
Одним из наиболее известных произведений послевоенного периода стала опера-балет «Нарты» (либретто Бетала Куашева на основе Нартского эпоса), написанная к 400-летию присоединения Кабарды к России. Само событие широко отмечалось в Москве в 1957 году в рамках Декады литературы и искусства КБАССР. Летом 1957 года опера-балет «Нарты», поставленная Кабардино-Балкарским государственным ансамблем песни и пляски, была показана на сцене Большого театра в Москве.
Большое внимание Т.К. Шейблер всегда уделял педагогической деятельности. В 1953 году при его непосредственном участии на базе городской детской музыкальной школы был открыт интернат для детей из отдаленных аулов, готовивший профессиональные национальные кадры. О значении Шейблера как педагога и учителя свидетельствуют сохранившиеся в его фонде письма бывших учеников (Ф. 2400. Оп. 1. Ед. хр. 113), среди которых особое внимание привлекают два письма юного Юрия Темирканова, написанные будущим всемирно известным дирижером в первый год самостоятельной жизни и учебы в Ленинграде (Ф. 2400. Оп. 1. Ед. хр. 103).
За заслуги в области развития музыкальной культуры кабардинского и балкарского народов в 1951 году Трувору Карловичу было присвоено почетное звание заслуженного деятеля искусств КБАССР, а в 1957 — почетное звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.
15 марта 1960 года в Нальчике состоялся торжественный вечер в честь 60-летия композитора, а спустя всего два дня он скоропостижно скончался. Похоронен на городском Христианском кладбище Нальчика.
***
В РГАЛИ хранится личный фонд Трувора Карловича (Ф. 2400), поступивший от вдовы композитора художницы Марии Сергеевны Шейблер в марте 1963 года и насчитывающий 139 единиц хранения. К сожалению, в нем практически отсутствуют документы Петроградского периода, однако довольно полно представлено творческое наследие за 1930-е — 1950-е годы, — время работы на Урале и в Кабарде. Это нотные автографы инструментальных и вокальных произведений, многочисленные программы концертов с участием Шейблера и возглавляемых им коллективов, фотографии сцен из спектаклей, поставленных по его произведениям, и другие документы.
К.С. Куксова,
главный специалист РГАЛИ