Официальной датой образования ЦДРИ считается 25 февраля 1930 года. Однако стоит сказать о предыстории его возникновения.
В 1920-х годах в Старопименовском переулке возник «Кружок друзей искусства и культуры», известный всей театральной Москве. В «Кружке», помимо актеров, писателей и поэтов, собирались и дельцы разного толка, что было порождением НЭПа. Здесь эта компания развлекались игрой в карты и бильярд.
Тогда-то созданный при содействии новой власти профсоюз работников искусств решил противопоставить «Кружку» творческий клуб иного толка. Помещение «Кружка», по совету наркома просвещения Анатолия Васильевича Луначарского, передали профсоюзу работников искусств, а также было принято решение об открытии Клуба театральных работников Москвы. Но только в феврале 1930 года состоялось его первое организационное собрание. После долгих дебатов, каким должен стать новый Клуб, было избрано правление в лице председателя Ф.Я. Кони, с заместителями И.Н. Москвиным и В.В. Барсовой.
Торжественное открытие Клуба 25 февраля собрало весь цвет театральной Москвы того времени, всех ведущих актеров: В.И. Качалов, И.М. Москвин, Л.М. Леонидов, О.Л. Книппер-Чехова, И.Н. Берсенев, С.В. Гиацинтова, С.Г. Бирман, А.М. Азарина, А.В. Нежданова, Н.А. Обухова, Л.В. Собинов, В.В. Барсова, Е.В. Гельцер, А.А. Яблочкина, В.Н. Рыжова, Б.В. Щукин, Ц.Л. Мансурова, Р.Н. Симонов, Н.М. Садовский, В.О. Топорков, А.И. Горюнов и многие другие.
В первом «капустнике» Клуба принимали участие С.В Образцов, Р.В. Зеленая, Б.М. Тенин, Л.Б. Миров. На этом же заседании был и выступал с чтением своей поэмы «Во весь голос» В.В. Маяковский.
С самого начала Клуб решил организовывать работу художественных агитбригад, которые направлялись в сельские районы, на фабрики и заводы. Бригады выступали там с концертами, оказывали помощь избам–читальням, распространяли политическую литературу, одновременно помогая в полевых работах. В их деятельности принимали участие М.М. Блюменталь-Тамарина, В.И. Качалов, Ю.М. Юрьев, В.Э. Мейерхольд, а при самом Клубе был создан Штаб полевых бригад.
Работа Клуба проходила и в других направлениях: устраивались встречи с выдающимися деятелями искусств, с ударниками, героями–летчиками, творческие вечера актеров.
В это же время был организован и хор Клуба, в который вошли В.И. Качалов, С.М. Михоэлс, М.М. Тарханов, Л.В. Собинов, И.Н. Москвин, И.Н. Берсенев, братья Роберт и Рафаил Адельгейм. Дирижировал хором И.Н. Москвин. Поистине, талантливые люди талантливы во многом!
16 июля 1932 года в Москве открылся Клуб московских художников, работавший по принципу Клуба театральных работников, через три года объединившийся с Клубом работников искусств. Теперь это объединение стало называться Клубом мастеров искусств.
Работа обновленного Клуба проходила в духе времени: политическое воспитание; разработка творческих вопросов; организация культурного отдыха и досуга. Клуб проводил свою работу по секциям, что сохранилось и в дальнейшей деятельности организованного на его базе 26 декабря 1937 года профсоюза людей творчества — Центрального комитета работников искусств, сокращенного названного профсоюзом Рабис. А центром культурно-политической работы профсоюза и местом встреч людей творчества стал Центральный дом работников искусств — ЦДРИ. Решением секретариата ВЦСПС от 29 мая 1938 года ЦДРИ было предоставлено помещение по Пушечной улице, дом 9, где этот Дом — с заглавной буквы — помещается и ныне.
В.В. Барсова была избрана первым председателем Совета (Правления) ЦДРИ, а директором ЦДРИ назначен Б.М. Филиппов.
К сожалению, документы ЦДРИ за предвоенные годы почти не сохранились. С началом Великой Отечественной войны работа ЦДРИ временно прекратилась, но уже приказом от 25 октября 1941 года Комитет по делам искусств возобновил его деятельность. Была поставлена задача мобилизовать оставшихся в Москве работников искусств на обслуживание частей Красной Армии, МПВО, войск НКВД, рабочих батальонов, пожарных команд, трудового фронта, московских госпиталей.
В ЦДРИ организовали 33 фронтовые бригады актеров по обслуживанию частей Красной Армии Западного фронта. Только под новый 1942 год в московских частях артисты дали 298 концертов, а также 17150 выездных спектаклей, концертов, бесед, лекций в частях Красной Армии, на трудовом фронте и призывных пунктах. В помещении самого ЦДРИ за 1941—1943 годы было дано для воинских частей 502 концерта — почти ежедневно, по несколько сеансов. И это не говоря об организации шефских концертов в госпиталях, для чего был даже создан Госпитальный отдел.
В июле 1942 года по постановлению ЦК профсоюза работников искусств от 29 мая 1942 года в Куйбышеве организуется филиал ЦДРИ.
Сразу же в послевоенный период, в 1945 году, сфера обслуживания концертами была расширена и создан отдел Художественного обслуживания промышленных предприятий.
В марте 1947 года вышло новое положение о ЦДРИ, утвержденное ЦК Рабис и Комитетом по делам искусств при СМ СССР. Согласно этому документу, ЦДРИ СССР находился в ведении ЦК Рабис, работая под его руководством, на основе плана, утвержденного КПДИ и с учетом планов работы творческих союзов: писателей, художников, композиторов и, конечно, ВТО. «Основной задачей ЦДРИ, — говорилось в документе, — является воспитание работников искусств как сознательных и активных строителей коммунистического общества, путем повышения идейно-политического и культурно-художественного уровня» (РГАЛИ. Ф. 2934. Оп. 1).
Эти уставные задачи ЦДРИ осуществлял путем организации концертов, творческих вечеров актеров, художественных выставок, лекций, докладов, семинаров, курсов по повышению квалификации и т.д.
Членами ЦДРИ могли быть творческие работники, профсоюзный актив и руководящие работники предприятий и учреждений искусства. Руководящим органом ЦДРИ утверждалось Правление, которое выбирало президиум, а президиум, в свою очередь, — председателя и двух заместителей. В организационном плане творческая работа ЦДРИ строилась на основе секций, состоявших из общественного актива.
Эта структура ЦДРИ существует и в настоящее время. Количество секций меняется, — то их становится больше, то количество уменьшается, однако каждая из секций по-прежнему связана с определенным направлением или жанром искусства. Сами названия секций тоже претерпевают некоторые изменения, но неизменно проводили и проводят мероприятия, встречи с деятелями искусства согласно своей направленности.
Так, в 1951 году Секция политпросветработы стала называться Секцией на политико-воспитательной работы. В это же время в ЦДРИ возник свой симфонический оркестр из педагогов музыкальных школ, появилась Секция педагогов художественных учебных заведений. В 1954 году на базе молодежного хора «Молодые голоса» создается эстрадный ансамбль.
В конце 50-х годов в связи с расширением культурных связей с зарубежными странами появилась Секция связи с зарубежными странами, задачей которой стала организация концертов зарубежных актеров в ЦДРИ, знакомство советских актеров с зарубежным искусством.
Тогда же при ЦДРИ было создано творческое объединение чтецов, впоследствии переименованное в Секцию чтецов; В это же время принято решение об открытии Университета искусств — «для повышения общекультурного уровня актива художественной самодеятельности». Существовали и Институт клубного работника, Университет для работников театров, музыкальных учреждений, художников.
Все эти уникальные по своей сути общественные объединения, инициативы, хотя и направлялись партийным руководством «свыше», однако давали замечательные результаты, росло мастерство как профессиональных творческих исполнителей, так и самодеятельных. В стране появился широкий выбор культурных мероприятий для самых разных слоев и самого разного уровня. Надо сказать, что практически все направления деятельности и структуры ЦДРИ, заложенные при его организации, показали свою жизнеспособность, давая возможность и в наши дни успешно работать этому учреждению.
***
Самые разнообразные сведения о творческой и методической работе секций ЦДРИ содержат документы его архивного фонда, хранящиеся в РГАЛИ. Существует 9 описей фонда ЦДРИ, включающих внушительный комплекс документов — более 26 тысяч единиц хранения, начиная с 1930 по 2000 годы. Не полностью сохранились материалы лишь за самые первые годы существования ЦДРИ. Сейчас фонд продолжает пополняться, поскольку ЦДРИ является одним из источников комплектования РГАЛИ.
Видовой состав материалов фонда весьма разнообразен: это и протоколы заседаний Правления, президиума и секций; отчеты о проведенных мероприятиях, планы обсуждений мероприятий, сценарии концертов, спектаклей, вечеров встреч с известными деятелями искусств, в том числе с зарубежными артистами, выставок, вечеров к юбилейным датам, вечеров памяти, посвященных творчеству деятелей искусств и много других документов.
Особо следует отметить наличие в фонде большого и интересного массива фотодокументов, запечатлевшего самые значительные события и имена истории отечественного искусства за почти век существования ЦДРИ.
Л.М. Бабаева,
главный специалист РГАЛИ