На долю выдающегося пейзажиста Юлия Юльевича Клевера выпал странный жребий — огромная прижизненная популярность и почти полное посмертное забвение.
Судьбы его жены и детей были и того печальнее: нужда и лишения преследовали их бесконечно, и только творчество — а они также были художниками — позволяло отвлечься от гнетущей реальности.
Ю.Ю. Клевер-старший родился в семье преподавателя Ветеринарного института, магистра химии, немца по происхождению. Окончив гимназию, он переехал в Петербург и поступил в архитектурные классы Академии художеств, из которых в 1870 году перешёл в класс пейзажной живописи профессора С.М. Воробьёва, а затем и профессора М.К. Клодта. Однако академические занятия вскоре наскучили молодому художнику, он перестал их посещать и был исключён из Академии. Впрочем, это ни капли не смутило талантливого юношу. Самостоятельно, без учителей и наставников, он начал активно работать на натуре, пытливо изучая природу вокруг, законы цвета и сочетания оттенков. Юлий устремлялся в самую глубь леса, забирался в непроходимые чащи, часами стоял под дождём или пронизывающим ветром, писал в любую погоду и при любом освещении. Именно поэтому, сочетая огромную работоспособность, трудолюбие и неиссякаемый интерес к природе, он сумел за короткий срок достичь впечатляющих результатов. Уже в 1871 году картину 21-летнего художника «Заброшенное кладбище зимой» приобрёл граф И.С. Строганов. Судя по всему, у графа был не только хороший вкус, но и лёгкая рука, поскольку всего через три года Юлий Клевер поразил весь художественный Петербург, организовав персональную выставку. Она с немалым успехом прошла на стендах Петербургского Общества поощрения художеств. Раньше на такое решались лишь немногие известные живописцы, такие как И.К. Айвазовский и В.В. Верещагин. Выставка прошла чрезвычайно успешно и, кроме общественного резонанса, имела ещё и большой коммерческий успех. Так началось восхождение Клевера на художественный Олимп.
Юлий Юрьевич писал быстро, размашисто и очень продуктивно. Русское искусство в то время переживало расцвет пейзажной живописи, и «клеверовский лес» занял здесь своё особое место. Густые тёмные чащи с огромными корневищами затонувших в болотах деревьев, тревожные багровые закаты, красочные рассветы, дымные от мороза облака с воздетыми к небу оголёнными ветвями стволов — всё это было наполнено драматизмом, окутано фантастическим флёром и, вместе с тем, совершенно точно знакомо каждому. Пейзажи Клевера были известны практически всем, о нём говорили в салонах, частных картинных галереях. Его картину «Лес зимой» приобрёл лично император Александр II, что само по себе стало событием. В стремлении поощрить молодого художника не отстала и Академия художеств: за картину «Лесная глушь» Юлий Юльевич, даже не окончивший их академического курса, получил звание профессора и, соответственно новому званию, квартиру и мастерскую в стенах Академии. Таким образом, всего в 31 год художник достиг всего, что в ту эпоху было только возможно для пейзажиста. Это значило также и то, что для состоятельных людей считалось дурным тоном не иметь в своей коллекции картин Клевера. Живописец оказался в зените славы, со всеми хорошими и худыми сторонами, которые дают обычно подобные статусы.
А тем временем, у него и его жены Зинаиды Карловны, урождённой Феро, подрастало четверо детей: две дочери — Мария и Ольга и двое сыновей — Юлий и Оскар, все начинающие художники. Несмотря на их неуёмную наследственную тягу к рисованию, с самого начала отец был против того, чтобы те пошли по его стопам, считая, что дети известных мастеров часто бывают слабоодарёнными. Позднее Юлий Юльевич изменит своё мнение, но именно из-за этой его изначальной строптивости дети так и не получили систематического художественного образования — Мария, Юлий и Оскар смогли стать лишь вольнослушателями Академии. Все художественное образование юных детей живописца состояло в этюдах и в изучении природы во время поездок с отцом в Финляндию и Белоруссию. Оскар Юльевич с переменным успехом сдавал экзамены, всегда экстерном, при реальном училище в Царском Селе, но аттестата зрелости так и не получил.
Позднее Оскар Клевер брал уроки акварели у Александра Бенуа, под влиянием которого, к большому неудовольствию Клевера-старшего (театрально-декорационная живопись считалась низшим жанром в иерархии живописи) решил стать театральным художником. Всю жизнь Оскар будто сбегал в те области искусства, где его не достанет шумная слава отца — был близок к художникам «Мира искусства» и «Голубой розы», иллюстрировал и оформлял книги, участвовал в агитационном театре в первые годы после революции, а затем создавал эскизы театральных костюмов и декораций в Передвижном театре П.П. Гайдебурова в Петербурге. На долю Оскара Юльевича тяжёлых испытаний выпало с лихвой, и всю свою долгую жизнь он стремился укрыться в сказочной, волшебной, даже мистической тени, рисуя акварели на фантастические и сказочные сюжеты. Наибольшую известность принесли ему иллюстрации к сказками Г.Х. Андерсена, часть которых он даже подарил дому-музею в родном городе сказочника датском Оденсе. О том, как важны были для него эти акварели, художник рассказывал сам: «Когда немцы в 1941 году заняли Пушкин (небольшой город к югу от Ленинграда), моя сестра и я вместе со многими другими были загнаны в лагерь. У меня не было ни красок, ни бумаги, так что рисовать я не мог. Когда я через некоторое время кое-что раздобыл, я продолжил — или, вернее, начал заново писать — мои акварели к сказкам Андерсена. Его сказок у меня не было, но я знал их почти наизусть. Чистые и светлые герои Андерсена вдохновляли меня и поддерживали мои уже немолодые силы. Я работал над акварелями в лагерном бараке. Сегодня я могу сказать, что я едва бы выжил без этой работы».
* * *
К счастью, получилось так, что в РГАЛИ хранятся фонды обоих художников: и отца Юлия Юрьевича (ф. 773), и сына Оскара Юльевича (ф. 2395).
Фонд Юлия Клевера, на первый взгляд, совсем небольшой — он содержит всего 2 единицы хранения за 1882−1891 годы: визитная карточка живописца с его факсимильной подписью и альбом с рисунками. Именно последний всегда вызывает живой интерес, поскольку в нём представлены рисунки пером И.К. Айвазовского, А.П. Боголюбова, Н.Д. Дмитриева-Оренбургского, нотные автографы А.П. Бородина, Р.Е. Дриго, А.Г. Рубинштейна, записи Ф.И. Булгакова, А.К. Варламова, Я.П. Полонского, А.А. Фета и многих других живописцев, писателей, композиторов.
Фонд Оскара Клевера немного обширнее. Среди 26 его единиц хранения за 1880-е—1960-е годы сохранились эскизы декораций, костюмов и кукол к спектаклям ленинградских театров за 1912−1950-е годы, письма П.П. Гайдебурова за 1947-1959 годы, посвящённые вопросам совместной работы над поисками гримов, созданием эскизов декораций и др., афиши спектаклей, оформленных О.Ю. Клевером. Живописные работы представлены фотокопиями рисунков за 1912−1930-е ггоды, оригиналы которых были утрачены во время блокады Ленинграда в Великую Отечественную войну.
Также достаточно большое количество документов, имеющих отношение к Оскару Клеверу, можно найти в фонде П.П. Гайдебурова (ф. 991), а в фондах А.С. Суворина (ф. 459) и А.И. Сомова (ф. 868) хранятся письма и Юлия Клевера.
В.А. Васенкова,
главный специалист РГАЛИ