Список фондов

Влас Михайлович Дорошевич родился в семье писателей Сергея и Александры Соколовых, однако обстоятельства его появления на свет – до официального брака родителей, а также последовавшее вскоре бегство родной матери, оставившей его в гостинице, – оставили глубокий и тяжелый след в памяти будущего писателя. Полугодовалый младенец был усыновлен сердобольным помощником полицейского Михаилом Родионовичем Дорошевичем, в его простой семье он стал любимцем. Но мытарства маленького Власия на этом не закончились. Когда почти через 10 лет его родная мать, уже известная и талантливая к тому времени писательница, решила вновь заявить свои права на сына, а приемная семья вынуждена была его вернуть, − мальчик оказался в итоге в душевном одиночестве. Все эти тягостные обстоятельства детства впоследствии отразилось в творчестве писателя, но и выковали его непростой характер.

Свою литературную деятельность Дорошевич начал еще во время учебы в гимназии (причем период этот затянулся, поскольку из-за трудного характера его неоднократно исключали). Именно тогда он свел близкое творческое знакомство и сотрудничество с газетами и журналами «Московский листок», «Петербургская газета», «Будильник», «Развлечения», где появились его первые репортажи, статьи и фельетоны.

К 1890-м годам молодой публицист переехал в Одессу. Печатаясь здесь в местных газетах, Дорошевич приобрел своими фельетонами немалую популярность. Это способствовало затем его переезду в Москву и переходу в сытинское «Русское Слово».

Поиск «острых» тем для творчества подтолкнул его к мысли совершить поездку на Сахалин – практически по стопам А.П. Чехова, побывавшего в этом заброшенном уголке страны в 1890 году, а в 1893 году завершившего публикацию своей книги «Остров Сахалин». Так в 1897 году Влас Михайлович совершил путешествие на Дальний Восток, итогом которого стал цикл очерков о Сахалинской каторге, − наверное, одной из самых страшных в мире, поскольку туда ссылали тех, кто никогда не должен был вернуться на материк. Итогом достопамятной поездки стали не только очерки талантливого публициста, но и зародившийся подлинный интерес к «глобальному Востоку».

С конца XIX века начинается большой период путешествий В.М. Дорошевича по миру по заданиям редакции, что всегда сопровождалось сериями очерков и рассказов. Помимо этого, в дороге писатель собирал сказки, былины и различные исторические материалы, которые затем издавал в России, знакомя читателей с культурой разных стран.

Начиная с 1902 года, Дорошевич стал фактически главным редактором газеты «Русское Слово», с владельцем которой, Д. И. Сытиным, был хорошо знаком. За это время, вплоть до 1917 года, газета из малотиражного убыточного издания стала одной из самых крупных газет в Российской империи. Политический курс газеты, колеблясь от национально-ориентированного до начала «либеральной шкалы», импонировал довольно широким слоям читателей.

Поездка на Сахалин не прошла даром для здоровья Власа Михайловича. Как некогда она дала толчок для обострения туберкулеза у Чехова, так привела к развитию болезни и у Дорошевича. Он тоже вынужденно полюбил Крым, где поселился после начала Гражданской войны, отказавшись, однако, сотрудничать с белогвардейскими газетами. Логика развития событий, успехи новой власти и собственный жизненный опыт в итоге привели писателя уже в самом конце его недолгой жизни к примирению с большевиками. В мае 1921 года В.М. Дорошевич возвратился на «материковую часть», в Петроград, где и скончался.

…Нередко случается так, что трудности и скорби делают человека не только восприимчивым к чужим страданиям, но учат по-особенному воспринимать их. С большим и тонким чувством юмора. Так и творчество Власа Михайловича было проникнуто особыми нотками юмора, нередко переходившего в сатиру. Но не чужда была писателю и театральная критика, тонкие статьи об искусстве, хотя в памяти он продолжает оставаться «королем фельетонов».

* * *

В РГАЛИ архив Власа Михайловича Дорошевича поступил в 1941 году из Гослитмузея и числится за номером 1063. Фонд очень маленький – всего 9 единиц хранения, хотя и в двух описях. Первая из них содержит лекции о журналистах Великой французской революции и о журналистской деятельности Наполеона Бонапарта, а также некролог В. Лебедева на кончину В. М. Дорошевича, опубликованный в газете «Жизнь искусства» за 1922 год. Вторая опись состоит из 6 единиц, включая в себя письмо писателя, его визитную карточку, письмо его супруги, а также «машинописную рукопись» воспоминаний единственной дочери Власа Михайловича от первого брака.

Хотя фонд В. М. Дорошевича не отличается полнотой, в других фондах архива можно найти его письма и произведения. В пример можно привести фонды А. Н. Амфитеатровой (ф. 694), М. Г. Савиной (ф. 853), А. И. Южина (ф. 878), Ф. И. Шаляпина (ф. 912), Н. А. Крашенинникова (ф. 1086), Н. В. Могучего (ф. 1103), А. А. Игнатьева (ф. 1403), В. Г. Лидина (ф. 3102).

Таким образом, с помощью информации сопутствующих фондов можно полнее понять ход мысли писателя, процесс его творческой работы.

С.А. Шмыров,
заведующий архивохранилищем РГАЛИ