Классик советского кинематографа, режиссер, педагог, художник и искусствовед (доктор искусствоведения с 1941 года), народный артист СССР − С.И. Юткевич оставил заметный след в истории отечественного кино, прежде всего как режиссер-постановщик художественных и документальных фильмов. Он внес значительный вклад в разработку теоретических проблем режиссуры и в изучение истории зарубежного и отечественного киноискусства.
Кинофильмы Юткевича получили международное признание: на Каннском кинофестивале в 1956 году и в 1966 годах призы за лучшую режиссерскую работу были присуждены его фильмам «Отелло» и «Ленин в Польше». В 1974 году Юткевич был награжден Звездой Героя Социалистического Труда.
Основные вехи своей жизни (а судьба даровала ему встречи с выдающимися деятелями отечественного театра и кинематографа, и становления в профессии) Юткевич изложил в автобиографии в 1946 году:
«Родился 28 декабря 1904 г. в Ленинграде (Санкт-Петербурге – Л.Б.) в семье инженера. (В более поздних автобиографиях Юткевич уточнял, что его отец – “мещанин по происхождению, по образованию инженер-технолог, сначала работал по специальности, а потом перешел на службу в качестве чиновника в Управление сельской продовольственной службы при Министерстве внутренних дел и дослужился до чина коллежского советника” – чина VI класса по Табели о рангах гражданских чинов, который соответствовал военным чинам полковника и капитана I ранга и давал право на личное дворянство – Л.Б.). – После Октябрьской революции перешел на советскую службу (Наркомпрод и т.д.)… Мать – домашняя хозяйка (после смерти матери в 1953 году Юткевич добавлял: “дворянка по происхождению” – Л.Б.).
Учился в гимназии, сначала в Ленинграде, потом в Харькове. В 1917 г. начал заниматься живописью в мастерской худ. Э. Штейнберга (Харьков), тогда же заинтересовался театром и в студии, руководимой реж. П.И. Ильиным, работал помощником декоратора и режиссера… Там же прочел первые не “гимназические” книги “Лирические драмы” Ал. Блока и “Мистерию Буфф” В. Маяковского, с тех пор имена эти для меня драгоценны.
В 1919 г. в Киеве, продолжал учиться живописи у художников А. Экстер и А. Мильмана, а в театре бывшем Соловцова работал помощником у реж. Марджанова, которого считаю своим первым учителем в искусстве режиссуры.
Тот же К. Марджанов помог мне с Г. Козинцевым организовать свой маленький театрик, в котором и пробовали поставить трагедию “Владимир Маяковский” и “Балаганчик” Блока. (В архиве режиссера сохранилась роль второго клоуна из пьесы Г.М. Козинцева “Балаганное представление четырех клоунов”, сыгранная Юткевичем в Киевском театре «Арлекин» в 1919 году, а также фотокопия эскиза декорации первого видения к пьесам А.А. Блока «Незнакомка» и «Балаганчик» 1918–1919 годов – Л.Б.).
В 1920 г. работал декоратором в театре “Ренессанс” в Севастополе и жил в Коктебеле у поэта М. Волошина.
В 1921 г. приехал в Москву и поступил в ВХУТЕМАС (б. Строгановское училище на театрально-декоративный факультет, где и учился под руководством худ. И. Рабиновича.
В конце 1921 г. держал экзамены в Государственные Высшие режиссерские мастерские, куда и был принят вместе с С. Эйзенштейном, В. Федоровым и др. В том же году был приглашен в организовавшийся в “Доме Печати” театр Н. Фореггера, где проработал свыше двух лет в качестве главного художника и оформил самостоятельно и вместе с С. Эйзенштейном много спектаклей (в архиве сохранился режиссерский экземпляр “Четвертого парада” и пролога пьесы Т. Геллета «Парад шарлатанов», поставленной Юткевичем в Мастерской Фореггера в 1923 году − Л.Б.).
В 1922 г. вместе с С. Эйзенштейном сделал декорации и костюмы к “Макбету” Шекспира в Центральном Просветительном театре (реж. В. Тихонович). В том же году организовал вместе с Г. Козинцевым и Л. Траубергом ФЭКС (“Фабрику эксцентрического актера”) и выпустил сборник “Эксцентризм”.
С 1924 по 1926 г. художничал в различных театрах Москвы, сотрудничал в журналах “Леф” и “Зрелища”, руководил драмкружками, режиссировал в живых газетах “Синяя блуза” и “Смычка”.
В 1924 г. пробовал заняться кинематографией (ассистировал при постановке комедии “Даешь радио” произв[одства] Севзапкино), но на 1-ую Госкинофабрику поступил лишь в январе 1926 года по приглашению реж. А. Роома, с которым в качестве ассистента и художника сделал два фильма: “Предатель” и “Третья Мещанская”.
В 1928 г. выпустил свою первую картину “Кружева” из жизни комсомола. В том же году перешел на киностудию “Ленфильм”, где и проработал 10 лет до 1938 г. В “Ленфильме” поставил “Черный парус” (1929 г.), “Златые горы” (1931 г.), “Встречный” (вместе с Ф. Эрмлером, 1932 г.), “Анкара – сердце Турции” (1934 г.), “Шахтеры” (1936 г.), “Человек с ружьем” (1938 г.).
В Ленинграде начал заниматься педагогической работой, и ряд лет вел курс актерского мастерства на кино-отделении техникума сценических искусств и курс режиссуры на кино-отделении Государственного института истории искусств.
В 1935 г. организовал при “Ленфильме” кино-мастерскую, где под моим руководством вышли фильмы: “Подруги” (реж. Л. Арнштам), “Тайга золотая” (реж. Г. Казанский и М. Руф) и “Женитьба” (реж. Э. Гарин и Х. Локшина).
В 1933 и 1934 гг. ездил в заграничную командировку в Турцию, Францию и Англию, где прочел ряд докладов о советском кино.
С 1938 по 1941 г. работал на киностудии “Союздетфильм”, где в 1940 г. сделал фильм “Яков Свердлов”, за который мне и была присуждена Сталинская премия (в 1941 г.)
С 1938 по 1941 г. руководил кафедрой актерского мастерства Государственного института кинематографии.
За годы Отечественной войны поставил фильмы: “Седьмой кино-сборник” (1941 г.), “Новые похождения Швейка” (1943 г.) и документальный фильм “Освобожденная Франция” (1944 г.) и работал в качестве художественного руководителя “Союздетфильма”. В 1945 г. на студии “Мосфильм” поставил фильм “Здравствуй, Москва!”…
За годы войны подготовил к печати и выпустил (вместе с С. Эйзенштейном) два тома “Материалов по истории мирового кино” (Гриффит и Чаплин) и закончил книгу по теории режиссуры “Человек на экране”…» (РГАЛИ. Ф. 3070. Оп. 1).
Согласитесь, что даже это достаточно краткое представление своего творческого пути поражает насыщенностью, а многие из перечисленных картин являются советской кинематографической классикой.
Последующие без малого 40 лет жизни режиссера ознаменовались постановками художественных фильмов: «Пржевальский» (1951), «Великий воин Албании Скандербег» (СССР – НРА, 1953), «Отелло» (1955), «Рассказы о Ленине» (1957), «Ленин в Польше» (СССР – ПНР, 1965), «Сюжет для небольшого рассказа» (СССР – Франция, 1969), «Ленин в Париже» (совместно с Л. Эйдлиным, 1981); мультипликационных фильмов: «Баня» (совместно с А. Карановичем, 1962) и «Маяковский смеется» (совместно с А. Карановичем и др., 1975); документальных лент: «Встреча с Францией» (1960), «О самом человечном» (1967), «Поэт на экране» (1973); телевизионного фильма «Ильинский о Маяковском» (совместно с А. Карановичем, 1973).
В эти же годы Юткевич продолжил работу в драматическом театре – был главным режиссером Студенческого театра МГУ (1960–1965).
В 1967 году совместно с Н.И. Клейманом он реконструировал в фотографиях фильм С. Эйзенштейна «Бежин луг» (1935), а в 1968 году – фильм «Барышня и хулиган» с участием В. Маяковского (1918).
РГАЛИ является хранителем документального наследия знаменитого режиссера. Личный архив Юткевича, исполняя его волю, был передан на государственное хранение вдовой Е.М. Ильющенко и дочерью М.С. Шатерниковой в 1986–1991 годах. И, начиная с 1995 года, фонд № 3070, насчитывая 1757 единиц хранения за 1893–1985 годы, − «Юткевич Сергей Иосифович (1904–1985) – кинорежиссер» доступен исследователям для работы в читальном зале.
В собрании хранятся режиссерские сценарии Юткевича, фотографии кадров и рабочих моментов съемок художественных и документальных фильмов, монтажные листы, афиши; фотографии репетиций и сцен из спектаклей, им поставленных и оформленных, афиши и программы спектаклей; эскизы декораций и костюмов к спектаклям, портреты, зарисовки актеров в ролях и режиссеров, другие рисунки; рукописи Юткевича – литературные сценарии, книги «Франция кадр за кадром» (1961–1969), «Разгадка поэзией» (1967), «Шекспир и кино» (1969), «Поэтика режиссуры» (1979–1984), многочисленные статьи, заметки, выступления, автобиографии и записные книжки; переписка режиссера с более чем 360 корреспондентами, биографические документы, статьи и заметки о нем, фотографии режиссера индивидуальные и в группах.
Л.Н. Бодрова
начальник отдела РГАЛИ