Список фондов

Московское училище живописи, ваяния и зодчества в начале века представляло собой очень яркую и пёструю картину. В эти годы там учились М. Сарьян и К. Петров-Водкин, Н. Сапунов и Л. Туржанский, Г. Якулов и П. Кузнецов, С. Судейкин и П. Петровичев. Был среди них и скромный ученик архитектурного отделения — Анатолий Афанасьевич Арапов. Всё свободное время он отдавал живописи и в училище снискал популярность как акварелист. Уже тогда он увлёкся прикладным искусством, книгой, театральной декорацией; вместе с друзьями участвовал в оформлении феерических гуляний народного театра «Скоморох».

Начало века для русского театра было временем исключительно интересным и бурным: совершалась настоящая театральная революция, художник становился одной из главных фигур в решении спектакля. В 1880–1890-е годы в Мамонтовской опере К. Коровин, В. Поленов, В. Серов, В. Васнецов, М. Врубель принесли на сцену живопись реалистическую и образную. Анатолий Афанасьевич восхищался декорациями мамонтовцев с их удивительной эмоциональностью, музыкальностью, глубокой содержательностью.

Над первыми декорациями для профессиональной сцены Арапов начал работать в 1905 году: он оформил две картины в спектакле «Евгений Онегин», поставленном Леопольдом Антоновичем Сулержицким в студии на Поварской. В дальнейшем театр начал занимать всё большее место в творческих помыслах Анатолия Афанасьевича, а в 1908 году пришёл первый успех: вместе с Н.Н. Сапуновым и С.Ю. Судейкиным он оформляет два акта и делает эскизы костюмов для «Цезаря и Клеопатры» Бернарда Шоу в театре В.Ф. Комиссаржевской в Петербурге. Режиссёру спектакля Ф.Ф. Комиссаржевскому понравилась работа Арапова и когда в конце 1910 года он перешёл в Московский театр К. Незлобина, то пригласил с собой и молодого художника. С тех пор Арапов навсегда связал свою творческую судьбу с театром.

В 1912 году на сцене театра Незлобина был впервые поставлен «Фауст». Сумрачную торжественную стихию спектакля выражали архитектурные формы декораций Арапова. После того, как раскрывался лиловый шитый золотом занавес, зритель видел мощный серый готический портал, обрамляющий сцену, и высокие каменные стены. Надо ли говорить, что этот спектакль стал настоящим событием!

В 1918–1919 годах Анатолий Афанасьевич — ответственный художник в Большом театре. Подчас ему приходилось писать новые декорации к отдельным сценам и действиям. Так, художник сделал совершенно новое оформление для двух актов «Лебединого озера» и двух актов «Пиковой дамы» П.И. Чайковского. В дальнейшие годы Арапов работал удивительно много: его постановки шли в театрах Москвы (Малый Театр, МХАТ II, театр Станиславского, ЦТКА, студия им. Шацкого, театр Революции, театр Народного творчества), Ленинграда, Киева, Харькова, Ростова, Баку, Свердловска и других городов. В 1925 году художник был приглашён в кино и его работа над оформлением фильмов «Поэт и царь», «Декабристы», «Бесприданница» определённо поспособствовала успеху этих картин.

Арапов часто повторял, что в театре его больше всего привлекают романтические постановки. Но к таковым он относил не только, например, «Дон Карлоса», но и «Снегурочку», «Садко», «Вольпоне», то есть спектакли, в основе своей сказочные, фантастические, не отражающие обыкновенную прозу жизни. Е.Б. Ракитина, автор монографии о творчестве Анатолия Афанасьевича, пишет об этом так:

«Романтизм Арапова особого свойства, он — волшебник, обладающий чудесным даром переносить нас в любую эпоху, дать ощутить любую среду, как если бы она стала нашим окружением. Декорации художника — плод его неуёмной внутренней творческой фантазии. Романтика Арапова — это прежде всего способность фантазировать, выдумывать, представлять; умение строить на сцене архитектуру не сухую, математически выверенную, археологически достоверную, а обжитую, тёплую, человеческую; умение насыщать декорации подробностями, часто совершенно неверными с музейной точки зрения, но настолько поэтически убедительными, что в них нельзя не поверить».

* * *

В РГАЛИ хранится личный фонд А.А. Арапова (ф. 2350), который состоит из 227 единиц за 1870–1950 гг. и был передан в ЦГАЛИ СССР женой художника Юлией Григорьевной.

Наиболее ценными являются альбомы, где представлены все жанры: эскизы декораций, костюмов и фотографии сцен к спектаклям разных лет, работы, сделанные для журналов «Золотое Руно» и «Весы», пейзажи, портреты в подлинниках, фотокопиях или типографских оттисках за 1890-1949 гг.

В разделе рукописей сосредоточены либретто балетов «Нойя», и «Гон-фрок», статьи «От эскиза к натурным съёмкам» (к постановке фильма “Анненковщина”), о роли художника в театре, автобиографический очерк, стихотворения, записные книжки с дневниковыми записями, списками работ, записями рецептов красок, различными зарисовками для картин и оформления спектаклей. Также здесь можно найти и переписки — среди корреспондентов А.А. Арапова наибольший интерес представляют письма С.Н. Василенко, Н.А. Попова, В.С. Смышляева, В.Г. Сахновского, В.Л. Снегирева, С.Ю. Судейкина, Н.П. Феофилактова о своих творческих планах, о совместной работе с Араповым, о Парижской выставке 1907 г., о путешествии по Италии и др.

Из материалов к биографии Арапова интересны его договоры с театрами и киностудиями, афиши и программы спектаклей, оформленных им; письмо-рекомендация С.Д. Меркурова для выдвижения А.А. Арапова в кандидаты на соискание гос.премии.

Среди изобразительных материалов следует отметить этюд и набросок головы работы Н.Н. Сапунова, фотографии Арапова индивидуальные и с К.Н. Игумновым, И.С. Платоном, Б.К. Зайцевым, Ю.Г. Араповой и др.

Все пояснения к рисункам и текстам сделаны Юлией Григорьевной.

В.А. Васенкова
главный специалист РГАЛИ