Список фондов

Творческий и жизненный путь Сергея Николаевича Дурылина был насыщен великим множеством событий, творческих открытий, благодаря чему не только специалисты разных областей, но и все, любящие отечественную культуру, знают его как писателя и поэта, литературоведа и богослова, тонкого ценителя искусства. Его труды о Н.В. Гоголе, М.Н. Ермоловой, К.Н. Леонтьеве, М.С. Щепкине и др. даже сегодня, через столетие после их написания, представляются актуальными сочинениями.

Сергей Николаевич, олицетворяя собой различные векторы развития культуры России первой половины ХХ века, вовлекал в круг своего общения наиболее видных литераторов и художников, историков, композиторов, архитекторов, многие из которых становились героями написанных им биографий. Среди них − А. Белый, М.А. Волошин, М.В. Нестеров, Е.М. Шатрова и др. А это значит, что и он сам был равновелик им.

Появившись на свет в московской купеческой семье, мальчик рано приобщился к чтению. А к 18-ти годам своей жизни настолько проникся писательским ремеслом, что в 1904 году сам стал автором журнала «Посредник». Вскоре очарованный трудами Л.Н. Толстого поехал к нему «на поклонение» в Ясную Поляну. Однако войдя в мир большой литературы «толстовцем», Дурылин стремительно развивал собственный писательский талант. Через десять лет он уже пишет серьезные работы о В.М. Гаршине, М.Ю. Лермонтове, Н.С. Лескове, становится активным участником Московского религиозно-философского общества памяти Владимира Соловьева. Имя Сергея Николаевича Дурылина, безусловно, связано и с отечественной археографией. Им изучены и опубликованы ранее неизвестные архивные материалы Е.А. Баратынского, Н.В. Гоголя, Ф.И. Тютчева, М.С. Щепкина и др.

После революции Сергей Николаевич продолжает свои биографические изыскания уже как сотрудник Государственной академии художественных наук (1924-1928), Музея Малого театра (с конца 1920-х), Государственного института театрального искусства (с 1945 года – профессор института) и, конечно же, он был членом Союза советских писателей. «Советские» герои жизнеописаний Сергея Николаевича, то есть написанные им в годы Советской власти «жития», – это книги о Ф.М. Достоевском, М.Н. Ермоловой, Н.М. Радине, В.Н. Рыжовой. С течением времени история театра сменила историю литературы и стала главной темой исследований С.Н. Дурылина.

С середины 1930-х годов он проживал и трудился близ Москвы, в поселке Болшево. Подмосковная дача Сергея Николаевича, где ныне организован Мемориальный дом-музей С.Н. Дурылина, стала настоящим местом притяжения. Здесь радушный хозяин встречал И.В. Ильинского, В.И. Качалова, Б.Л. Пастернака, А.А. Яблочкину и др.

Однако основным хранителем материалов Сергея Николаевича является РГАЛИ. В личном фонде Сергея Николаевича под номером 2980 хранится 3092 единицы хранения, которые постепенно передавались на государственное хранение вдовой писателя Ириной Алексеевной более тридцати лет. Хотя идея сохранения его наследия в ЦГАЛИ зародилась еще в декабре 1954 года, самые первые материалы поступили в архив в лишь 1979 году от Александры Алексеевны Виноградовой, сестры И.А. Дурылиной и основательницы Музея С.Н. Дурылина в Болшево. Первыми на хранение РГАЛИ были переданы чуть менее 1500 документов, среди них монографии, статьи, выступления С.Н. Дурылна о О.О. Садовской, К.С. Станиславском, М.С. Щепкине и др., его переписка с Е.Н. Музиль, В.Н. Пашенной, Е.Д. Турчаниновой, Е.М. Шатровой и др. В составе первого поступления в РГАЛИ были и ценнейшие материалы деятельности актеров М.Н. Ермоловой и Н.М. Радина.

Всего до своей кончины в 1994 году Александра Алексеевна передала в архив более десяти тысяч документов, составивших две описи личного фонда Сергея Николаевича Дурылина.

В основу фонда писателя положены рукописи – от биографических, литературоведческих, театроведческих работ до воспоминаний, прозы, поэзии, записных книжек − практически все направления литературной деятельности Сергея Николаевича. Его наиболее ранние автографы в составе фонда – черновики рассказов, стихотворения «Смертная казнь», «Polonia» и др. Отдельного внимания заслуживает ряд статей-рассуждений, среди которых статья «Апокалипсис и Россия (памяти отца Иосифа Фуделя)», написанная в пореволюционный 1918 год.

Сергей Николаевич Дурылин вел переписку с целой плеядой первых лиц русской культуры, их письма широко представлены в фонде С.Н. Дурылина – переписка с художником М.В. Нестеровым и его семьей, с именитым врачом Г.И. Курочкиным, с И.С. Зильберштейном, Б.Л. Пастернаком, с артистами, учеными, религиозными деятелями первой половины ХХ столетия. В фонде, например, сохранилась переписка с Максимилианом Волошиным, причем письма Волошина всегда начинались с обращения «Дорогой Сережа». Вероятно, именно благодаря их дружбе Сергей Николаевич сохранил акварель поэта «Крымский пейзаж» 1931 года.

В личном фонде Дурылина отложились и другие изобразительные материалы. Прежде всего, это собранные рисунки М.В. Нестерова, живописные наброски самого Сергея Николаевича. Большая часть их связана с религиозной тематикой, он зарисовывал церкви, алтари, иконы и др. Также в его фонде есть несколько фотографий самого Дурылина, литературоведа Петра Петровича Перцова, подлинные фотографии, свидетельствующие о театральной жизни России конца XIX – начала XX века.

Однако настоящими жемчужинами фонда Сергея Николаевича стали собранные им материалы мыслителя Константина Николаевича Леонтьева, художника Михаила Васильевича Леонтьева, фольклориста Георгия Семеновича Виноградова, поэта Бориса Леонидовича Пастернака, актрис Марии Николаевны Ермоловой и Елены Митрофановны Шатровой и др. Наиболее тщательно Сергей Николаевич собирал переписку героев своих произведений, а творческие материалы К.Н. Леонтьева часто представлены копиями, сделанными рукой С.Н. Дурылина.

В фонде Сергея Николаевича можно встретить совершенно неожиданные подлинные рукописи: воспоминания Д.Д. Бурлюка, стихотворения В.Я. Брюсова, А.Н. Майкова, Ф.К. Сологуба, записи В.В. Розанова и др.

На протяжении полувека С.Н. Дурылин исследовал, публиковал документы о российской культуре, которые ныне с благодарностью хранится в РГАЛИ.

Н.А. Илюшин,
заведующий архивохранилищем РГАЛИ