В извещении о смерти И.А. Крылова сообщалось: «9-го сего ноября, в исходе осьмого утром, скончался Иван Андреевич Крылов. По неимению у И.А. родственников, душеприказчик его имеет честь покорнейше Вас просить: почтить погребение его тела, 13-го ноября, в понедельник, Вашим присутствием» (РГАЛИ. Ф. 253. Оп. 1. Ед. хр. 20. Л. 1).
Вместе с извещением многие петербургские литераторы получили экземпляр последнего самого полного прижизненного издания басен Крылова, над которым он трудился в последние годы. Это издание в 9-ти книгах содержало 197 басен. Оно было отпечатано в 1843 г., но по желанию автора находилось на складе типографии военно-учебных заведений. Душеприказчик Крылова − генерал-майор граф Я.И. Ростовцев, служивший в то время в должности начальника Штаба управления военно-учебными заведениями, исполнил последнюю волю друга, и в книги был вклеен напечатанный в срочном порядке утром новый титульный лист с надписью, зафиксировавшей и время кончины: «Приношение. На память об Иване Андреевиче. По его желанию. Басни И.А. Крылова. Санкт-Петербург. 1844. 9 ноября 3/4 8-го, утром».
За шесть лет до этого в 1838 г. в Петербурге прошли чествования 70-летия со дня рождения Крылова и 50-летия его литературной деятельности. 2 февраля в зале Благородного собрания состоялся торжественный обед, на котором Г. Петровым были исполнены (пропеты) положенные на музыку М.Ю. Виельгорским стихи П.А. Вяземского, посвященные юбиляру:
Во время обеда звучала музыка Глинки, Моцарта, Бетховена, Мендельсона, был исполнен Хор из оперы «Илья Муромец» (слова И.А. Крылова, музыка К. Кавоса). В честь юбиляра произнесли тосты министр народного просвещения С.С. Уваров, В.А. Жуковский, В.Ф. Одоевский, а среди блюд подавались «Демьянова уха» и «Крыловская кулебяка». (РГАЛИ. Ф. 253. Оп. 1. Ед. хр. 19. Л. 2, 13). В 1845 г. В.Г. Белинский в статье памяти литератора отметил: «…Крылов получил истинную, небывалую до тех пор награду за свои литературные заслуги… Петербургскими литераторами, с высочайшего соизволения, дан был Крылову обед, в котором участвовали многие сановники и знаменитые лица. При этом случае Крылову был пожалован орден Станислава 2-й степени. По случаю юбилея была выбита медаль с изображением Крылова». (Белинский В.Г. Из статьи «Иван Андреевич Крылов» // Гордин М.А. Жизнь Ивана Крылова. М., Книга, 1985. С. 267–282).
Рассуждая о народности его творчества и месте в истории отечественной словесности, критик писал: «… Сын бедного чиновника, Крылов не мог получить блестящего воспитания, но, благодаря своей счастливой натуре, он не остался без образования… в нем рано проснулась страсть к литературе, которая никогда не пылала в нем, но всегда горела тихим и ровным пламенем. Пятнадцати лет от роду он был уже сочинителем, бедный канцелярист в одном из присутственных мест Твери написал либретто комической оперы “Кофейница”... Семнадцати лет от роду Крылов переехал на службу в Петербург в 1785 году (Крылов приехал в Петербург в 1782 г. и в сентябре 1783 г. поступил на службу канцеляристом в Петербургскую казенную палату – Л.Б.), и с этого времени начинается его литературная карьера. Он знал по-французски, но настоящими учителями его были тогдашние русские писатели». В статье приводились имена литераторов, находившихся в зените славы – Г.Р. Державина, М.М. Хераскова, Д.И. Фонвизина, Я.Б. Княжнина и «дружины молодых талантов» зарождавшейся новой эпохи – В.В. Капниста, И.М. Долгорукого, Н.М. Карамзина, И.И. Дмитриева и др. «В этот-то переходный момент нашей литературы начал семнадцатилетний Крылов свое поприще… он думал быть драматургом. Он написал трагедию “Клеопатра” и… “Филомела”. Обе они не попали ни на театр, ни в печать».
В конце 1780-х гг. Крылов написал еще несколько пьес, часть из которых увидела сцену: комедии «Сочинитель в прихожей» (1786), «Проказники» (1787/1788), комические оперы «Бешеная семья» (1786) и «Американцы» (1788), перевел с французского языка оперу «Инфанта Заморы» (1786, не сохранилась).
В 1789–1790 гг. Крылов издавал ежемесячный сатирический журнал «Почта духов», в котором опубликовал 48 писем, под видом переписки якобы приехавшего в Россию арабского волшебника и философа Маликульмулька с «духами» Зора, Буристоном, Асторотом, Вестодавом, Дальновидом и др. он печатал фельетоны, анекдоты, новеллы, стихи, рассказы и философские статьи.
В 1791 году Крылов вместе с И.А. Дмитревским, А.И. Клушиным, П.А. Плавильщиковым основал книгоиздательскую компанию «Крылов с товарищи», которая издавала журналы «Зритель» (1792), «Санкт-Петербургский Меркурий» (1793), где печатались его сатирические статьи, рецензии, стихи, повести «Ночи» и «Каиб» (1792).
Поиски жанра, в котором бы Крылов смог наиболее ярко проявить свое литературное дарование, заняли у него довольно длительное время. М.Е. Лобанов передавал рассказ самого писателя: «… первым его опытом в стихах была басня, переведенная им на четырнадцатом году из Лафонтена, которую знатоки того времени… хвалили; но время истребило ее» (И.А. Крылов в воспоминаниях современников. М., 1982. С. 53). В 1788 г. в журнале «Утренние часы» были опубликованы его басни «Стыдливый игрок», «Судьба игроков», «Павлин и соловей», в 1889 г. ода «Утро», в начале 1790-х гг. в печати появились несколько стихотворений.
К середине 1790-х гг. он обрел литературную известность, но затем, выйдя в отставку и живя то в столицах, то в провинции, перестал почти на десятилетие заниматься творчеством.
В Петербурге были поставлены пьесы: «Пирог» (1802), «Модная лавка» (1806), опера «Илья богатырь» (1806), «Урок дочкам» (1807). В многочисленных списках разошлась запрещенная цензурой пьеса «Подщипа, или Триумф». В 1806 г. в журнале «Московский зритель» появились переводы Крылова из Ж. Лафонтена басен «Дуб и Трость», «Разборчивая невеста», «Старик и трое молодых».
В 1808–1810 гг. он служил под началом А.Н. Оленина в Монетном департаменте, с января 1812 г. помощником библиотекаря, затем библиотекарем в Публичной библиотеке. Во время Отечественной войны 1812 года Крылов опубликовал несколько басен в журнале «Сын Отечества», среди них была и ставшая хрестоматийной басня «Волк на псарне». Современники отмечали, что практически все его басни были написаны по конкретным поводам.
В 1809 г. был издан первый сборник «Басни Ивана Крылова», затем они выходили регулярно. В 1830 и 1840 гг. А.Ф. Смирдиным было выпущено несколько изданий «Басен в восьми книгах» общим тиражом 40 тыс. экз. Все это способствовало укреплению всенародной известности Крылова.
В 1845 г. был создан Комитет для сбора средств на памятник Крылову, в извещении об этом говорилось: «Художнику, призванному увековечить изображение его, не нужно будет идеализировать свое создание… Пусть представит он нам подлинник в живом и, так сказать, буквальном переводе. Пусть явится перед нами в строгом и верном значении слова вылитый Крылов…». (РГАЛИ. Ф. 253. Оп. 1. Ед. хр. 20. Л. 3–4).
В конкурсе Академии художеств на создание памятника победил проект скульптора барона П.К. Клодта. К весне 1853 г. памятник был готов, и 4 мая 1855 г. в Летнем саду в Петербурге состоялось его торжественное открытие.
* * *
В РГАЛИ хранится фонд И.А. Крылова (№ 253), который насчитывает 23 единицы хранения за 1800– [1923] гг. Документы поступили в 1941 г. из ГЛМ. Наибольшую ценность представляют автографы басен «Синица» (1811), «Ручей» (последняя строка и мораль, 1811); «Лев и мышь» (без конца), «Разбойник и извозчик» (отрывок) [1833– нач. 1834]; «Кукушка и Петух» (окончание, 9 июля 1834), отрывок из стихотворения «Есть люди...» (8 июня 1837). Дополняют фонд 2 автографа: басня «Лебедь, рак и щука» в альбоме С.Д. Пономаревой (б. д.) и отрывок из басни «Ручей» (1812) в собрании Ю.Г. Оксмана, а также рукописные списки басен, статьи и исследования, посвященные творчеству писателя, иллюстрации художников к его произведениям. Значительный комплекс материалов составляют документы из фонда ССП СССР о проведении в 1944 г. празднования 100-летия со дня смерти И.А. Крылова.
Л.Н. Бодрова
начальник отдела РГАЛИ