Странное это было существо, словно с другой планеты… Цель её
мистификаций — отвлечь от себя внимание. Под разными личинами
она скрывает, прячет своё настоящее лицо, чтобы никто не догадался, не узнал,
кто она, чего она хочет.
В.А. Злобин
Зинаида Николаевна Гиппиус родилась в г. Белёве Тульской губернии. Отец её происходил из дворянской семьи обрусевших немцев фон Гиппиус (по другой версии — шведов), переселившихся в Москву из Мекленбурга ещё в 1515 году. Мать — родом из Сибири. Юная поэтесса очень рано начала свою творческую деятельность: стихи стала писать в 11 лет, и даже её переписку того времени можно считать литературной.
С самой юности Гиппиус тяготилась своей женской природой: «…мне с женщинами было неинтересно. Просто не интересовало то, что они думают и говорят, и как думают и говорят. Не интересно и то, что им интересно». Осознавала она и главенствующий в ту пору приоритет мужской позиции в достижении творческого признания, а потому проводила эксперименты с мужским костюмом, аксессуарами и стилем поведения, неустанно добиваясь получения права на высказывание собственных независимых суждений.
В 18 лет, в Тифлисе, юная Гиппиус познакомилась с крайне необычным молодым человеком, Дмитрием Мережковским. Про него ходили легенды: говорили, что он йог, не ест мяса, всё время молчит и владеет тайными духовными практиками. Яркая и красивая поэтесса, и сама окружённая флёром таинственности, сразу увлеклась странным юношей и вскоре они поженились. Церемония не была пышной: она — в скучном сером костюме, он — в шинели, обвенчались, пошли домой и сели читать. И с этого момента не расставались ни на день — и так 52 года. Их отношения на протяжении всей жизни были трепетно-платоническими и много позже, в день похорон мужа, Зинаида Николаевна скажет: «Я умерла, осталось умереть только телу».
Этому удивительному и в чём-то даже мистическому союзу суждено было оставить яркий след в литературной жизни России. Квартира Мережковских в Петербурге-Петрограде в доме Мурузи (на углу Литейного проспекта и Пантелеймоновской улицы) был центром притяжения буквально всех писателей, поэтов, критиков, издателей «Серебряного века». «Здесь воистину творили культуру. Все здесь когда-то учились», — писал Андрей Белый о салоне Зинаиды Николаевны. Своими первыми публикациями были обязаны ей Блок и Мандельштам, она написала первую рецензию на стихи еще неизвестного тогда поэта Есенина, помогала Тэффи с организацией благотворительных вечеров. Гиппиус стала главной декадентской иконой Петербурга. Не прекращала она и эпатировать публику: чего только стоит её обожаемое ожерелье, состоящее из обручальных колец, присланных поклонниками вместе с предложениями руки и сердца, которое поэтесса носила на груди, как трофей.
Октябрьская революция не оправдала надежд ни Зинаиды Гиппиус, ни её мужа, поэтому в 1920 году пара эмигрировала в Париж. Быт стал скромнее, но и там Мережковские не оставили насыщенной литературной жизни, и в 1926 г. ими было организовано литературно-философское общество «Зелёная лампа», объединявшее русскую эмиграцию первой волны. Их квартира снова стала местом встреч, а вокруг «Лампы» вращалась вся эмигрантская культурная жизнь.
Безусловно Зинаида Николаевна была неоднозначной личностью. Её обожали и ненавидели, а иногда эти чувства шли рука об руку. Даже Иван Бунин, писавший в «Окаянных днях»: «Дочитал Гиппиус. Необыкновенно противная душонка, ни одного живого слова, мертво вбиты в тупые вирши разные выдумки. Поэтической натуры в ней ни на йоту», после смерти поэтессы рыдал и ни на минуту не отходил от гроба. И, пожалуй, лучше всего объяснить феномен этой невероятной женщины смог Александр Блок, оставив лаконичную запись в одном из своих дневников:
«Единственность Зинаиды Гиппиус».
* * *
Фонд Зинаиды Гиппиус (№154) содержит 26 единиц хранения за 1895-1941 гг. В основном он состоит из материалов, переданных в ЦГАЛИ (ныне РГАЛИ) в 1945 г. Литературным Музеем, получившим их от Русского заграничного архива в Праге. В дальнейшем фонд пополнялся материалами, поступившими от А. Бурцевой (1948 г.), Б. Сосинского (1962 г.), из Книжной лавки писателей (1952 г.) и через «Комитет возвращения на родину» (1963 г.).
Здесь хранятся стихотворения Зинаиды Николаевны, относящиеся в основном к 1890-м гг.; пьеса «Зелёное кольцо», имевшая в 1916 г. большой успех; повесть «Чужая любовь», написанная в Париже на материале эмигрантского быта.
Значительный интерес представляют дневники поэтессы. «Петербургский дневник» за 1914-1919 гг. представлен в машинописной копии. Дневник (автограф), начатый в апреле 1940 г. кончается знаменательной датой — 22 июня 1941 г.
В смежных фондах, например, в фонде А. Белого (№53), А.А. Блока (№55), В.Я. Брюсова (№56) и других, встречаются письма, телеграммы и автографы Гиппиус.
В.А. Васенкова
главный специалист РГАЛИ