Список фондов

Композитор Михаил Михайлович Ипполитов-Ивáнов родился недалеко от Санкт-Петербурга, в Гатчине, где его отец возглавлял механическую мастерскую, обслуживавшую гатчинские дворцы. Близость к образцам великолепной архитектуры, возможность знакомиться с их внутренним убранством, роскошными интерьерами, произведениями живописи, посещение театральных и оперных спектаклей во дворце – все это с раннего детства способствовало воспитанию в мальчике чувства прекрасного. В возрасте 8 лет он пошел в эстонскую школу при лютеранской церкви Гатчины и одновременно начал учиться игре на скрипке.

В 1869 году Михаил перебрался в Санкт-Петербург, где жила его старшая замужняя сестра Мария, по сути заменившая ребенку мать. Впоследствии он присоединил к своей фамилии (Ивáнов) фамилию семьи, взявшей на себя все заботы о воспитании и образовании мальчика, – Ипполитовы. Так будущий композитор стал Ипполитовым-Ивановым.

Музыкальные занятия Михаил продолжил в хоровой капелле при Исаакиевском соборе (1873–1875). Однако голос его стал ломаться, поэтому следующим шагом стало поступление в Петербургскую консерваторию в класс контрабаса, что, вероятно, было не трудно для человека, владевшего скрипкой. Контрабасовый период в жизни юноши продлился недолго, вскоре он перешел на специальность «теория музыки», а затем занялся композицией у Н.А. Римского-Корсакова (1880).

Когда в 1882 году М.М. Ипполитов-Иванов закончил консерваторию, перед ним встал вопрос применения полученных знаний в реальной жизни. По рекомендации дирекции Императорского Русского музыкального общества (ИРМО) он поехал работать в Тифлис, где перед ним открылось огромное поле деятельности.

В Тифлисе вместе с другими музыкантами Ипполитов-Иванов основал местное отделение ИРМО (1883), начав его работу с обустройства музыкального училища на базе существовавшей в городе музыкальной школы, единственной в то время на весь Кавказ (училище впоследствии будет преобразовано в консерваторию, 1917). Главной задачей Ипполитов-Иванов считал подготовку местных кадров – хористов, оркестрантов, учителей пения, капельмейстеров военных оркестров. Во всех делах ему помогала молодая жена – певица Варвара Зарудная (1857–1939), одновременно с ним закончившая консерваторию. Она, приехав с мужем в Тифлис, делила свое время между преподаванием и выступлениями на сцене местного оперного театра.

В 1886 году, благодаря настойчивым хлопотам Ипполитова-Иванова, школа стала училищем и, что было очень важно, училище получило ежегодную денежную субсидию, обеспечившую его существование. Деятельность М.М. Ипполитова-Иванова в Тифлисе была чрезвычайно разнообразна: помимо преподавания, он организовывал в городе симфонические концерты, пропагандируя русскую классику, вставал к дирижерскому пульту в оперном театре, руководя спектаклями, в которых пела его жена, много сочинял (в том числе две оперы − «Руфь» в 1887 году и «Азра» − в 1890, успешно поставленные на сцене Тифлисской оперы), занимался собиранием и изучением грузинского фольклора, о котором написал исследование «Грузинская народная песня и ее современное состояние» (1895). Результатом этого погружения в музыкальный язык Грузии стали «Девять кавказских танцев» Ипполитова-Иванова для народных инструментов (1883) и его знаменитые оркестровые сюиты «Кавказские эскизы» (1894) и «Иверия» (1895).

Сведения об успехах молодого музыканта достигли столиц. П.И. Чайковский дважды (в 1885 и 1890 годах) приезжал в Тифлис, а в 1893 году пригласил Ипполитова-Иванова на должность профессора в Московскую консерваторию (с 1914 года – заслуженного профессора). Вместе с ним в Московскую консерваторию пришла и его верная спутница – жена В.М. Зарудная.

Студенты любили мягкого, тактичного преподавателя, который вел классы теории музыки, сочинения, инструментовки, руководил оркестровым, хоровым и оперным классами, проявляя широчайшие познания в самых разных областях музыкального искусства. Подобный универсализм в соединении с удивительными душевными качествами привел к тому, что в 1905 году М.М. Ипполитов-Иванов стал первым директором, которого не назначили «сверху», а выбрали «снизу». Эта традиция «выборности» главы учебного заведения, закрепленная в Уставе консерватории, сохраняется до сих пор. М.М. Ипполитов-Иванов несколько раз подряд успешно выдержал процедуру выборов, не оставив конкурентам ни малейшего шанса и сохранив за собой пост руководителя на протяжении 17 лет (до 1922).

В 1922 году торжественно отмечалось 40-летие творческой деятельности музыканта. М.М. Ипполитов-Иванов получил звание «Народный артист Республики», после чего оставил пост ректора Московской консерватории.

И вновь его путь пролег в Тифлис. В 1924–1925 годах он стал ректором местной консерватории, одновременно преподавая в ней композицию. В это время в его творческом багаже появились симфоническая поэма «Мцыри», «Турецкий марш» для оркестра, наполненные восточными напевами.

А затем Ипполитову-Иванову открыл свои двери Большой театр. В 1925 году музыкант встал к дирижерскому пульту, о котором мечтал на протяжении многих лет. Под его руководством в театре прошли премьеры опер Дж. Пуччини «Чио-Чио сан» (14 ноября 1925 года), В.А. Золотарева «Декабристы» (26 декабря 1925 года), В.А. Моцарта «Свадьба Фигаро» (23 ноября 1926), И.П. Шишова «Тупейный художник» (24 марта 1929 года). На сцене Большого в этот период была возобновлена опера Ипполитова-Иванова «Оле из Нордланда» (мировая премьера при участии автора состоялась в 1916 году).

30 января 1934 года М.М. Ипполитову-Иванову был вручен орден Трудового Красного Знамени. В этом же году увидели свет воспоминания композитора «50 лет русской музыки».

***

Архив композитора, хранящийся в РГАЛИ (Ф. 767), невелик по объему. В нем содержится всего 69 единиц хранения, из которых 7 составляют рукописи его музыкальных сочинений. Речь идет о фрагментах из опер «Руфь», «Оле из Нордланада» и «Измена» (1887–1918), а также из оркестровых «Кавказских эскизов». К полнотекстовым образцам относятся клавиры его опер «Потемкинский праздник», «Каширская старина», «Горе от ума» (1902–1917) и партитура кантаты «В память 100-летия смерти А.В. Суворова» (1900). Оставшаяся часть архива состоит из переписки композитора и текстов его статей, докладов, воспоминаний. В фонде также есть фотографии М.М. Ипполитова-Иванова и его супруги В.М. Зарудной.

Существенным дополнением к имеющимся материалам являются документы фондов других представителей отечественной культуры и фондов учреждений, хранящиеся в РГАЛИ. Здесь, в первую очередь, необходимо отметить собрание издателя П.И. Юргенсона (Ф. 952), в котором автографы романсов М.М. Ипполитова-Иванова ор. 31–33 (1901) соседствуют с клавиром его оперы «Оле из Нордланда» (1915). После 1917 года дело Юргенсона продолжило государственное издательство «Музгиз», в фонде которого (Ф. 653) хранятся рукописные копии следующих сочинений композитора: оркестровые «Тюркские фрагменты» (1924), «Картинки Узбекистана» (1931), «Песни из Оссиана» (1937), хоровой «Гимн труду» (1927), фантазия «На посиделках» для балалайки с оркестром (1930) и др.

Г.М. Малинина,
главный специалист РГАЛИ