Список фондов

Страдальческой была ее смерть и страдальческой была ее жизнь. Она
никогда не была удовлетворена действительностью; живя в настоящем,
она уже предчувствовала будущее; ее духовный взор был всегда устремлен в
даль, в прекрасную страну новых истин.

Ф.Ф. Комиссаржевский

Вера Фёдоровна Комиссаржевская родилась в семье оперного певца Фёдора Петровича Комиссаржевского. Подобно многим другим детям актёров, юная Вера старалась подражать спектаклям взрослых. Дар импровизации был с детства присущ ей — по рассказам матери, она «часто рассаживала сестёр, как в партере театра, и устраивала спектакль. Сюжет стоял большей частью в том, что старая дева, воображая себя интересной, кокетничала с молодёжью, которая поднимала её насмех. Роли всех лиц исполняла Вера одна, очень талантливо и комично, так что в комнате всё время слышался смех и просьба детей о повторении. Десяти лет спектакли её были серьёзней, так как в них входила музыкальная часть: из опер, где участвовал отец. Его роль она брала на себя, а сестре своей Наде предоставляла роль партнёра, делая ей вполне правильные указания».

И, тем не менее, до двадцатитрехлетнего возраста Комиссаржевская всерьёз и не помышляла о профессии актрисы, к тому же отец, которого она всю жизнь горячо любила и уважала, был против артистической карьеры для своих дочерей. В том, что Вера Фёдоровна всё же выбрала для себя театральную стезю, решающую роль сыграли два драматических обстоятельства. Сначала, неожиданно для всех Фёдор Петрович оставил семью. Для дочери, обожавшей отца, это стало неожиданным и тяжелейшим ударом. Однако молодость взяла своё и в девятнадцать лет будущая актриса вышла замуж за молодого художника-пейзажиста, графа Владимира Леонидовича Муравьёва. Страстная любовь к мужу вновь была жестоко обманута: граф сошёлся с сестрой Веры, Надеждой. «Потрясение было так велико, что Веру Фёдоровну охватило острое помешательство, — писал её первый биограф Н.В. Туркин. — Её увезли в деревню».

В поисках выхода, потеряв всякую веру в моральные основы семьи, сопровождаемая ощущением горя, страдания и несправедливости, но, не смотря ни на что, движимая неистребимой любовью к жизни и людям, Вера вернулась к мыслям о сцене. Она верила, что в искусстве найдёт себя, через искусство принесёт людям недостающую в мире радость. Прежде чем заняться театром профессионально, Комиссаржевская решила учиться, и только в 1893 году, когда ей было 29 лет, она начала свою сценическую биографию в Новочеркасске у известного режиссёра и антрепренёра Н.Н. Синельникова. Позднее он вспоминал её как «миниатюрную женщину с лицом, уже отмеченным печатью прожитого, но освещённым светом прекрасных глаз».

Успех и известность Веры Комиссаржевской росли с каждым сезоном. Она несла в себе трагедию непонятой женской души и зрители чувствовали её выдающийся актёрский талант — самые незначительные мелодраматические роли она доводила до уровня высокой драмы. Удивительная для начинающей актрисы строгость даже в водевильных ролях поражала публику. Она играла «наивных девушек» с неслыханной эмоциональной глубиной, показывала не типажи, но реальных людей, чьи истории призвана рассказать со сцены.

Однако самой актрисе было тесно в рамках привычных театральных условностей. По-настоящему раскрыть себя и открыться зрителю она смогла благодаря А.П. Чехову и А.Н. Островскому. Лишь сыграв в написанных ими пьесах, Комиссаржевская обрела широкую известность. Впервые — после роли Ларисы в «Бесприданнице». Во многом потому, что характер героини отражал и суть самой актрисы: поиск идеала, горячий протест, бунт против пошлости повседневности. Комиссаржевская играла женщину в страдании, женщину на пике конфликта с окружающим миром. И играла её гениально, поскольку сама жила этим конфликтом не только на сцене.

Совершенно неслучайно так близко и трепетно приняла Вера Фёдоровна творчество Чехова, с драматургией которого связан золотой век русского театра. «Мне роль Чайки принесли за несколько дней до спектакля, я не знала пьесы. В первый раз я прочла «Чайку» в эту ночь. Всю ночь проплакала. Утром я любила «Чайку», и была она моей — я жила душою Чайки… Быть Чайкой — мне радость», – вспоминала актриса.

Открытие «Драматического театра В.Ф. Комиссаржевской» состоялось осенью 1904 года, в самый канун революции. Вместе со своим театром Вера Фёдоровна оказалась в центре общественной жизни. Это был период её самого звонкого, смелого и значительного творчества. Комиссаржевской было ясно, что нужно искать новые пути в искусстве, справляться с многочисленными кризисами современности. Одним из шагов к этому стало приглашение в театр В.Э. Мейерхольда, который принёс с собой дух беспокойства, поисков, экспериментов, носивших живой творческий характер. Не удивительно, что Вера Фёдоровна, наблюдая начало работы Всеволода Эмильевича и целой группы молодых увлечённых актёров и художников, пришедших вместе с ними, поверила в свой новый театр, убедилась в своей высокой задаче в искусстве. «Человеческая мысль, человеческая душа стремятся теперь в искусстве найти ключ к познанию «вечного», к разгадке глубоких мировых тайн, к раскрытию духовного мира», — писала Комиссаржевская.

Мы не скажем, что на пути концепции свободного театра Вера Фёдоровна добилась особенных успехов. Ни сотрудничество с Мейерхольдом, окончившееся в результате конфликтом и разрывом связей, ни совместные поздние работы с символистами не имели широкой зрительской поддержки. Многие жаждали видеть старую, привычную всем Комиссаржевскую, когда сама она искала иного. В конце концов, отказываясь от господства буржуазного театра во имя пока неведомого ей «нового театра», Вера Фёдоровна напишет своей труппе: «…Я ухожу совсем из театра. Надолго ли, навсегда ли — зависеть это будет не от меня. Я ухожу потому, что театр — в той форме, в какой он существует сейчас, — перестал мне казаться нужным и путь, которым я шла в исканиях новых форм, перестал мне казаться верным. Тем из вас, кому дорог во мне художник, я хочу сказать, что художник этот уходит из театра с душой, полной веры в будущее, в новые возможности, с душой, полной, больше чем когда-либо ясной, твёрдой веры в неиссякаемость и достижимость истинно прекрасного; и когда бы, и как бы тихо вы ни постучались в эту душу — она услышит вас и откликнется на зов ваш». Спустя три месяца, как это письмо было написано, Вера Фёдоровна Комиссаржевская скончалась.

* * *

Архивные материалы В.Ф. Комиссаржевской очень полно отражены в её личном фонде (Ф. 778), хранящемся в Российском государственном архиве литературы и искусства. Здесь находятся и тексты ролей, сыгранных актрисой, и переписка, и фотографии, и рецензии, и воспоминания о ней — всего 229 единиц хранения за 1870-1959 гг. Материалы эти постепенно поступали в ЦГАЛИ (ныне РГАЛИ) от тех, кто бережно хранил память о Вере Фёдоровне и понимал всю ценность творческого наследия великой русской актрисы. Некоторые материалы поступили от П.П. Гайдебурова и Е.П. Карпова; небольшая часть — от актёров её театра, в частности от А.Я. Закушняка. И всё же в течение многих лет фонд Комиссаржевской представлял собой случайно собранные документы, и только в 1963 году, более чем через полвека после смерти актрисы, её фонд обрёл неожиданную полноту.

Это случилось после смерти актёра А.А. Дьяконова-Ставрогина. Его дочь, А.А. Щепкина (актриса Малого театра и правнучка великого русского актёра), передала в ЦГАЛИ вместе с архивом своего отца более тысячи документов, относящихся к театру Комиссаржевской. Архив этот сохранялся братом Веры Фёдоровны — Ф.Ф. Комиссаржевским. Уезжая в 1920 году за границу, он передал эти материалы А.А. Дьяконову. В этом архиве оказались дневники репетиций, переписка с актёрами, драматургами, воспоминания о Вере Фёдоровне и её театре. Кроме того, позднее Дьяконов пополнил документы позднейшими воспоминаниями и статьями других авторов, материалами вечеров памяти Комиссаржевской.

Также письма актрисы, её фотографии и различные биографические материалы хранятся в РГАЛИ в фондах многих деятелей литературы, театра, музыки. Таких фондов более пятидесяти. Больше всего материалов в фондах режиссёров Н.А. Попова (Ф. 837), Е.П. Карпова (Ф. 770), П.П. Гайдебурова и Н.Ф. Скарской (Ф. 991), издателя А.С. Суворина (Ф. 459), критика А.Л. Волынского (Ф. 95), актёра Н.Н. Ходотова (Ф. 901) и других.

Среди документальных материалов архива, отражающих деятельность драматического театра В.Ф. Комиссаржевской, первого, прогрессивного этапа его существования, наиболее интересными представляются «Памятные записки режиссёрского управления» (около 250 записей). Короткие, а иногда подробные записи репетиций, спектаклей, читки пьес, вводы, замены и прочее. Эти ежедневные записи — ценнейший материал для исследования. Режиссёрские дневники большей частью подробны и очень интересны, записи делали сама Вера Фёдоровна, Ф.Ф. Комиссаржевский, П.М. Ярцев, Р.А. Унгерн. Около 200 записей сделано В.Э. Мейерхольдом, который подробно описывал ход репетиций и спектаклей, с анализом игры актёров и трактовкой отдельных ролей. Дневники эти идеально воссоздают перед нами творческую жизнь театра Комиссаржевской во всей полноте и многогранности.

В.А. Васенкова
главный специалист РГАЛИ