Список фондов

Александр Владимирович Богданович, певец (тенор), педагог, общественный деятель, заслуженный артист Республики (1925), родился в семье учителя. Окончив в 1894 году местную гимназию, поступил на медицинский факультет Московского университета и одновременно начал брать частные уроки по вокалу у Л.В. Собинова.

Однако интерес к музыке и любовь к медицине стали не единственными увлечениями студента. В эти же годы он со всем пылом молодости подключается к деятельности радикальных оппозиционных кружков, в результате чего на долгие годы попадает под надзор полиции. Александра не раз арестовывали, он сидел в Бутырской тюрьме, был исключен из университета, а врачебный диплом получил позднее уже в Казанском университете. Но все эти «судьбы скрещенья» не помешали Богдановичу, даже после высылки из Москвы в Смоленск и начала там врачебной практики, начать карьеру певца-любителя на музыкальных вечерах.

В 1901 году Богданович перебрался в Санкт-Петербург, где одновременно с медициной продолжил заниматься пением у бывшей солистки Большого театра Ирины Ивановны Оноре (1838–1917). С 1902 года Богданович участвовал в концертах симфонического оркестра графа А.Д. Шереметева, а на оперной сцене он дебютировал в 1903 году, исполнив партию Синодала в опере А.Г. Рубинштейна «Демон» в частной русско-итальянской антрепризе Карла Осиповича Гвиди. Это было очень значимо, поскольку труппа Гвиди славилась в Петербурге своими голосами. В качестве приглашенных артистов в спектаклях принимали участие и Энрико Карузо, и Леонид Собинов, поэтому появление на сцене молодого тенора Александра Богдановича говорило о многом. В течение одного театрального сезона Богданович спел еще в «Евгении Онегине» П.И. Чайковского (Ленский) и «Фаусте» Ш. Гуно (Фауст).

Однако Богданович чувствовал, что ему не достает профессионального вокального мастерства, поэтому руководство антрепризы в следующем 1904 году направило его в Милан совершенствовать певческие навыки у Аугусто Броджи (1847–1917) и Фернандо Валеро (1855–1914).

Затем, пройдя через Тифлис (антреприза Л.Д. Дальского), Народный дом Санкт-Петербурга и Мариинский театр, в 1906 году Александр Владимирович оказался в Большом театре. История сохранила для потомков звучание голоса Александра Богдановича: в 1900-е годы фирмами «Коламбия», «Граммофон» и «Пате» были выпущены пластинки с записями более 20 произведений в его исполнении.

В годы Первой мировой войны Богданович был активным участником концертов в госпиталях и лазаретах. С артистами Большого театра он организовал питательный пункт для беженцев, госпиталь для раненых, оказывая им помощь как врач. В это же время певец давал большое количество благотворительных и бесплатных концертов.

Именно в Большом он встретил все судьбоносные перемены в жизни страны, которые лишь способствовали расцвету его творческой карьеры. Здесь репертуар А.В. Богдановича пополнился партиями Баяна и Финна («Руслан и Людмила» М.И. Глинки), Князя («Русалка» А.С. Даргомыжского), Владимира Игоревича («Князь Игорь» А.П. Бородина), Берендея, Ивана Лыкова, Индийского гостя, Левко («Снегурочка», «Царская невеста», «Садко», «Майская ночь» Н.А. Римского-Корсакова), Альфреда («Травиата» Дж. Верди), Надира («Искатели жемчуга» Ж. Бизе), Джеральда («Лакме» Л. Делиба) и др. Он стал первым исполнителем ролей Санпьеро («Матео Фальконе» Ц.А. Кюи, 1907), Пинкертона («Чио-Чио-сан» Дж. Пуччини, 1925), Рылеева («Декабристы» В.А. Золотарева, 1925). Всего в Большом театре певец провел 30 лет, спев более 40 теноровых партий.

Богданович вел интенсивную концертную деятельность, что свидетельствовало о значительности его камерного репертуара. Он участвовал в концертах Кружка любителей русской музыки Керзиных, зачастую становясь первым исполнителем новых произведений С.В. Рахманинова, А.Т. Гречанинова, Н.Н. Черепнина. Он пел сольные партии в ораториях Г.Ф. Генделя, Й. Гайдна, И.С. Баха, в Реквиемах В.А. Моцарта и Дж. Верди, в Девятой симфонии Л. ван Бетховена.

Певец часто гастролировал по России, в том числе вместе с женой – солисткой Большого театра Марией Георгиевной Гуковой, которой пришлось довольно рано оставить сцену после неудачной операции на связках (1914). Вместе с женой он начал свою педагогическую деятельность в Оперной студии при Большом театре, которую организовывал К.С. Станиславский. С этого момента на долгие годы творческая жизнь Александра Владимировича оказалась тесно связанной со студией:

в 1922–1924 годах он был ее руководителем, в 1924 году заведовал художественной частью в созданном на основе студии Оперном театре (впоследствии Музыкальном театре имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко).

После окончания сольной карьеры в 1936 году Александр Владимирович покинул Большой театр и начал руководить Кабинетом музыкальных театров при Всероссийском театральном обществе (ВТО), одновременно являясь председателем Вокально-методической комиссии при Управлении музыкальных учреждений в Комитете по делам искусств.

Во время Великой Отечественной войны Богданович организовал фронтовой театр, часто выезжая с артистами на передовую.

Ныне память о самом Александре Васильевиче и его творчестве сохраняется благодаря переданным в ЦГЛА его материалам, которые образовали небольшой фонд № 1944. Однако в 60 единицах хранения содержатся все необходимые для ознакомления с его жизнью и деятельностью материалы. Это и диплом врача (1900), и программы выступлений на разных оперных сценах (1903–1934), и удостоверение о его работе в Большом театре (1926), и указ о присвоении ему звания заслуженного артиста Республики (1925), и грамоты за участие в концертах на передовой в частях Красной Армии (1941–1945), и удостоверения о наградах, полученных в годы Великой отечественной войны (1945–1946).

В фонде певца собраны рецензии о его театральной деятельности в ранний период творчества (1900-е).

Среди писем Богдановича стоит отметить его послание, адресованное К.С. Станиславскому (1929). Авторами писем, адресованных Богдановичу, были Н.С. Голованов и А.В. Нежданова (1928–1938), Л.В. Собинов (1901–1923), К.С. Станиславский (1923–1938), А.И. Сумбатов-Южин (1920-е) и др.

Об оперных ролях певца свидетельствуют его фотографии, на которых А.В. Богданович предстает то Ленским («Евгений Онегин П.И. Чайковского»), то Андреем Хованским («Хованщина» М.П. Мусоргского), то Пинкертоном («Чио-Чио-сан» Д. Пуччини) и др.

Среди изображений других лиц интересны фотографии учителей А.В. Богдановича – Л.В. Собинова (1898–1825), Ф. Валеро и Т. Руффо (1900-е) с их дарственными надписями.

Г.М. Малинина,
главный специалист РГАЛИ