Список фондов

Композитор Александр Тихонович Гречанинов родился в купеческой семье, которая незадолго до того перебралась из Калуги в Москву. Согласно представлениям и традициям, царившим дома, мальчик пять лет проучился в гимназии. На этом образование его было приостановлено, вероятно, родители считали, что полученных знаний вполне достаточно для успешного продолжения семейного дела. Музыка в жизни подростка в тот период была сосредоточена в основном в области церковного пения.

К регулярным музыкальным занятиям будущий композитор приступил очень поздно — в 17 лет он был принят в младшие (!!!) классы Московской консерватории. Семья была против, контакта с учившимися рядом детьми у него не было, педагоги не слишком верили в перспективы великовозрастного ученика, однако юноша проявил невероятное упорство, занимаясь в числе прочих музыкальных предметов композицией и контрапунктом у Г.А. Лароша, А.С. Аренского, С.И. Танеева. С последним, кстати, связи не были утрачены и в более позднее время, о чем можно судить по сохранившемуся в РГАЛИ письму А.Т. Гречанинова маститому музыканту от 9 декабря 1904 года: «Многоуважаемый Сергей Иванович! Это время мало пришлось заниматься контрапунктом; показать Вам почти нечего, так что отложим урок до следующей пятницы. Преданный Вам А. Гречанинов» (илл. № 4). В знак глубокого уважения к своему наставнику Гречанинов посвятил Танееву Фортепианное трио ор. 38 (1906), а после его кончины написал «Воспоминания о С.И. Танееве» (1916), хранящиеся в Доме-музее П.И. Чайковского в Клину.

Гречанинов закончил свое не слишком успешное обучение в Московской консерватории выпускником педагогических курсов (1890) в классе тогдашнего директора В.И. Сафонова, что позволило ему впоследствии преподавать в школе сестер Гнесиных. Однако педагогика, видимо, не слишком увлекала композитора, поэтому музыкант отправился в Санкт-Петербург к Н.А. Римскому-Корсакову, который взял Гречанинова в консерваторию, выделив ему именную стипендию. Здесь под руководством маститого авторитета композиторские способности Гречанинова стали развиваться в полном соответствии с традициями «Могучей кучки», для членов которой главным был акцент на национальной самобытности русской музыки. Так в творчество Гречанинова прочно вошел фольклор. Он стал участником фольклорных экспедиций, его первая опера «Добрыня Никитич» (1900), была написана на сюжет древнерусской былины, во многих сочинениях он использовал народные напевы.

За время учебы в Петербургской консерватории (1992–1996) композитор успешно освоил самые разные музыкальные жанры: из-под его пера вышли четыре оркестровых сочинения (Концертная увертюра, Элегия памяти Чайковского, Первая симфония, посвященная Н.А. Римскому-Корсакову, Концерт для виолончели с оркестром), Струнный квартет, фортепианный цикл “Пастели”, кантата «Памяти Глинки», хоровые произведения, романсы op. 1, 5, 7, 15. Теперь Гречанинов уже не сомневался в том, что он готов к самостоятельной творческой работе. Уверенный в своих силах, композитор вернулся домой, в Москву.

14 октября 1898 года в Москве открыл свои двери Московский художественный театр. Музыку к его первому спектаклю – трагедии А.К. Толстого «Царь Федор Иоаннович» – написали композиторы А.Т. Гречанинов и А.А. Ильинский. В созданной Гречаниновым песне Гусляра отчетливо слышны фольклорные интонации. Успех, которому, в том числе, способствовала и музыка Гречанинова, привел к тому, что К.И. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко не раз обращались к композитору с подобными просьбами. И каждый спектакль Гречанинов наполнял звучанием народных мотивов.

Другой, не менее самобытной сферой русской музыки было церковное пение. За несколько лет с 1898 по 1904 год Гречаниновым были написаны духовные хоры ор. 19, 24, 26, 34, Первая (ор. 13) и Вторая (ор. 29) Литургии. В 1899 году церковные песнопения Гречанинова были включены в программу венских гастролей Московского Синодального хора. Так его имя узнали в Европе. Чуть позднее появились циклы Страстной седмицы (ор. 58, 1911) и Всенощного бдения (ор. 59, 1912). Хоровые сочинения для православной церкви А.Т. Гречанинова охватили практически весь годовой круг служб.

Особую ветвь в творчестве композитора составляет музыка для детей, связанная с его преподаванием в школе сестер Гнесиных и школе Т.Л. Беркман. Это и три оперы («Елочкин сон», 1911, «Мышкин теремок», 1919, «Кот, петух и лиса», 1924), песенные и хоровые сборники («Ай, ду-ду» ор. 31, «Петушок» ор. 39, «Ручеек» ор. 40, «Времена года» ор. 45, «Пчелка» ор. 66, «Курочка ряба» оп. 85, «Ладушки» ор. 96, 1903–1922), фортепианные циклы («Детский альбом» ор. 98, «На зеленом лугу» ор. 99, «Бусинки» ор. 123, 1923–1930).

Гречанинова всегда считался глубоким традиционалистом, что на рубеже XIX–XX веков воспринималось как негативная характеристика. На начальном этапе своего творчества он таким и был. Однако веяния времени не могли не коснуться музыканта. Так в его багаже появились романсы на стихи поэтов-символистов К.Д. Бальмонта, Ш. Бодлера, Д.С. Мережковского и др., опера «Сестра Беатриса» по пьесе М. Метерлинка (ор. 50, 1910).

Но что еще более удивительно, композитор проявил себя ярким новатором, готовым к самым неожиданным экспериментам, в сфере духовной музыки. Первыми сочинениями в этом ряду можно считать псалмы «Хвалите имя Господне» (ор. 60, 1912) и «Благослови, душе моя, Господа» (ор. 88, 1916), представляющие собой арии с инструментальным сопровождением, кантата «Хвалите Бога» (ор. 65, 1914) для хора, оркестра и органа. Затем появилась Демественная литургия (1917), в которой автор также использовал инструменты, категорически недопустимые в православной церкви.

Февральскую революцию композитор встретил «Гимном свободной России». В октябре 1924 года состоялось чествование Гречанинова, связанное с его 60-летием, а в 1925 году ему было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР.

Далее в жизни композитора наступает период эмиграции. Сначала он приезжает во Францию. Здесь основным его заработком становятся концерты. Он выступает в Париже, Риме, Лондоне, аккомпанируя русским певцам-эмигрантам. 17 января 1929 года музыкант впервые выходит на сцену знаменитого Карнеги-холла в Нью-Йорке. С этого времени гастроли в Америке становятся для него ежегодными, а после начала Второй мировой войны композитор окончательно перебирается в США (1939).

Находясь вне России, он пишет католические Мессы на латинский текст, протестантские хоры на английском языке (1930-е), псалмы на древнееврейские тексты (ор. 164, 1941) и, наконец, Вселенскую мессу (ор. 142, 1939) и Мессу Святого Духа (ор. 169, 1943). Кажется, что композитор этими сочинениями пытается объединить представителей всех религиозных конфессий на земле, все человечество и, шире, Вселенную.

Окончанию войны композитор посвящает два оркестровых сочинения – «Элегическую поэму» (ор. 175, 1945) «памяти героев, жизнь свою положивших за свободу» и «Праздничную увертюру» (ор. 178, 1946), написанную в честь победы России.

Александр Тихонович Гречанинов прошел долгий путь, стал свидетелем двух революций и трех войн, оставив после себя огромное музыкальное наследство – более двухсот опусов, часть из которых до сих пор не опубликована, написав книгу воспоминаний «Моя музыкальная жизнь».

Архивные материалы композитора в нашей стране хранятся в РГАЛИ, Национальном музее музыки и Фонде русского зарубежья. В РГАЛИ первые документы Гречанинова поступили в 1941 году из Государственного литературного музея, они составили основу его фонда № 745. Это были документы начального, «доэмигрантского» периода жизни композитора, которые остались в России после его отъезда за границу. Среди них обработки народных песен, автографы ранних романсов на тексты А.Н. Плещеева, Ф.И. Тютчева, Ф.К. Сологуба, Л.Н. Столицы (1898–1914), сборники детских песен (1906), клавир детской оперы «Кот, петух и лиса» (1924) и др. Далее фонд пополнялся материалами Бахрушинского музея, дарами частных лиц.

В 1968 году из Парижа племянницей композитора Нонной Григорьевной Имберх были присланы документы, которые композитор оставил, уезжая из Франции в Америку. Среди них оказалось много ценных нотных автографов: квартет № 4 (1929), скрипичный концерт (1932), «Белорусская рапсодия» и «Пробуждение леса» для оркестра (1930-е), мессы и мотеты на латинском языке (1933–1939) и многое другое. Переданные рукописи заметно обогатили фонд А.Т. Гречанинова, существенно расширив наше представление о творчестве композитора.

Г.М. Малинина,
главный специалист РГАЛИ