Алексей Александрович Сурков – поэт, писатель, публицист, литературный критик, который более полувека самым непосредственным образом участвовал и организовывал литературную жизнь в СССР.
Родился этот действительно талантливый и многогранный человек в зажиточной крестьянской семье, но свою трудовую жизнь начал рано. Уже в 12-летнем возрасте пошел сначала «мальчиком» в магазин, затем работал в столярных мастерских, торговом порту в Петербурге. Рабочая среда сильно повлияла на юношу, сказалась и начавшаяся Великая война, которая для многих, даже в тылу, стала серьезной школой. В неполных шестнадцать лет (в 1915 году) Алексей был избран в Совет портовых рабочих, а события 1917 года почти завершили жизненные «университеты» Суркова − в сентябре того же революционного года он примкнул к большевистской партии (хотя в ее ряды вступил только в 1925-м), с ноября по партийной линии служил в Красной армии, а еще через три года стал секретарем волостного исполнительного комитета в родном крае.
Вскоре после вступления в ряды РККА А.А. Сурков впервые выступил как поэт. В 1918 году его первые стихи под псевдонимом «А. Гутуевский» появились в «Красной звезде». С тех пор литературная стезя стала главной дорогой в жизни Алексея Александровича. В 1930 году был опубликован первый сборник его стихов «Запев», утвердивший А.А. Суркова и числе видных представителей московских литераторов, а участие в 1934 году в первом Съезде Союза советских писателей и выпуск до начала войны еще пяти поэтических сборников утвердили этот статус. Публициста и поэта, талантливого военкора, его хорошо знал и помогал ему М. Горький, который, как известно, серости рядом с собой не терпел.
Однако главным в жизни А.А. Суркова стало участие в четырех войнах. Его литературный дар формировался и сформировал его самого – как поэта и критика, воина и гражданина − в ходе Гражданской, Советско-польской, Финской и Великой Отечественной войн. Алексей Александрович, хотя проявлял себя и на функционерских должностях, никогда не был «чиновником от литературы». Вряд ли найдутся люди, которые не знают замечательных строк, ставших песнями «…Были сборы недолги…», «Бьется в тесной печурке огонь…», «За нашей спиною Москва» и многих десятков других. Наверное, военные 1940-е годы – самый яркий период в творчестве А.А. Суркова. И неслучайно известное стихотворение К.М. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…» посвящено Алексею Александровичу.
В послевоенные годы А.А. Сурков стал одним из ведущих советских литераторов, к нему относились как к живому классику. В 1954−1959 годах он возглавлял Союз советских писателей.
Алексей Александрович − автор почти пятидесяти сборников, из которых чуть меньше двадцати – поэтические. Его «осень» была достойной: публицистические работы как результаты поездок, многочисленные поэтические переводы зарубежных авторов, преподавание и уроки мастерства для молодых, переиздания своих лучших произведений, − все это скрашивало годы, когда принято подводить итоги.
* * *
Личный фонд А.А. Суркова хранится в РГАЛИ под № 1899. В его составе 920 единиц хранения за 1922−1985 годы − основное творческое наследие поэта. Это собрание имеет продолжительную и сложную историю формирования, начатую самим Алексеем Александровичем.
Первоначально, еще в начале 1950-х годов, в основу будущего фонда легла всего одна единица хранения – автобиография писателя, написанная в 1930-е годы; вскоре собрание пополнилось несколькими фотографиями, письмом детского писателя С.Г. Розанова к фондообразователю и рядом других документов. Однако подавляющее большинство материалов, бережно хранящихся сегодня в фонде А.А. Суркова, было передано в РГАЛИ вдовой поэта − Софьей Антоновной в середине 1980-х годов.
Среди творческих рукописей Алексея Александровича можно найти как его поэтические произведения, так и отражение общественной деятельности. Здесь находится множество статей, очерков, выступлений А.А. Суркова о творчестве А.А. Ахматовой, В.В. Маяковского, Н.А. Некрасова и многих других. Важное место в составе фонда занимают общественно-политические статьи. Здесь же хранятся рукописи всех основных прозаических художественных произведений поэта.
Наиболее полно в фонде отражена переписка А.А. Суркова. Ее отличительная особенность состоит в том, что среди собеседников поэта встречаются не только многочисленные деятели культуры и науки (А.А. Вознесенский, Л.Н. Гумилев, В.П. Катаев, С.Я. Маршак, А.П. Гайдар, М.М. Зощенко, М.В. Исаковский, О.Э. Мандельштам и другие), но и первые лица советского государства – А.М. Василевский, А.И. Микоян, Н.В. Подгорный. Настоящей жемчужиной фонда А.А. Суркова можно считать материалы об Анне Ахматовой, собранные поэтом в ходе работы в Комиссии по литературному наследию А.А. Ахматовой.
Биографические материалы фонда связаны с деятельностью поэта в Союзе советских писателей, а также с его работой в Обществе дружбы «СССР − Великобритания», в Советском Комитете защиты мира и др.
Огромный интерес представляют и фотоматериалы. Множество фотоснимков изображают не только самого поэта от начала 1920-х годов, но и показывают жизнь литературного сообщества на фронте, в быту, работу партийных и писательских съездов, деятельность самого А.А. Суркова и его коллег − Е.А. Долматовского, С.В. Михалкова, А.Т. Твардовского; весьма любопытны и кадры из заграничных командировок поэта. Среди изображений − фотографии крупных деятелей отечественной истории – А.Н. Косыгина, М.А. Суслова, Н.С. Хрущева и др.
Материалы фонда Алексея Алексеевича Суркова раскрывают перед исследователем жизнь советских писателей и историю литературного процесса на протяжении более 60 лет, много рассказывают о самом А.А. Суркове, его творческих поисках, свидетельствуя о развитии советской культуры в целом.
Имя Алексея Александровича Суркова в отечественном прошлом совершенно точно остается одним из символов советского периода, и РГАЛИ с благодарностью хранит творческий архив поэта.
Илюшин Н.А.,
зав. архивохранилищем РГАЛИ