Список фондов

В юности он дебютировал в печати с очерками об охоте, позднее увлекся археологическими раскопками и создавал декорации к роскошным постановкам Сергея Дягилева, в Индии написал порядка тысячи горных пейзажей, а разработанный им пакт о защите произведений искусства и исторического наследия уже после его кончины, в 1954 году стал одной из основ Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. Вокруг имени Николая Константиновича Рериха сложилось немало легенд, его биография полна необыкновенных (и иногда и необъяснимых) событий и приключений. При всей неоднозначности этой фигуры трудно не признать, что Рерих в полной мере оправдал значение своей фамилии, которая, как считается, в переводе с древнескандинавского означает «богатый славой» (от Rich — «богатый», и Rö — «слава»).

Хотя Николай Рерих оставил огромное творческое наследие как мыслитель, писатель, путешественник, археолог и общественный деятель, большинству он все же известен как художник. В 19 лет он поступил в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств, где учился у таких мастеров, как Павел Чистяков и Архип Куинджи. Последний, несомненно, оказал самое значительное влияние на художественный стиль Рериха. В его основе было вдумчивое изучение, а не простое копировании природы, и выражение в живописных полотнах «внутреннего», то есть своих чувств и мыслей, рожденных созерцанием красоты мира, а не внешнего.

Дипломной работой Рериха стала картина «Гонец. “Восста род на род”», в которой тоже отчетливо ощущаются отголоски живописной манеры Куинджи. Интересно, что это полотно стало первой и единственной работой Рериха, которую приобрел для своей галереи Павел Третьяков.

Сюжет картины был выбран неслучайно – историческая тема волновала художника еще с гимназической поры, а соответствующие сюжеты (в первую очередь, связанные со славянской историей), стали ключевыми в его ранних работах. Любовь к давно минувшим эпохам и поиски общих корней разных мировых культур привели его на археологические раскопки: в 1890-е – 1910-е годы он принимал участие в археологических разведках и раскопках стоянок, городищ, курганов и других погребений в Санкт-Петербургской, Новгородской, Псковской, Смоленской и Тверской губерниях, позднее, в 1921 году проводил раскопки в Санта-Фе в США и во время Центрально-Азиатской экспедиции 1924-1928 годов.

Далеко не все знают, что интерес к истории сблизил Рериха с представителями такого, на первый взгляд, художественно неблизкого ему объединения, как «Мир искусства». Более того, в 1910 году он стал его председателем, уйдя с этой должности в 1913 году из-за занятости. Тем не менее, именно при Николае Рериха на выставках «Мира искусства» впервые были представлены работы Наталии Гончаровой, Михаила Ларионова, Мартироса Сарьяна, Кузьмы Петрова-Водкина и многих других художников.

Всего в течение жизни Николай Рерих создал около 7000 картин, многие из которых находятся в крупнейших художественных музеях и галереях мира. Его творчество получило широкую известность не только на родине, но и за рубежом еще в дореволюционный период, а некоторые зарубежные критики именно на работах Рериха строили свое представление о «новом русском национальном искусстве».

Кто знает, как сложилась бы судьба Н.К. Рериха, если бы после Октябрьской революции он остался в России, но в 1916 году из-за болезни легких ему пришлось переехал в Финляндию. В 1917 году граница оказалась закрыта, а позднее вернуться на родину Н.К. Рерих, который в годы гражданской войны в России был одним из организаторов антибольшевистской кампании за рубежом, уже не мог.

В конце 1910-х – начале 1920-х годов он жил в Лондоне, США и Париже, пока, наконец, в 1923 году не отправился в Индию, которая была его мечтой на протяжении многих лет. В 1924 году, во время организованной им Центрально-Азиатской экспедиции, он впервые увидел Гималайские горы, которые после этого будет рисовать еще сотни раз. Но интерес к восточной философии и буддизму проявился у него много раньше, в середине 1900-х годов. Начиная с этого времени, он публиковал очерки о Японии и Индии, переписывался с российскими буддистами и учеными-индологами, начал собирать коллекцию японского искусства, а в 1909-1915 годах принимал участие в строительстве и художественном оформлении Санкт-Петербургского буддийского храма.

По завершении Центрально-Азиатской экспедиции, в 1928 году Н.К. Рерих основал в долине Кулу в Западных Гималаях Институт Гималайских исследований «Урусвати» (в переводе с санскрита – «Свет Утренней звезды»), в котором действовали медицинская, зоологическая, ботаническая и другие лаборатории. С институтом сотрудничали десятки научных учреждений Европы, Америки и Азии, известные ученые. «Урусвати» был главным, но не единственным детищем Рериха – всего при его участии в разных странах возникло более десяти культурных и образовательных учреждений и обществ. С 1920-х годов в разных уголках миру возникали также общества и музеи Рериха.

Одним из итогов Центрально-Азиатской экспедиции стала разработка так называемого «Пакта Рериха», или договора об охране ценностей культуры во время военных действий. Рерихом был составлен его план, а проект документа создал доктор международного права и политических наук Парижского университета Георгий Шклявер. В 1929 году в связи с этим проектом, в поддержку которого выступали Альберт Эйнштейн, Чарли Чаплин, Рабиндранат Тагор и многие другие мировые знаменитости, Н.К. Рерих выдвигался на Нобелевскую премию мира. Финальный вариант договора «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников» («Пакт Рериха») был подписан 15 апреля 1935 года в Белом доме в Вашингтоне представителями 21 американской республики. Для объектов охраны, подпадавших под действие Пакта, Рерихом был создан отличительный знак – Знамя Мира. «Одни говорят, что это — прошлое, настоящее и будущее, объединенное кольцом Вечности. Для других ближе пояснение, что это религия, знание и искусство в кольце Культуры», — объяснял Рерих его символику.

С конца 1935 года Н.К. Рерих постоянно жил в доме рядом с Институтом «Урусвати». Этот период стал одним из самых плодотворных в его творчестве: за 12 лет художник написал более тысячи картин, две новые книги и несколько томов литературных очерков. Здесь же, в селении Наггар в долине Кулу Н.К. Рерих окончил свое земное существование 13 декабря 1947 года.

В некрологе, написанном его женой и верной соратницей, писательницей и религиозным философом Еленой Ивановной Рерих (урожденной Шапошниковой), говорилось: «…Наш Светлый и Любимый ушел, как жил, – просто и красиво. Истинно, мир осиротел с его уходом. В нашем тяжком горе находим утешение в сознании, что ему была дарована лучшая доля – закончить свою светлую деятельность прекрасным аккордом, среди безумия мира еще раз провозгласить и поднять Знамя Мира, и на этот раз в столь любимой им Индии».

***

В РГАЛИ хранится фонд № 2408 «Рерих Николай Константинович (1874-1947) – художник, публицист, общественный деятель». Материалы его были выделены в отдельный фонд из архива Русского культурно-исторического музея в Праге и формировались частично из рукописей, книг и документов, переданных самим Н.К. Рерихом, а частично из печатных и изобразительных материалов, собранных музеем. Фонд поступил в ЦГАЛИ в 1963 году из ЦГАОРа.

Материалы деятельности Н.К. Рериха-художника среди документов фонда практически отсутствуют, но есть репродукции и иллюстрированные каталоги его картин. Воспроизведения картин встречаются в брошюрах, содержащих его статьи и материалы о нем. Несколько полнее представлены материалы Н.К. Рериха-писателя. Произведения, представленные в описи, в основном, принадлежат к своеобразному, трудноопределимому жанру, который был характерен для него – короткие этюды, посвященные самым разным проблемам искусства, науки, философии, общественной жизни. В фонде присутствуют и интереснейшие воспоминания «Страницы из книги “Жизнь”», книжные, газетные и журнальные вырезки воспоминаний «Горький», «Литва», «Мастерская Куинджи», «Мои воспоминания о Латвии и встречах с латвийскими деятелями», «Об Александре Бенуа», «Чурлянис», «Юон и Петров-Водкин». Почти все рукописи относятся к 1930-м годам.

Третий раздел описи составляют статьи о творчестве Н.К. Рериха, документы и статьи о деятельности основанных им научных и учебных учреждений и движении Пакта Рериха. Это печатные материалы и машинописные копии газетных и журнальных статей, сделанные, по-видимому в доме Н.К. Рериха в Кулу. В разделе изобразительных материалов следует отметить подлинную фотографию Н.К. Рериха предположительно 1936 года.

К.В. Яковлева, начальник отдела РГАЛИ,
И.Л. Решетникова, главный специалист РГАЛИ