Список фондов

Международный день музыки отмечается в 150 странах мира 1 октября, начиная с 1975 года. Праздник был учрежден по инициативе Международного музыкального совета при ЮНЕСКО его тогдашним президентом — бароном Иегуди Менухиным (1916−1999), одним из величайших скрипачей ХХ века.

Менухин твердо верил, что музыка может укреплять отношения и сглаживать культурные различия между странами. В своем письме он изложил цели учреждения праздника: продвижение музыкального искусства среди всех слоев общества, реализация идеалов мира и дружбы между народами, передача опыта и создание пространства для развития культуры, взаимное признание культур, особенно их эстетических ценностей, − и в целом понимание многообразия проявлений и глобального значения музыки.

В Международный день музыки во многих странах проводятся концерты, встречи, на которых у людей есть возможность насладиться музыкой и внести вклад в развитие счастливого и гармоничного общества.

В России центром музыкальной жизни, помимо театров, всегда признанно считалась Московская Консерватория. Именно в стенах этого уважаемого учреждения наш архив назвали «крупным меценатом, владеющим бесценными артефактами в области искусства…», − поскольку в собраниях РГАЛИ находятся уникальные документы: автографы множества гениев русской музыки. Среди них − рукописи, творческие и биографические материалы всех патриархов отечественной музыки советской и досоветской эпохи П. И. Чайковского (ф. 905), С. И. Танеева (ф. 880), Н. А. Римского-Корсакова (ф. 843), С. С. Прокофьева (ф. 1929), Р.М. Глиэра (ф. 2085), В. Я. Шебалина (ф. 2012), Д. Б. Кабалевского (ф. 2017), Н. Я. Мясковского (ф. 2040), И. О. Дунаевского (ф. 2062), Д.Д. Шостаковича (ф. 2048). Помимо этого в РГАЛИ есть множество фондов композиторов, музыковедов, педагогов, музыкальных критиков, певцов, фольклористов, лекторов, собирателей народного творчества, общественных деятелей…

Сама Московская Консерватория также хранит свои материалы в Российском государственном архиве литературы и искусства (ф. 658) — 2295 единиц хранения за 1917–1963 годы. Кроме Консерватории, документы по истории и развитию музыкальной культуры отложились в РГАЛИ в фондах Комитета по делам искусств СССР (ф. 962), Министерства культуры СССР (ф. 2329), Государственного концертного объединения СССР (ф. 3162), Московской государственной филармонии (ф. 2922), Союзов композиторов СССР (ф. 2077) и РСФСР (ф. 2490), а также целом ряде фондов учебных заведений, ансамблей, хоров, оркестров — Государственного русского народного хора им. М.Е. Пятницкого, Эстрадного оркестра под управлением О. Лундстрема и многих других… Архив каждой из этих организаций насчитывает тысячи единиц хранения.

Плодотворные связи русской и мировой культуры способствовали появлению в личных архивах деятелей отечественного искусства собраний и рукописей иностранных музыкальных деятелей.

Так, в альбоме пианистки Е.С. Деллер, урожденной Шереметевой, жены немецкого композитора и музыканта Т. Деллера, содержатся письма Ф. Листа, Дж. Россини, автограф Ф. Шопена.

В частной коллекции юриста и любителя музыки Л.Н. Рабиновича имеются ценнейшие нотные автографы композиторов А.А. Алябьева, М.А. Балакирева, А.Т. Гречанинова, письма И. Паганини, Ф. Листа, Г. Берлиоза, Ж. Массне, И. Штрауса и многих других.

В архивохранилище печатных изданий РГАЛИ также хранится богатое нотное собрание, нередко с авторскими пометами и исправлениями — около 6300 единиц.

В личном фонде публициста С. Ан-ского (С.А. Раппопорта, ф. 2583) находится самый древний документ РГАЛИ — Пасхальная Аггада — богато иллюстрированная рукописная книга с текстами литургических песнопений, пасхальных молитв и сказаний на еврейском языке XIV века.

Еще одна книга, приближающаяся по своей уникальности и ценности к архивному документу, − книга стихотворений А.А. Блока, вышедшая в августе 1919 года в издательстве «Мусагет» и подаренная поэтом композитору Ю.А. Шапорину. Если полистать этот экземпляр, стоит обратить внимание на страницы со стихотворением «На поле Куликовом». Все поля этих страниц заполнены карандашными записями, свидетельствующими о работе композитора над музыкой к стихотворению. Работа над симфонией-кантатой «На поле Куликовым» была завершена только в 1939 году.

В наши дни активно идет работа по созданию сканированных копий бесценных сокровищ архива, в числе которых немало и нотных записей.

М.В. Шуплецова,
зав. архивохранилищем печатных изданий РГАЛИ