Список фондов

Алексей Сергеевич Суворин родился в семье Сергея Дмитриевича Суворина, бывшего государственного крестьянина, получившего за службу в армии статус потомственного дворянина, и Александры Львовны Соколовой. Алексей – старший из девяти детей в семье, должен был продолжить армейскую семейную традицию.

Он поступил в Михайловский Воронежский кадетский корпус, который окончил в 1851 году и далее учился в специальных классах Дворянского полка. Определенный в саперы Алексей, закончив обучение, в 1853 году, однако, вышел в отставку. Он решил стать уездным учителем, что было тогда популярно среди либерально настроенной молодежи. Успешно сдав экзамен, Суворин начал преподавать историю и географию в Бобровском уездном училище, а с 1860 года учительствовал в Воронеже.

Но еще двумя годами раньше состоялся дебют молодого учителя на литературном поприще. В журнале «Мода» был напечатан его перевод стихотворения «Узник» Пьера де Беранже. Стихотворения, статьи и фельетоны Суворина, под псевдонимом «А.С.Суровкин», печатались в журналах «Мода», «Ваза», «Весельчак», «Московский вестник».

К 1860 году Суворин вошел в литературный кружок М. Ф. де-Пуле (покровительствовавший также и поэту Ивану Никитину) и напечатал в его альманахе «Воронежская беседа» рассказы «Гарибальди» и «Черничка».

В 1861 году на молодого писателя обратила внимание графиня Е. В. Салиас-де-Турнемир (детская писательница, известная под псевдонимом Евгения Тур), издатель журнала «Русская речь», и предложила ему работать в журнале постоянным сотрудником и переехать в Москву. Однако журнал закрылся в начале 1862 года, и Алексей Сергеевич занялся составлением книг для народного чтения для «Общества распространения полезных книг».

С 1863 года Суворин переехал в Петербург, где устроился работать в газету «Санкт-Петербургские ведомости», бывшую в тот момент заметным изданием в рядах умеренно-либеральной печати. Литератор вскоре завоевал популярность серией фельетонов «Недельные очерки и картинки», где резко критиковал представителей монархической журналистики. Небывалый читательский успех привел к тому, что в 1874 году вся редакция «Ведомостей» была отправлена в отставку по настоянию цензоров.

Однако Алексей Сергеевич не расстраивался, и в начале 1876 года, совместно с В. И. Лихачевым приобрел газету «Новое время». Несмотря на ожидания современников, направление газеты сдвинулась в сторону консерватизма. Сам Суворин практически перестал писать, ограничившись рубрикой «Маленькие письма», посвятив себя делу издательства. С газетой сотрудничали А. В. Амфитеатров, В. П. Буренин, В. С. Кривенко, А. А. Плещеев, А. П. Чехов и другие.

В 1877 году Суворин, Лихачев и братья Алексей и Петр Коломнины основали типографию «Нового времени». Помимо газеты, Суворин издавал еще календари, серии, журналы и альманахи «Русский календарь», «Дешевая библиотека», «Исторический вестник», впервые в России – справочные книги «Весь Петербург», «Вся Москва», «Вся Россия». Книжные и газетные киоски на всех железнодорожных станциях – тоже счастливая идея Алексея Суворина.

В 1895 году он совместно с П. П. Гнедичем и П. Д. Ленским организовал театр при Литературно-артистическом кружке. Этот театр стал тоже любимым детищем издателя, который пробовал себя и как постановщик пьес: «Татьяна Репина», «Медея», «Вопрос», «Дмитрий Самозванец и царевна Ксения», написал роман «В конце века. Любовь».

Однако к 1910 году о себе дали знать накопившиеся проблемы со здоровьем. Алексей Сергеевич периодически уезжал на лечение, но возраст и болезни не отступали: 11 августа 1912 года один из крупнейших издателей России скончался на своей даче в Царском Селе в возрасте 77 лет.

***

Фонд Алексея Сергеевича Суворина начал поступать в РГАЛИ с 1941 году и числится за номером 459.

Документы описи №1 были переданы из ЦГАДА и включают в себя огромное количество писем, присланных Суворину: 4937 единиц хранения. Можно отдельно выделить блоки писем об аграрном вопросе, рабочем и студенческом движениях, еврейском вопросе, международной и внутренней политике, оппозиционном движении 1905 года, русско-японской войне, театральной и литературной жизни.

Опись №2 составлена из документов, поступивших из ГИАЛО в 1952 году и отдельных поступлений от организаций и лиц. Среди 1409 единиц хранения находятся рукописи самого Алексея Сергеевича и различных авторов с правками и под редакцией Суворина, редакционная переписка, биографические материалы документы родственников и членов семьи, а также материалы по издательской деятельности, имущественного характера, изобразительные материалы. В числе документов описи – материалы редакции газеты «Голос».

Опись №3 создана из документов Михаила Алексеевича Суворина, сына Алексея Сергеевича, и содержит 402 единицы хранения. Документы были переданы из ЦГАОР в 1962 году, куда, в свою очередь, попали из Русского заграничного исторического архива. Здесь содержатся творческие материалы Михаила Алексеевича, переписка, в том числе с теми, кого позже назовут «белоэмигрантами», документы об издательской деятельности отца, собранных младшим Сувориным. До 1990-х годов документы этой описи фактически не использовались.

Помимо фонда самого Алексея Сергеевича Суворина, его документы и письма можно найти в большом количестве фондов других лиц: П.И. Бартенева ф. 46), Н.Г. Чернышевского (ф. 1), А.С. Глинки-Волжского (ф. 142), П.А. Ефремова (ф. 191), Вяземских (ф. 195), Н.С. Лескова (ф. 275), Е.П. Карпову (ф. 770), Ц.А. Кюи (ф. 786), М.Г. Савиной (ф. 853), С. М. Чехова (ф. 2540), Ю.Г. Оксмана (ф. 2567), В.В. Розанова (ф. 419) и многих других.

Фонд А.С. Суворина представляет большой интерес для исследователей, так как содержит яркий срез жизни российского общества конца XIX – начала XX веков, позволяет шире взглянуть на жизнь белой эмиграции в первой половине XX века. А гигантский для личного фонда объем, обеспечивает всестороннее раскрытие различных тем, не говоря о деятельности самого Суворина, как издателя крупного журнала.

С.А. Шмыров,
заведующий архивохранилищем РГАЛИ