«Правду жизни поднимать до уровня сердца, а сердце нести высоко», —
Александр Петрович Довженко
Будущий классик советского кинематографа родился в семье казака в Черниговской губернии. Закончив школу, молодой человек поступил в Глуховский учительский институт, по окончании которого стал преподавателем физики, естествознания, истории и других наук в Житомирском начальном училище.
Здоровье его, однако, оставляло желать лучшего. Довженко был болен «грудной жабой», — так он называл свою болезнь, лишь изредка обращаясь к медицинскому термину — стенокардия. Из-за проблем с сердцем он не попал на фронт Первой мировой войны, оставшись в этот период работать и учиться в тылу — в Киеве, на экономическом факультете Коммерческого института.
Но совсем уйти от военной действительности не удалось. В годы Гражданской войны Довженко преподавал в школе при штабе дивизии Н.А. Щорса. Во время польской интервенции, в 1919−1920 годах, будучи членом РКП(б) (хотя и недолго), ушел в подполье в Коровинецком районе. Поскольку в его жизни был немаловажный эпизод – учеба в Украинской академии искусств, то, начав вскоре трудиться комиссаром Театра имени Шевченко в Киеве, он организовал профсоюз работников просвещения. Был не чужд и искусству карикатуриста
Этот период жизни Александра Петровича крайне непрост. Он попадает в состав дипломатической миссии в Германии, где провел несколько лет, и там же одновременно учился живописи в Мюнхене и Берлине. В 1923 год Довженко возвратился в Харьков, устроившись в местную газету художником и иллюстратором.
Поворотным в его жизни стал 1926 год, когда он принял решение уехать в Одессу, чтобы учиться искусству кинематографии. Первые его фильмы были выполнены в жанре социальной комедии, популярной и востребованной в то время. Тогда же были сняты сатирическая комедия «Вася-реформатор», трюковая эксцентрическая комедия «Ягодка любви». Однако всего за четыре года, с 1926 по 1930, творчество режиссёра претерпевает кардинальные изменения — от легких социальных комедий до социальных и личностных трагедий. Свои идеи он воплотил в так называемой «трилогии Довженко», сняв картины «Звенигора», «Арсенал», «Земля». Отзывы на последний фильм в прессе были по большей части спорные и критические, с прямыми обвинениями в натурализме. Но впоследствии, в 1958 году, по результатам международного опроса критиков «Бюро по вопросам истории кинематографа» на Всемирной выставке в Брюсселе, этот фильм, в числе двенадцати других картин, был признан лучшим фильмом всех времен и народов. Но подлинную массовую известность у советского зрителя принесли режиссёру фильмы «Щорс» (1939 г.) и «Мичурин» (1948).
Начиная с 1939 года, Довженко пробует себя, как режиссёр документального кино, причем он стал первым из крупных мастеров художественного кинематографа, принявшим участие в разработке художественных средств военной кинопублицистики.
В послевоенные годы Александр Петрович начинает преподавательскую деятельность на кафедре драматургии во ВГИКе и усиленно трудится над созданием фильма о Каховской ГЭС «Поэма о море», работа над которым была окончена уже после его смерти женой, Юлией Ипполитовной Солнцевой.
Снимая в 1928 году «Звенигору», Александр Довженко в шутку провозгласил: «Мы хотим работать до 100 лет. Просьба не мешать». К сожалению, больное сердце не дало осуществиться этим планам, и в возрасте 62 лет режиссёр скончался от инфаркта.
* * *
Личный фонд А.П. Довженко в РГАЛИ – ф. 2081 − насчитывает более двух с половиной тысяч единиц хранения, среди которых многочисленные литературные и режиссёрские сценарии, повести и рассказы, статьи и выступления. В их числе − сценарий его первого фильма «Вася-реформатор», шесть вариантов сценария «Земля», монтажные листы фильма «Мичурин», автобиографии, пьесы, повести и рассказы, лекции и выступления — всего свыше 500 рукописей. Особую ценность представляют 74 записные книжки кинорежиссёра с дневниковыми записями, набросками сценариев, рассказов и статей. Безусловный интерес вызывают его рисунки: автопортреты, иллюстрации к собственным произведениям, эскизы кадров фильмов. Обширна переписка с выдающимися деятелями искусства и литературы бывших советских республик и зарубежья. В фонде имеется коллекция фотографий — индивидуальных и с коллегами и друзьями, а также свыше 900 кадров из фильмов.
Творческий архив А.П. Довженко, еще до передачи его на хранение в ЦГАЛИ (РГАЛИ), складывался постепенно. Довоенная его часть погибла в киевской квартире кинорежиссёра во время Великой Отечественной войны. Юлия Ипполитовна Солнцева по крупицам собрала ранние работы мужа: от его друзей и сотрудников получила подлинные рукописи, снимала копии с опубликованных в прессе статей и рисунков.
В 1953 году Ю.И. Солнцева с принципиального согласия Александра Петровича начала передавать его личные документы на государственное хранение, хотя процесс шел с перерывами, − из-за занятости режиссера. Только через шесть лет, после окончания работы над «Поэмой о море», уже вдова Ю.И. Солнцева приступила к формированию личного фонда А.П. Довженко в РГАЛИ, одновременно пополняя его не достающими материалами. Фонд продолжал складываться и в дальнейшем: позднее в нём оказались материалы, безвозмездно переданные С.А. Герасимовым, Е.Ю. Соловьёвой, Т.Т. Деревянко, М.М. Маловским, И.А. Петровой. Некоторые документы были приобретены за денежное вознаграждение, другие — поступили из собрания ГАРФ (ЦГАОР СССР). В самом ЦГАЛИ была проведена работа по выделению профильной части из коллекции А.Е. Крученых и фонда С.М. Эйзенштейна с целью их присоединения к фонду Довженко.
Так сложился один из самых масштабных и репрезентативных творческих комплексов выдающегося деятеля мирового кинематографа Александра Петровича Довженко, который, в свою очередь, составляет единый комплекс с фондами учреждений и организаций, где он работал и чьи материалы также находятся в РГАЛИ: киностудии «Мосфильм», ВГИКа, Союза кинематографистов СССР, Союза писателей СССР, Комитета по Ленинским премиям в области литературы и искусства и ряда других.
В.А. Васенкова
главный специалист РГАЛИ