Список фондов

Первый киносеанс состоялся в Российской империи 4 (16) мая 1896 года в Петербурге в кинотеатре «Аквариум», находившемся в одноименном саду. Он длился всего 10 минут и представлял собой фрагменты документальных фильмов, снятых французами – братьями Люмьер. Позже эта программа была показана в других русских городах. Изобретение кинематографа давало массу возможностей, новое искусство набирало обороты, народ жаждал невиданных зрелищ, и к 1908 году в Москве, например, уже насчитывалось около 80 кинотеатров. Демонстрировались, в основном, французские игровые ленты.

В том же кинотеатре «Аквариум» 2 (15) октября 1908 года прошёл первый показ восьмиминутного фильма русского производства «Понизовая вольница». Фильм был сделан в кино-ателье Александра Дранкова, открывшего свое дело – съемки документальных сюжетов – годом раньше. Дранков точно уловил момент, когда назрела необходимость производства российского игрового кино. И материал для первого фильма он взял народный, понятный всем зрителям России. Это была не салонная драма из жизни французских аристократов, а известная история о Стеньке Разине и княжне, по мотивам русской народной песни «Из-за острова на стрежень». Картина открыла эру русского игрового кино. Режиссером картины выступил В.Ф. Ромашков, бывший до этого актером Народного театра в Петербурге, но опыт режиссерской работы у него уже был. Он ставил пьесы в столичных и провинциальных театрах. Оператором фильма стал сам А.О. Дранков вместе с Н.Ф. Козловским, а главную роль сыграл знаменитый русский трагик Е.А. Петров-Краевский.

И все-таки не 15 октября был утвержден как профессиональный праздник российских кинематографистов. Днем российского кино считается 27 августа. В этот день в 1919 году Совет Народных Комиссаров РСФСР принял декрет о национализации фотографической и кинематографической промышленности и кинотеатров РСФСР. Все они перешли в ведение Наркомта просвещения. Руководство советской республики, понимая важность развития кинематографа как мощного инструмента пропаганды революционных идей решило взять его «в свои руки». С этого времени вся фото– и кинопромышленность и торговля перешла в ведение Народного комиссариата просвещения.

Одним из первых полнометражных художественных фильмов, вошедших в золотой фонд советского и мирового кинематографа, стала советская лента «Броненосец Потемкин». Этот знаменитый фильм С.М. Эйзенштейна вышел на экраны в 1926 году. Любимый многими поколениями фильм «Чапаев» братьев Васильевых был снят в 1934 году. На I Международном Московском кинофестивале в 1935 году «Чапаев» получили первую премию.

С тех пор кинопроизводство претерпело масштабные изменения: от немого кино до звукового, от черно-белого до цветного, от кинопленок до цифрового кинематографа.

В РГАЛИ хранится более 400 фондов деятелей киноискусства: кинорежиссеров, киноартистов, кинооператоров, кинодраматургов, кинокритиков и киноведов, кинодеятелей, киностудий, киножурналов. В частности, более пятидесяти фондов кинорежиссеров, более тридцати фондов кинодраматургов и сценаристов, десять фондов кинооператоров, более трехсот фондов артистов, многие из которых снимались в кино, фонды композиторов и художников, участвовавших в постановках фильмов.

В фондах творческих работников, связанных с производством художественных фильмов, хранятся не только литературные и режиссерские сценарии, монтажные листы, фотографии кадров и рабочих моментов съемки фильмов, фотографии актеров в ролях, но и партитуры музыкального оформления фильмов, эскизы декораций, – все они позволяют широко представить процесс создания фильмов. Ценнейшей частью собрания РГАЛИ являются документы великих режиссеров, составивших славу отечественного кинематографа: С.М. Эйзенштейна, Вс.И. Пудовкина, А.П. Довженко, Дзиги Вертова, братьев Васильевых, Б.В. Барнета, Л.В. Кулешова, М.И. Ромма, С.И. Юткевича и других, а также материалы о фильмах, которые во всем мире называют золотым фондом российского кино: «Броненосец Потемкин», «Да здравствует Мексика» «Стачка», «Процесс о трех миллионах», «Земля», «Веселые ребята», «Петр I», «Чапаев». В кинематографе пробовали себя выдающиеся театральные актеры и режиссеры: В.И. Качалов, М.А. Чехов, И.М. Москвин, В.Э. Мейерхольд, А.А. Санин, И.В. Ильинский, В.П. Кторов, А.С. Хохлова, Я.Б. Жеймо, С.Г. Бирман, М.М. Штраух и др., чьи материалы тоже есть в архиве. Бурное развитие кинематографа дало импульс к проявлению творческих способностей следующего поколения актеров и режиссеров, поднявших российское кино до мирового уровня.

Важно, что в архиве представлены немногочисленные сохранившиеся документы по истории дореволюционного кинематографа, о фильмах того времени, а также документы о перестройке кинопроцесса после революционных событий 1917 г.

В РГАЛИ также хранятся фонды учреждений, занимавшихся управлением и организацией кинопроизводства – Госкино, Акционерного общества «Совкино», Кинофотообъединения «Союзкино», кинофабрик «Совкино» и «Союзкино», Ассоциации работников революционной кинематографии (АРРК), Киностудии «Мосфильм», Центральной студии детских и юношеских фильмов им. М. Горького, Треста художественных фильмов «Востокфильм», Киностудии «Фильмэкспорт» и еще не одного десятка организаций и учреждений.

Немалую роль не только в современном кино, но и много десятилетий назад играли общественна организация деятелей кино – Союз кинематографистов, материалы которой тоже представлены в РГАЛИ.

Вообще коллекция документальных материалов о кино складывалась в РГАЛИ на протяжении более 80 лет, начиная с 1941 г. и продолжает активно пополняться в наши дни. В XXI веке в архив поступили документы выдающихся деятелей современного российского кино: Э.А. Рязанова, Л.И. Касаткиной, Е.Н. Колосова, К.С. Лучко, Л.Е. Шепитько, Э.Г. Климова, Н.М. Зоркой, Э.К. Тиссэ.

Все эти документы в фондах РГАЛИ позволяют представить историю зарождения, становления и развития отечественного кинематографа, персонифицируя историю кинопроизводства в России и позволяя проследить творческие связи, преемственность поколений российских кинематографистов.

И.Л. Решетникова,
главный специалист РГАЛИ