Список фондов

Борис Петрович Тамарин, советский актёр и режиссёр, родился в творческой семье. Он вспоминал: «В моей семье все увлекались искусством. Родители были хорошими музыкантами. Сама атмосфера домашних вечеров настраивала на увлечение театром, музыкой… Не случайно я был непременным участником гимназических спектаклей». Однако последующая учеба Бориса, после переезда семьи в 1915 году в Москву, оказалась связанной отнюдь не с театром. Юноша поступил на юридический факультет университета.

Но появившиеся новые возможности, столичное окружение и собственные таланты вскоре подсказали новые пути: уже осень того же года Борис был принят в качестве сотрудника и ученика в Московский Художественный театр. Артистическая среда, в которой он начал вращаться, дала еще один шанс попробовать себя – теперь уже в молодом российском кинематографе. За время учёбы он снялся в нескольких эпизодических ролях. Одной из таких картин была «Белая колоннада», халтурность съёмок которой шокировала Тамарина: «На вопрос, почему так нетребователен режиссёр к актёрам, последовал ответ: режиссёру некогда возиться, дирекция фабрики заинтересована в том, чтобы в кратчайшие сроки выпустить побольше картин. Кроме того, это не Художественный театр, а всего-навсего кино, и требовать тщательной работы не надо!». Такой подход разочаровал Бориса Тамарина и, без удовольствия выполнив свои обязательства, он перестал думать о кинематографе, решив целиком посвятить себя занятиям в театре. Однако полностью с кинофабрики Ханжонкова не ушел.

Всё изменилось в 1918 году, когда однажды в студию на репетицию пришёл режиссёр Александр Викторович Ивановский и предложил молодому актёру сняться в фильме «Пунин и Бабурин» (по одноимённой повести И.С. Тургенева). Борис был польщён — хоть и в кинематографе, но зато первая большая роль! В картине он сыграл «три возраста» Петра Петровича Бабурина: юношу, студента и человека сорока пяти лет. Школа Художественного театра приучила Бориса Тамарина быть придирчивым к костюму и гриму. Он долго и тщательно искал грим, подбирал одежду для своего героя и успокоился только тогда, когда старшие товарищи-актёры одобрили его внешний вид.

Эта роль полностью перевернула отношение Тамарина к кинематографу. Он начал больше сниматься, хотя и не прекращал работу в театре. Во время съёмок в фильме «Коллежский регистратор» по повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» актёр работал в содружестве с Иваном Михайловичем Москвиным, всё больше проникаясь любовью к кино: «Работа с Москвиным дала мне очень много. Я убедился, в частности, что в кинематографе, как и в театре, необходима серьёзная, тщательная подготовка к каждой роли и предельное вдохновение…».

Затем были картины «Декабристы», «Поэт и царь», в которой Тамарин сыграл Дантеса, «Кавказский пленник» с ним же в роли Лермонтова. Здесь актёр, ставший первым в советское время артистом, сыгравшим поэта, создал настолько тонкий образ Михаила Юрьевича, что его работа учитывалась затем последующими исполнителями роли.

Затем в 1928 году на экраны вышла картина «Капитанская дочка» по произведению А.С. Пушкина. Пресса подвергла её жёсткой критике, в газетах писали: «По замыслу проката “Капитанская дочка” должна быть “боевиком” текущей недели, однако для этого нет никаких оснований … всего лишь костюмная любовная мелодрама, в которой нет никакой революции». Но о сильной игре Бориса Тамарина все высказывались единодушно: «Из актеров лучше всех Тамарин, очень живописно и выразительно играющий Пугачева …», «Порадовал в незадачливом фильме один Тамарин-Пугачёв. В своём образе он ближе всех прилежит к той фигуре, которую обрисовал нам Пушкин…». Актёр вспоминал случай, произошедший на съёмках: «В перерыве между съёмками мы зашли в буфет кинофабрики. Я был в гриме. Попросил у буфетчицы стакан чаю. Взглянув на меня, она сердито сказала:

— Ладно, ладно, много вас тут, мужиков, ходит на Воробьёвке – всех не прокормишь, проходи.

Я был польщён».

В годы Великой Отечественной войны Борис Петрович стал главным режиссёром Второго фронтового театра ВТО, выезжал вместе с коллективом на участки Сталинградского, Белорусского, Украинского фронтов. В начале 1943 года его театр выступал в городе Царёв, в сорока километрах от Сталинграда. После окончания войны он продолжил режиссёрскую карьеру: сначала трудился в театре, а с 1948 года вновь связал свою жизнь с экраном, став режиссёром Центрального телевидения, где участвовал в создании телевизионного театра и подготовил более 500 программ.

* * *

Фонд Бориса Тамарина хранится в РГАЛИ под номером 2957 и насчитывает 61 единицу хранения за 1894−1977 годы. Документы были переданы им самим за год до кончины.

Первый раздел — материалы творческой деятельности актёра. Сюда вошли фотографии в ролях и фотографии сцен из спектаклей, поставленных Тамариным. Во втором разделе − рукописи Бориса Петровича: автобиография и воспоминания, в том числе, о репетиции пьесы на квартире К.С. Станиславского. Третий раздел — письма к Тамарину; наиболее интересны и ценны письма А.Д. Дикого за период с 1932 по 1936 гг. Четвёртый раздел составляют материалы к биографии: программы спектаклей, концертов и фильмов, удостоверения личности и другие документы, письма учреждений, трудовые договора. Здесь же помещены материалы служебной деятельности Тамарина в качестве главного режиссёра Второго фронтового театра ВТО и режиссёра Центрального телевидения. Пятый раздел — документы, собранные актёром: безусловную ценность представляют репертуар и списки труппы МХТ сезона 1918/19 гг. Шестой раздел включает документы о Борисе Тамарине, в том числе статьи и заметки. Следующий раздел изобразительных материалов включает фотографии актёра, в том числе вместе с В.В. Вишневским, А.Д. Диким, В.И. Качаловым, Е.В. Червяковым и др. Последний раздел — это материалы родственников: второй жены Тамарина, актрисы и режиссёра Елизаветы Фёдоровны Асенковой (урожд. Мауриг) и вдовы актёра Инны Николаевны Тамариной.

В.А. Васенкова,
главный специалист РГАЛИ