В июльском номере «Московского журнала» (2024, №7(403), стр. 50-57) вышла статья главного специалиста РГАЛИ Ю.В. Масловой, подготовленная по материалам личного фонда Б.В. Грозевского в РГАЛИ.
Учителем Бориса Валериановича был график, ксилограф, педагог, создатель отечественной школы книжной иллюстрации Владимир Андреевич Фаворский. Вот что он писал о своем ученике: «...Граверный язык Бориса Валериановича очень конкретный, предметный, позитивный. Но это не мешает тому, что Борис Валерианович часто лиричен, особенно в мелких своих гравюрах. Создавая какой-либо простой натюрморт или букет цветов, он как бы любовно берет предметы в свои руки, соединяет их в пространственное целое, которое усугубляет поэзию этих простых предметов, и тем самым лирический "заряд" заставки распространяется на всю книжную страницу. Это большое искусство. ...Сказанное здесь коротко и, конечно, недостаточно для характеристики Бориса Валериановича как художника и человека, могу еще только добавить, что он во Вхутемасе был моим учеником, и я могу этим гордиться».
В основу публикации легла автобиография художника, дополненная сведениями из служебных документов (договоров с издательствами и командировочных удостоверений). Особое внимание автор уделил периоду учебы Грозевского в Мастерских ВХУТЕМАСа. В фонде художника хранится любопытный документ – черновик заявления в правление ВХУТЕМАСа, написанный не ранее 1927 года. В нем излагается взгляд художника на решение комиссии ВУЗа исключить его из числа студентов: «Для меня Мастерские стали насущной потребностью, и вне их стен я не могу себя мыслить». Несмотря на непростые жизненные события, в январе 1929 года Б.В. Грозевский успешно окончил ВХУТЕМАС (переименованный в 1927 году во ВХУТЕИН), защитив дипломную работу «Плакатный деревянный шрифт».
Статья Ю.В. Масловой проиллюстрирована фотографиями Бориса Валериановича и его семьи, а также творческими работами.