Список фондов

Главная биография Самуила Алянского, написанная ленинградским книговедом Сергеем Владимировичем Беловым, называется «Мастер книги». Действительно, профессиональная деятельность этого удивительного друга всех книголюбов и литераторов всегда была связана с издательским делом, в котором он попробовал себя во многих и многих ипостасях и отдал которому 50 лет своей жизни.

Даже одно перечисление знаковых для нашей культуры названий, где С.М. Алянский оставил свой видный след, говорит само за себя: «Алконост» — «Серапионовы братья» — «Боевой карандаш» — «Детская литература».

Совершенно молодой, в сущности, человек, он сразу после революции объединил вокруг себя символистов — как организатор издательства «Алконост». В 20-е и 30-е годы будет руководить «Издательством Писателей в Ленинграде», выпустит альманах «Серапионовы братья». В годы войны, оставаясь в блокадном Ленинграде, в составе группы художников «Боевой карандаш» будет работать над выпуском так необходимых тогда агитационных листов. После войны Алянский — редактор «Детской литературы».

Самуил, второй из семи детей известного в Петербурге переплетчика книг Мирона Исаевича, уже в подростковом возрасте начал давать уроки неуспевающим ученикам. С третьего класса гимназии, как писал затем сам, надо было «заботиться о заработке, который давал бы возможность учиться».

Весной 1908 года, после окончания переходных экзаменов в седьмой класс, одноклассник и товарищ по литературному кружку Василий Васильев рассказал Алянскому о своей работе в библиотеке известного в Петербурге собирателя-библиофила Левкия Ивановича Жевержеева.

Именно там, рядом с этой легендарной для библиофилов личностью до 1912 года Васильев и Алянский работали над типографским набором каталога колоссального книжного собрания Жевержеева. «В библиотеке Жевержеева я насмотрелся чудесных изданий… Именно здесь, в библиотеке, был заложен фундамент моей будущей приязни к книге…», — напишет затем Алянский. Через четыре года Жевержеев решает продать дубликаты своих книг, и Васильев и Алянский откроют в 1917 году книжную лавку на Колокольной улице, 1 — в доме родителей Самуила, которые выделили начинающим торговцам полкомнаты с окном и дверью.

Московские новинки и другая поэзия, как вспоминал Алянский, «впервые после революции появились только в нашей лавке». Вскоре молодым людям пришла счастливая идея обратиться к самому Александру Блоку с предложением передать для продажи авторские экземпляры. Жребий знакомства с поэтом падает на Алянского.

При встрече с Блоком Самуил высказал и более амбициозную идею — объединить символистов вокруг собственного журнала и издательства. Блок согласился и предложил в качестве первой книги нового издательства свою поэму «Соловьиный сад», не вошедшую в собрание стихотворений. С этого и началась история издательства «Алконост». Как напишет затем Алянский, «отныне предметом наших бесед стали заголовки, шрифты, линейки, спуски, отступы, поля и пр.»

У молодого издателя сложились дружеские отношения со всеми авторами «Алконоста». В РГАЛИ хранится объемная переписка Алянского с Андреем Белым, письма Алянскому А. Ахматовой, А. Блока, А. Ремизова (ф. 20, оп. 1).

Особый интерес деятельность «Алконоста» представляет в свете перемен в литературе и культуре в первое послереволюционное десятилетие. По словам В.Г. Сабинина-Кнорре, «Алянский создал Ноев Ковчег для спасения вымирающих представителей — нет, создателей Серебряного века». Предприятие было крайне своевременным, даже несмотря на то, что «Алконост» получил личную поддержку от наркома просвещения А. Луначарского и главного пролетарского писателя М. Горького. Всего «Алконостом» было издано более 50 книг, причем на качественной бумаге, маленькими тиражами, и потому издания становились библиографической редкостью почти сразу. Помимо самих книжек «Алконоста», в фонде Блока в РГАЛИ можно найти статьи и макет сборника «Россия и интеллигенция», составленного поэтом в 1918 году и выпущенного издательством (ф. 55, оп.1).

«Алконост» просуществовал до 1923 года, одной из последних его книг был сборник группы «Серапионовы братья», который В.А. Каверин назовет «фактом литературной истории».

В 1929 году по приглашению К.А. Федина Алянский стал заведующим «Издательством Писателей в Ленинграде». Под руководством Алянского в издательстве вышли произведения крупнейших советских писателей — К. Федина, М. Шагинян, Н. Тихонова, В. Шкловского, Б. Пастернака, В. Каверина, О. Форш, А. Толстого, А. Белого. Произведения почти всех участников «Серапионовых братьев» нашли свое место в «Издательстве Писателей», а сами эти книги стали образцом полиграфического мастерства.

С 1938 года Аляский — заведующий издательством Ленинградского союза художников «Боевой карандаш». Как писал С.В. Белов, «мало кто сейчас помнит и знает, что советский эстамп впервые возник в предвоенном Ленинграде, а С.М. Алянский явился его непосредственным зачинателем и создателем…».

Первый лист «Боевого карандаша» был связан с передовицей газеты «Правда» начала Великой Отечественной войны, получив то же название — «Фашизм — враг человечества. Смерть фашизму!». Он был выпущен 23 июня 1941 года тиражом в 15 тысяч экземпляров. «…Деятельность “Боевого карандаша” имела особо важное значение. Столь нужные советским людям плакаты выходили регулярно, несмотря на страшный мороз и голод,… ожесточенный артиллерийский обстрел и яростные воздушные налеты», писал С.В. Белов.

В сборнике воспоминаний «Художники города-фронта» (1973) В.В. Курдов с любовью отмечает: «За маленьким письменным столом, в углу у шкафа работает изнуренный голодом человек. Это неизменный друг художников, писателей и поэтов на протяжении многих десятков лет — Самуил Миронович Алянский, ставший в тяжелые дни блокады особенно близким и дорогим нашему коллективу…».

До конца войны плакаты «Боевого карандаша» оставались важным и популярным агитационным материалом по всей стране. Именем группы художников станут называть само это направление искусства.

В РГАЛИ в фонде Союза художников СССР (ф. 2082) можно найти объемные (более сотни листов каждый) альбомы отзывов прессы о работе коллективов художников «Боевого карандаша» в областных отделениях.

В 1942 году Алянский переживет две личные трагедии — потерю жены и позже сына, однако ему еще предстоит прожить почти 30 лет, которые он отдал детской книге.

В июле 1943 года Самуил Миронович вошел в редколлегию журнала «Мурзилка», а с 1945 и до конца своих дней являлся художественным редактором издательства «Детская литература».

Как пишет Д.С. Лихачев, работа Алянского «это целый этап в развитии нашей детской книги».

Не любивший, по его собственным словам, говорить и писать о себе Алянский выпустил только одну книгу мемуаров — «Встречи с Александром Блоком» в издательстве «Детская литература» в 1969 году.

* * *

Фонд Самуила Мироновича Алянского под номером 20был передан в РГАЛИ Литературным музеем. Крайние даты документов — с 1917 по 1932 год.

В фонде можно найти письма Алянскому А.А. Ахматовой, А. Белого, А.А. Блока, М.О. Гершензона, Е.И. 3амятина и других. Также сюда включен протокол совещания редакции «Алконост» от 1919 года, подписанный А. Блоком, Р. Ивановым-Разумником, К. Эрбергом и самим С. Алянским. В фонде хранится автограф пьесы «История о кипрском напитке» Вольмара Люцинниуса (В. Н. Соловьева).

В других фондах РГАЛИ отложились большие коллекции писем С.М. Алянского — как связанных с профессиональной деятельностью, так и личных. Например, в фонде Государственного литературного музея (ф. 612) собраны 24 папки переписки с Алянским за 1937–1939 годы. В фонде Андрея Белого (ф. 53), как и в фонде Алянского, тоже собран большой корпус их переписки. В других фондах РГАЛИ есть не только фотографии С.М. Алянского, но и его письма к Б.Л. Пастернаку (ф. 379), П.И. Чагину (ф. 2550), Л.К. Чуковской (ф. 3390), Ю.П. Анненкову (ф. 2618) и другим.

М.В. Шуплецова,
зав. архивохранилищем печатных изданий РГАЛИ