Исаак Бабель принадлежит к числу немногих советских писателей 1920-х – 1930-х годов, имя которых никогда не забывалось, а творчество всегда оставалось актуальным, вызывая ожесточённые споры. И это несмотря на то, что почти двадцать лет произведения Бабеля в СССР не печатались.
Его главная книга – цикл рассказов «Конармия» – одна из самых откровенных, беспощадных и в то же время пристрастных книг о русской революции и Гражданской войне. Натурализм, в котором Бабеля неоднократно упрекали, совместился здесь с романтической патетикой. Перед читателем представала парадоксальная смесь восхищения и ужаса перед открывшимися автору социальным бунтом и нравственной катастрофой событий того времени в России. С.М. Будённый усмотрел в книге прямую клевету на своих бойцов. Известен его легендарный ответ на вопрос о том, как он относится к Бабелю: «Ну, это смотря какая бабель…». Только покровительство Горького спасло автора от политического скандала.
Однако художественный талант Бабеля был оценен всеми советскими критиками, независимо от их политической ориентации, необычайно высоко. По признанию В.Б. Шкловского, «вряд ли сейчас у нас кто-нибудь пишет лучше». В 1928 году, спустя всего четыре года после появления в печати самых известных циклов рассказов Бабеля − «Конармия» и «Одесские рассказы», − его произведения, не без влияния Максима Горького и близкого к нему круга, становятся объектом литературоведческого изучения: в издательстве «Academia» выходит сборник статей об Исааке Бабеле.
Писатель прожил короткую очень непростую жизнь, полную зигзагов и необъяснимых на первый взгляд событий. Все завершилось катастрофой в 1939 году и стенкой Лефортовской тюрьмы.
Однако то, что было им написано за почти двадцать лет, не затерялось в литературе до сих пор. За годы, прошедшие после смерти писателя, его проза не утратила своей остроты и свежести. Творчеству Бабеля посвящены десятки монографий и диссертаций, его «Одесские рассказы» выдержали множество экранизаций. В 1994 году в России было торжественно отмечено 100-летие со дня рождения писателя.
* * *
Судьба архива И.Э. Бабеля трагична и загадочна. Этот архив был изъят во время обыска и ареста писателя, и с тех пор его никто не видел. Находясь во внутренней тюрьме НКВД на Лубянке, 11 сентября 1939 года Бабель написал заявление наркому внутренних дел Берии с просьбой разрешить привести в порядок отобранные при аресте рукописи: «Они содержат черновики очерков о коллективизации и колхозах Украины, материалы для книги о Горьком, черновики нескольких десятков рассказов, наполовину готовой пьесы, готового варианта сценария. Рукописи эти – результат восьмилетнего труда, часть из них я рассчитывал в этом году подготовить к печати. Я прошу Вас также разрешить мне набросать хотя бы план книги в беллетристической форме о пути моём…». Привести в порядок рукописи Бабелю не дали. Были ли они в то время на Лубянке, тоже неизвестно. Однако никаких актов об уничтожении архива Бабеля нет, поэтому некоторые исследователи сохраняют надежду на его обретение.
В связи со всем этим фонд И.Э. Бабеля, хранящийся в РГАЛИ, приобретает особенное значение. Изначально он был сформирован за счёт документов, извлечённых из других собраний ЦГАЛИ. В 1966 году близкий друг Бабеля Исаак Леопольдович Лившиц передал в ЦГАЛИ копии 56-ти писем писателя к нему за 1923–1937 годы. И, наконец, в 1967 году хранящиеся у неё материалы передала в ЦГАЛИ вдова И.Э. Бабеля Антонина Николаевна Пирожкова. Фонд невелик по объёму, но в нём присутствуют ценные документы. Это, прежде всего, автографы ранних рассказов − «Детство у бабушки» и «Костёл в Новгороде», автограф инсценировки одного из первых рассказов «Мама, Римма и Алла», черновик подробной автобиографии 1932 года и анкета редакции журнала «Красная Нива», заполненная Бабелем. В фонде довольно много фотографий И.Э. Бабеля – индивидуальных и в группах с родителями, дочерями Натальей и Лидией, женой А.Н. Пирожковой и др.
Материалы И.Э. Бабеля присутствуют также в других фондах РГАЛИ. Интерес представляют автографы рассказов 1920-х годов в фондах О.М. Брика и В.А. Регинина, автограф литературного сценария «Пробная мобилизация» в фонде редакции журнала «Крокодил», автограф рассказа «Рабби» в фонде редакции журнала «Красная новь». Множество материалов И.Э. Бабеля можно найти в фонде СП СССР: отзывы о пьесах советских драматургов; выступления на различных совещаниях и заседаниях, в частности, стенограмма выступления на Первом съезде советских писателей с авторской правкой и подписью. Среди писем И.Э. Бабеля, хранящихся в различных фондах РГАЛИ, следует отметить письма известному драматургу А.Н. Афиногенову (1933 г.), жене поэта Э.Г. Багрицкого Лидии Густавовне (1935), писателю и журналисту Е.Д. Зозуле (1927–1928), В.Э. Мейерхольду (1928), С.М. Михоэлсу (1931, 1935), французско-русскому писателю В.С. Познеру (1932–1933), 23 письма главному редактору журнала «Печать и революция» В.П. Полонскому (1927–1931), известному журналисту, издателю журнала «Тридцать дней» В.А. Регинину (1931–1932), писательнице и журналистке Т.Н. Тэсс (1932–1936), П.И. Чагину (1926, 1927), С.М. Эйзенштейну (1936).
О.В. Турбина,
главный специалист РГАЛИ