Педагог и краевед И.С. Абрамов родился в большой крестьянской семье, в которой было семеро детей. В своих воспоминаниях в 1937 году он подробно описал годы детства – трудный быт, постоянную нехватку средств, смерть брата и сестры от дифтерита (Ф. 1235. Оп. 1). Бóльшую часть воспоминаний он посвятил годам учебы, подробно останавливаясь на всех этапах.
По окончании начальной школы в родном селе, в 10-летнем возрасте, Абрамов успешно выдержал экзамены на бесплатное обучение в сельскохозяйственной школе на хуторе Воздвиженском, попечителем которой был Н.И. Неплюев. В этой школе он проучился 5 непростых лет, ставших впоследствии темой его первых публицистических опытов: статья А.С. Абрамова «Неплюевская школа» была опубликована в октябрьском номере журнала «Русское богатство» в 1899 году «и наделала много шуму… Страшно тяжелой ценой добывались в этой школе знания. Это было что-то вроде тюрьмы и монастыря… Я осудил эту школу, воспитательские методы, всю эту “неплюевщину”…» Мемуарист привел красноречивую запись в примечании к документу об окончании школы: «… владелец этого аттестата избавляется от телесных наказаний навсегда…»
Окончив в 1892 году с отличием Воздвиженскую школу, Абрамов два следующих года в ней же преподавал. Затем он получил место учителя в школе в селе Студенке под Глуховым и проработал там один год. В 1895 году Абрамов поступил в Глуховский учительский институт на бесплатное обучение. Проучившись там три года, он был назначен преподавателем в двухклассное городское училище в городе Ровно Волынской губернии. Но его тянуло в столицу, и в 1900 году Абрамов переехал в Петербург, поступил на работу в городское училище Павловска, вскоре устроился преподавателем в Исаакиевское четырехклассное городское училище.
В Петербурге он увлекся этнографией, стал посещать заседания Отделения этнографии Императорского Русского географического общества. Со временем это увлечение переросло в почти профессиональное занятие, Абрамов оказался талантливым собирателем материалов по истории народов Российской империи, фольклорных материалов, а также документов по истории отечественной литературы. В 1902–1903 годах он прослушал полный курс лекций в частном высшем учебном заведении – Археологическом институте. В течение 1904–1906 годов по заданию Этнографического отделения Русского музея Императора Александра III Абрамов совершил четыре поездки для сбора коллекций – в Курскую, Черниговскую и Волынскую губернии.
В 1907 году он совершил этнографическую экспедицию в местечко Ветку Гомельского уезда, Могилевской губернии, где проживали русские старообрядцы. По результатам этой поездки в журнале «Живая старина» опубликовал статью «Старообрядцы на Ветке» о жизни общины. В 1908 году Абрамов отправился в экспедицию в Черниговскую губернию к старообрядцам Стародубья, по результатам которой в том же году он выступил с докладом «Поездка в Стародубье» на заседании Этнографического отдела Русского Географического общества.
Абрамов писал об этих путешествиях: «В свободные каникулярные летние месяцы в течение нескольких лет меня командировало Этнографическое отделение Русского музея в разные губернии для приобретения этнографических коллекций. Эти чрезвычайно интересные поездки дали мне возможность хорошо изучить разные отдаленные уголки России. В 1904 г. Географическое общество присудило мне серебряную медаль за статьи и поездки. Впоследствии я был избран действительным членом Географического общества». Свидетельство об избрании его 5 февраля 1914 года действительным членом Императорского Русского Географического общества сохранилось в архиве. (Ф. 1235. Оп. 1). Во время экспедиций он приобретал предметы одежды, быта, делал фотографии. Абрамов стал одним из крупнейших собирателей Российского этнографического музея, пополнив его фонды более чем 700 памятниками традиционной культуры восточнославянских народов Юго-Запада России.
Помимо этнографических поездок Абрамов активно посещал раскопки Археологического общества и Археологической комиссии в Ярославской губернии. В свободное от преподавательской работы время занимался еще и литературным трудом – в «Биржевых ведомостях», журнале «Русское богатство» он публиковал рассказы, рецензии на художественные произведения, а также статьи в журналах «Народный учитель», «Вестник Европы», он стал членом Петербургского литературного общества. К этому времени относится его знакомство со многими известными людьми – учеными, издателями, литераторами: В.И. Ламанским, Н.К. Михайловским, В.С. Миролюбовым, М.П. Арцыбашевым, Ф.К. Тетерниковым (псевд. Ф. Сологуб), А.А. Блоком, А.М. Скабичевским, Д.Н. Маминым-Сибиряком и др. «Но знакомства эти были довольно мимолетные».
На молодого педагога и литератора обратила внимание общественная деятельница В.М. Величкина, руководившая с 1907 года вместе с мужем В.Д. Бонч-Бруевичем издательством «Жизнь и Знание». В 1914 году они переиздали брошюру Абрамова «В культурном скиту: (Среди неплюевцев)».
Обзаведясь семьей, Абрамов был вынужден с 1908 года дополнительно работать учителем-воспитателем в приюте для детей-сирот купцов и мещан, основанном купцами Тименковым и Фроловым. Эту работу в своих воспоминаниях он называл «каторжной, ужасной». Наконец, в 1916 году «жизнь улыбнулась» Абрамову: он был назначен инспектором-заведующим Исаакиевским начальным училищем, в котором проработал рядовым учителем 16 лет. Появилась казенная пятикомнатная квартира и место в ней для большой личной библиотеки и коллекции.
После революции Абрамов жил в Петрограде-Ленинграде, в 1920-е годы он состоял членом Русского географического общества, был членом правления Ленинградского общества изучения местного края, членом Библиографической комиссии Центрального бюро краеведения, а также действительным членом Общества исследователей украинской истории, литературы и языка при Украинской Академии наук.
Продолжалось его сотрудничество с Этнографическим музеем: с 1920 по 1927 год он передал в дар в фонды музея 40 предметов традиционной культуры украинцев из своего родного села Воронеж Черниговской губернии.
В 1929 году Абрамов был арестован как подписчик журнала «Краеведение» и сослан в Сольвычегодск. В 1930 году он вернулся в Ленинград, началось его сотрудничество с Государственным литературным музеем (ГЛМ, ныне ГМИРЛИ). В 1933 году он был вновь арестован по делу Российской национальной партии («дело славистов»), осужден и сослан на три года в Тобольск. В 1936 году вернулся в Ленинград.
В связи с арестом Абрамова ГЛМ 29 ноября 1933 года обратился с письмами в Управление НКВД по Ленинграду и Ленсовет по поводу ареста своего уполномоченного представителя в Ленинграде и о материалах, им собираемых для музея. В 1936 году он получил справку о том, что является агентом Государственного литературного музея по сбору материалов в Тобольске.
В Тобольске Абрамов развернул кипучую деятельность по сбору документальных материалов: ему удалось обнаружить столбцы и «сектантские» рукописи, документы сибирских литераторов и декабристов, среди них портреты П.П. Ершова, И.Д. Якушкина, рукописи Н.Д. Фонвизиной, список декабристов Тобольского края, материалы о «Ланкастерской» школе, организованной декабристами в Ялуторовске, архив М.С. Знаменского, дела «петрашевцев», «Альбом Тобольских тюрем», многочисленные книги, рисунки, гравюры, лубки, фольклорные материалы и др. Из своей библиотеки он передал в ГЛМ рукописный список поэм А.С. Пушкина 1828 года.
После войны Абрамов вернулся на родину, преподавал в школе, занимался краеведением и собиранием фольклора, публиковал статьи в «Звеньях» и «Летописях» – изданиях ГЛМ.
В начале 1950-х годов он передал свои документы в ЦГЛА (ныне РГАЛИ). В настоящее время в архиве хранится личный фонд № 1235 «Абрамов Иван Спиридонович (1874–1960) – этнограф, краевед, историк литературы», в котором по 2-м описям числится 321 единица хранения за 1708–1956 годы.
В фонде находятся рукописи И.С. Абрамова: доклады и статьи о Н.В. Гоголе, П.А. Кулише, Т.Г. Шевченко (1909–1930); «Старинные представления в Тобольске» (1934), «Воспоминания» (1937) и др.; записи фольклора среднерусской полосы, Украины, Белоруссии, Урала, Сибири, сведения о сказителях и их фото (1900–1940). Письма И.С. Абрамову: И.Ф. Анненского (1903), Ю.А. Бахрушина (1935), В.Д. Бонч-Бруевича (1933-1955), А.Г. Горнфельда (1909), А.И. Иванчина-Писарева (1909), Б.Л. Модзалевского (1911), В.И. Семевского (1911), А.М. Скабичевского (1908) и др. Материалы к биографии И.С. Абрамова (1902-1940). Биографии, присланные И.С. Абрамову для составления словаря краеведов (1926-1930). Коллекция И.С. Абрамова: грамоты и указы императриц Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, императоров Александра I, Николая I (1740–1826); письма солдат из Маньчжурии родным (1904) и др.
В других личных фондах архива сохранились письма И.С. Абрамова к А.С. Суворину (1894), Б.Л. Модзалевскому (1911, 1935), М.М. Пришвину (1948) и др.
В фонде ГЛМ (Ф. 612. Оп. 1) хранятся многочисленные описи документов и книг за 1934 – начало 1941 года, обнаруженных И.С. Абрамовым и предлагаемых им для передачи в музей. Наиболее полно представлена переписка Абрамова с музеем с 26 октября 1932 по 5 февраля 1936 года – это 149 писем и 15 телеграмм о передаче в музей документов из его коллекции, о розыске и приобретении книг и документов для ГЛМ в Ленинграде и Тобольске.
Л.Н. Бодрова
начальник отдела публикаций
исторических документов РГАЛИ