Состоявшаяся 14 октября 1898 года в Художественно-общедоступном театре (с 1901года – Московский Художественный театр (МХТ), с 1919 года – Московский Художественный академический театр (МХАТ)) премьера спектакля «Царь Федор Иоаннович» А.К. Толстого в постановке К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко открыла новую страницу в истории русского театрального искусства. Выступая за обновление театра, протестуя против безыдейного, развлекательного репертуара и театральной фальши, постановщики и участники «Царя Федора» выступили как смелые новаторы. А сам Художественный театр этой постановкой утвердил новые принципы актерского мастерства и режиссуры. Большая актерская победа в этом первом мхатовском спектакле принадлежала Ивану Михайловичу Москвину, сыгравшему царя Федора. Труднейшая роль, от исполнения которой зависел успех всего спектакля, явилась для молодого актера своего рода «путевкой в жизнь» и доказательством правильности принятия важных жизненных решений, которые привели его на сцену.
Москвин родился в Москве, на Ильинке, в семье часовщика. Большая семья жила в бедности, и старшему Ивану по окончании городского шестиклассного училища пришлось «идти в люди», начинать самостоятельную трудовую жизнь: он служил «на побегушках» в часовом магазине, потом поступил работать на чугунолитейный завод. Еще с детства, по его собственным словам, Москвин «отравился театром». Скромный юноша решился держать экзамен в школу при Имп. Малом театре, который он страстно любил и которому поклонялся. Но, как часто бывает, Москвина «проглядели» – у него не нашли никаких способностей и не приняли. И все же тяга к искусству была в юноше настолько велика, насколько была велика решимость добиться своего. Ему удалось поступить на драматическое отделение Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества. Руководитель курса, известный режиссер и педагог Вл.И. Немирович-Данченко поначалу тоже не нашел способностей в Москвине и по окончании полугода предложил ему оставить учебное заведение, занявшись чем-нибудь другим и бросив мечты об артистической карьере. Правда, увидев побледневшее лицо юноши, Владимир Иванович смягчился и оставил его в училище. Весной 1896 года среди выпускников по классу драматического искусства артист Москвин значился удостоенным большой серебряной медали.
Свои первые шаги на профессиональной сцене Иван Михайлович сделал в антрепризе Г.Н. Федотовой, затем отыграл сезон в Ярославле, работал в московском Театре Корша. Но его подлинный дебют состоялся в упомянутом спектакле «Царь Федор Иоаннович» на сцене МХТ. Успех Москвина был поистине потрясающ, все сходились во мнении, что лучшего царя Федора нельзя было себе и представить. Роль получилась у Москвина настолько правдивой и достоверной, что знаменитый историк В.О. Ключевский, читавший в университете лекции о XVI в., советовал своим студентам «сходить в Художественно-общедоступный театр и посмотреть там трагедию “Царь Федор Иоаннович”».
Именно этой ролью Москвин утвердил себя как актер и как личность, именно она стала оправданием самых смелых надежд, возложенных на него его учителями. «Я плакал от его игры, – вспоминал К.С. Станиславский, – и от умиления, и от радости, и от надежды, что среди нас находятся талантливые люди, могущие вырасти в больших артистов».
Москвин действительно стал одним из самых знаменитых и востребованных актеров России, а роль царя Федора на всю жизнь осталась основной в его репертуаре – к 1936 году он сыграл ее шестьсот раз.
За царем Федором последовали Лука из «На дне» М. Горького (1902), Епиходов из «Вишневого сада» А.П. Чехова (1903), Снегирев из «Братьев Карамазовых» по роману Ф.М. Достоевского (1910), Федор Протасов из «Живого трупа» Л.Н. Толстого (1911), Ноздрев из «Мертвых душ» Н.В. Гоголя (1932). Многогранность таланта великого актера раскрылась именно на пьесах русских драматургов, которые по определению актера «видят жизнь не в полглаза, а в несколько глаз, слышат жизнь не в полуха, а в несколько ушей». Так видел и слышал жизнь сам Москвин. Иван Михайлович вспоминал: «Про меня часто говорили: “Москвин-русачок”. На мое счастье и Художественный театр так думал. Он дал мне возможность воплотить на своей сцене образы, созданные русскими классиками. В гениальных произведениях русских классиков я нашел для себя родное, близкое, что позволило мне пережить свои образы, которые были мне дороги, волновали меня». Причем Луку Москвин всегда играл по-своему, вопреки авторской трактовке. Его образ героя из пьесы Горького был полон сострадания и истинной доброты к людям, оказавшимся на дне жизни: «В Луке Москвина поражала чуткая, пристальная наблюдательность и способность художественного обобщения. Было такое впечатление, что для всего Луки художник написал предварительно сотню этюдов “бродячей Руси”, с придорожной “странной братии”, бороздившей русские проселки», – писал критик С.Н. Дурылин. Репетируя роль чеховского Епиходова, которая первоначально не подходила к его внешним данным, Москвин рискнул вставить несколько своих экспромтов. Вспоминая этот эпизод, К.С. Станиславский писал: «Мы думали Антон Павлович рассердится на эту вольность, но он очень хохотал, а по окончании репетиции сказал Москвину: “Я же именно это и хотел написать! Это чудесно, послушайте!”» и доработал роль.
Во время первых гастролей МХТ за границей в 1906 году талант Ивана Михайловича получил международное признание. Памятно высказывание венского критика, восхищавшегося игрой русского актера: «Нужно запомнить его имя – Москвин, и можно спокойно забыть пятьдесят имен наших великих. Он принадлежит к золотой книге сценического искусства».
На протяжении всей своей творческой жизни в каждой новой роли был новый Москвин – старого в нем оставалась только его удивительное актерское обаяние, благодаря которому он завоевывал зрителя, еще не произнося ни одного слова.
Обаятельным был Москвин и в обычной жизни: мягкий, добродушный, а гневе – горячий; с ленцой, а возьмется работать, так работает за троих. Любил повеселиться, но если даже просидит ночь, слушая цыганское пение, – наутро подставит голову под струю холодной воды и придет на репетицию первым, с выученной назубок ролью.
Актер снимался в кино, был одним из лучших чтецов-исполнителей чеховских рассказов, с удовольствием принимал участие в различных концертах и творческих вечерах. Они были невероятно популярны в Москве двадцатых-тридцатых годов, поскольку в них часто исполнялись отрывки из старых спектаклей, которые уже не шли на сцене театра.
Репертуар советского периода творчества актера пополнился ролями Пугачева в «Пугачевщине» К.А. Тренева (1925), Червакова в «Унтиловске» Л.М. Леонова (1928), профессора Горностаева в «Любови Яровой» К.А. Тренева (1936), Белоброва в «Офицере флота» А.А. Крона (1942). Как и прежде Иван Михайлович продолжал участвовать и в классических постановках. Роль купца Хлынова в «Горячем сердце» А.Н. Островского в 1926 году принесла Москвину новый успех.
В 1937 году Иван Михайлович был избран депутатом Верховного Совета СССР. Все свое огромное влияние он использовал на то, чтобы помогать тем, кто оказывался в те годы в списках «врагов народа». На одном из правительственных приемов он даже осмелился подойти к Сталину попросить за арестованного В.Э. Мейерхольда.
Начало войны застало актера в Минске, где в то время шли гастроли МХАТ. По воспоминаниям коллег, исключительно благодаря мужеству Москвина, его организаторскому таланту и замечательным качествам человека артистам труппы с громадным трудом удалось выбраться из горящего города и добраться до Москвы.
Последние годы жизни, уже будучи больным, Иван Михайлович продолжал работать, посвящая много времени любимому театру. Был председателем актерского цеха, директором театра, учил молодежь, находил время для руководства кружками самодеятельности. С особенной чуткостью относился он к молодым дарованиям из среды рабочих, памятуя, как сам 15-летним, работая на литейном заводе, бредил театром.
И.М. Москвина не стало 16 февраля 1946 года. Он умер в возрасте 72 лет после тяжелой болезни, до последних дней сохраняя творческую молодость, энергию, желание трудиться.
***
Личный фонд № 1950 И.М. Москвина в РГАЛИ сформировался в результате выделения небольшой части документов из других фондов и насчитывает 16 единиц хранения за 1902–1944 годы. В первую опись вошли библиография актера, его статьи, письма, фотографии разных лет. Основой второй описи стала личная переписка И.М. Москвина с женой, легендарной актрисой МХАТ А.К. Тарасовой. Она содержит более 170 писем за период с 1930 по 1935 годы. Кроме того, значительная часть материалов, касающихся личности И.М. Москвина, его творческой и общественной деятельности отложилась в фондах Т.Л. Щепкиной-Куперник, С.Н. Дурылина, Ю.В. Соболева, А.Г. Коонен, Н.М. Горчакова, А.И. Южина, Х.Н. Херсонского, Комитета по делам искусств при СНК СССР, Союзе писателей СССР, Коллекции В.В. Федорова, Коллекции архивов деятелей театра, Коллекции материалов о Московском Художественном театре им. М. Горького и др. Здесь хранятся фотографии актера в ролях и в жизни, документы об участии в спектаклях, статьи и заметки о нем известных театральных деятелей, воспоминания коллег по сцене, переписка, адресатами и корреспондентами которой были В.Э Мейерхольд, Ф.И. Шаляпин, И.О. Дунаевский, С.М. Чехов, К.А. Тренев, И.Н. Акимов, Н.П. Крымов и др.
Г. И. Терехова,
главный специалист РГАЛИ
Использованная литература:
Волков Н. Иван Михайлович Москвин. М.; Л.: Искусство, 1948.
Дзюбинская О.С. И.М. Москвин: Творческий путь актера. М.: Знание, 1955.
Щепкина-Куперник Т.Л. Любимый артист русского народа: Статья // РГАЛИ. Ф. 571. Оп. 1.