Список фондов

«…Жизнь должна победить смерть, вот почему наша задача – вернуть этим руинам их первородство. Мы восстановим разрушенное. Пусть то, что отображено здесь, явится немым, но гневным укором злодеям и толчком к ускорению процесса воссоздания былого, которое, как новый феникс, восстанет из пепла», ‒ так заканчивалось вступительное слово художника и архитектора Якова Осиповича Рубанчика к циклу его рисунков «Расстрелянный Растрелли», в которых он запечатлел руины ленинградских пригородных дворцов сразу после снятия блокады.

Хотя к началу Великой Отечественной войны Я.О. Рубанчик был уже состоявшимся мастером с целым рядом реализованных проектов, в истории советской архитектуры его имя неразрывно связано с героическими усилиями художников и архитекторов Ленинграда по увековечению и спасению довоенного облика города.

Уроженец Таганрога, Яков Рубанчик происходил из семьи, в которой многие связали свою жизнь с искусством: его отец, Осип Абрамович, был фотохудожником и владельцем фотоателье, а мать, Надежда Борисовна (урожд. Минкус) – сестрой архитектора А. Б. Минкуса. Архитектором был и его дядя Ф. А. Троупянский. Не приходится удивляться, что и Яков сначала окончил Одесское высшее художественное училище, а затем ‒ архитектурное отделение Академии художеств. Еще во время учебы в Академии, в 1927 году, он принял участие в конкурсе на проект нагрудного значка к 10-летию Октябрьской революции и получил премию, а сам значок был выпущен массовым тиражом.

Его преддипломный проект Центрального павильона Международной выставки искусств в 1929 году удостоился публикации в журнале «Строительная промышленность». К тому времени Яков Рубанчик уже успешно работал в группе архитектора С.С. Серафимова над проектом здания Дома правительства в Минске. К этому же времени относится период его серьезного увлечения новой советской архитектурой с ее рационализмом и мечтой о будущих социалистических городах. В конце 1920-х – начале 1930-х годов Рубанчик совместно с коллегами – А.К. Барутчевым, И.А. Гильтером и И.А. Меерзоном – разрабатывал проекты Дома-коммуны в переулке Матвеева и фабрик-кухонь Василеостровского, Невского, Выборгского и Кировского районов в Ленинграде.

Впрочем, его деятельность не ограничивалась лишь северной столицей. Яков Осипович создал целый ряд проектов жилых и общественных зданий для Москвы, Сочи, Кронштадта, Махачкалы и других городов. С 1933 года и до начала войны он возглавлял мастерскую № 1 Государственного института проектирования городов («Гипрогор»), основанного на базе бюро планировки городов Ленгорисполкома и сектора Картографического издательства НКВД РСФСР.

В период немецко-фашистской блокады Ленинграда Я.О. Рубанчик остался в городе и был вместе с другими крупнейшими специалистами – архитекторами, искусствоведами, реставраторами – привлечен к работам по маскировке архитектурных памятников, их обмерам, зарисовкам внешнего облика и изготовлению обмерочных чертежей. Эти работы проводились на случай утраты наиболее ценных образцов городской застройки в результате артиллерийских обстрелов; в этом случае по сохранившимся материалам их можно было бы восстановить.

В середине 1942 года в блокадном городе открылась выставка работ ленинградских архитекторов. Основу экспозиции составили агитационные плакаты, «выполненные архитекторами в самое последнее время, когда встала задача провести боевую агитацию путем показа великолепных памятников города, которому продолжает угрожать ненавистный враг … Простым, красочным образом и лозунгом эти плаката должны воздействовать на зрителя, вызвать в нем чувство ненависти к врагу», – писал корреспондент журнала «Ленинград». Выполненный Я.О. Рубанчиком плакат «Не дадим, сохраним, отстоим» получил на выставке третью премию.

Еще одной важной темой, прозвучавшей на выставке, стало будущее восстановление города. Значительная часть экспозиции была отведена проектам капитального восстановления разрушенных зданий, выполненным архитекторами Б.Р. Рубаненко, И.И. Фоминым, В.А. Каменским, Я.О. Рубанчиком и другими. «В этой работе перед архитекторами ставилась задача не простого механического повторения существовавших ранее зданий. Улучшить старые фасады, сделать более удобную для жилья планировку, решить градостроительную задачу – вот что требовалось от авторов этих проектов. И мы видим, что представленные проекты действительно по-новому решают задачу», – заключал автор заметки о выставке.

Наряду с этими архитектурными проектами, ценнейшую часть художественного наследия Я.О. Рубанчика составили его зарисовки блокадного города и разрушенного Петергофа. Сохранились и дневниковые записи архитектора военных лет. За неделю до окончательного снятия блокады Ленинграда, 21 января 1944-го, он писал: «Ходил по Невскому. Боже, какое чудесное чувство. Чувство легкости. Нет этого постоянного “дамоклова меча” – вот сейчас оторвет тебе башку, руку, ногу». А уже 27 января не без грусти отмечал: «Обнажились на асфальте эти страшные “кляксы” от последних снарядов. Запомнил их формы. Их скоро заасфальтируют, в домах заделают дыры и все будет, как прежде. Люди, что приедут, не поверят […] – не будет “вещественных доказательств”».

С 1944 года Я.О. Рубанчик возглавил проектную мастерскую № 4 института «Ленпроект», где занимался разработкой проектов застройки Выборгской стороны Ленинграда. В соавторстве с А.К. Барутчевым и другими архитекторами он трудился над проектами реконструкции площади у Финляндского вокзала, восстановления города Петрокрепость и центра Вильнюса. Одновременно он вел педагогическую работу на архитектурном факультете Академии художеств, читал публичные лекции по истории архитектуры города на Неве. Однако последствия блокадных лет сказались на его здоровье и в декабре 1948 года, в возрасте 49 лет Яков Осипович скончался.

***

В РГАЛИ хранится личный фонд архитектора № 2961, состоящий из 51 единицы хранения за 1915‒1948 годы. Он поступил в архив в 1970 году из Музея архитектуры им. А.В. Щусева и содержит рукописи статей и очерков об архитектуре и его знаменитых коллегах, небольшой корпус переписки, документы к биографии, дневниковые записи и наиболее ценную часть – рисунки, плакаты и книжную графику Я.О. Рубанчика, в том числе, его «архитектурную сюиту» «Ленинград», которая запечатлела довоенный город.

Начальник отдела информации
и использования документов К.В. Яковлева