Список фондов

Слава – капризная вещь, которая живет по своим канонам. Мы поименно знаем всех художников-передвижников, однако не сразу назовем имя Константина Аполлоновича Савицкого, тридцать лет подряд участвовавшего в совместных выставках Товарищества. Быть может, личная скромность художника, обстоятельства жизни и слабое здоровье не смогли дать Савицкому заслуженной славы.

Константин Аполлонович Савицкий родился в семье военного врача. Ирония судьбы – сын врача оказался болезненным мальчиком. Вместо обычных детских игр он увлекся рисованием, со временем превратившимся в настоящую страсть. Для укрепления здоровья Кости семья перебралась жить в дачную местность Франковка, или Бароновка, что под Таганрогом. Название дачи было связано с бароном Отто Романовичем Франком, десять лет занимавшим пост градоначальника. Во Франковке здоровье мальчика немного улучшилось. Жизнь на берегу Азовского моря и вид кораблей вдохновляли Костю, и он рисовал постоянно. Порой, не имея под рукой красок, мальчик «заменял их синькой, лакрицей, сажей и мелом, красный же цвет добывал уколами до крови своего тела», – вспоминала сестра художника.

Рано потеряв родителей, Константин был отдан родственниками в частный пансион в местечке Биркенруэ Лифляндской губернии. По окончании пансиона, в 1862 году, он поступил в Императорскую Академию художеств, в класс исторической живописи. Учителями его стали Федор Бруни, Алексей Марков и Павел Чистяков. В Академии Савицкий сблизился с И.Е. Репиным, В.Д. Поленовым, В.М. Васнецовым и И.И. Шишкиным.

Современники называли К.А. Савицкого «Некрасовым в живописи» – за сострадание к простому народу, запечатленному в его произведениях. Натуру он искал в самой гуще народной жизни. Репин вспоминал: «Сосед мой по мастерской, программист-вольнослушатель К.А. Савицкий, был особенно общителен, – и большой затейник по части прогулок и всяких исканий новизны впечатлений». Как-то Савицкий предложил Репину поехать по Неве, где тот впервые увидел бурлаков, тянувших барку. Зрелище произвело тяжелое впечатление: «Савицкий, неужели нельзя как-нибудь более прилично перевозить барки с кладями, например, буксирными пароходами?». Константин парировал, что буксиры дороги, а бурлаки сами нагрузят барку и сами разгрузят, − поди, поищи таких рабочих!

За время учебы в Академии К.А. Савицкого неоднократно награждали: в 1868 году он получил три малые серебряные медали за картину «Шарманщик», в 1869-м – большую серебряную за эскиз «Распятие Христа», в 1870 году – большую серебряную и большую поощрительную медали за картины «Посещение больного сына» и «Часовой у порохового погреба». В 1871 году за серию картин «Каин и Авель» К.А. Савицкий получил звание художника.

В 1870-е годы он сближается с И.Н. Крамским, дружба с которым особенно укрепилась летом 1872 года во время проживания на даче у станции Серебрянка под Петербургом. Крамского очень заботила колористическая сторона творчества Константина Аполлоновича – черноватый тон живописи Савицкого казался ему большим недостатком, за который художника многие критиковали.

В 1873 году К.А. Савицкий экспонировал несколько работ на Второй передвижной выставке, вызвав тем самым недовольство Совета Академии художеств, который в том же году исключил мастера из учебного заведения, придравшись к первому подходящему поводу.

К этим неприятностям добавлялось и состояние здоровья – мало кто знал, что Савицкий был болен астмой. Ф.А. Васильев, гений русского пейзажа, проживший, к несчастью, всего 23 года, незадолго до собственной кончины писал И.Н. Крамскому в феврале 1873 года: «Бедный, он болен! Я с глубоким сочувствием его обнимаю; передайте это ему буквально, если можно. В нем есть то, чего в большинстве не находится, – душа. Положительно его подавляет болезнь, хотя о ней немногие знают и догадываются. У него, например, легкие никуда не годятся, да и вообще грудь плоха».

К концу 1873 года Савицкий заканчивает картину «Ремонт железной дороги», которая появляется на Третьей передвижной выставке в Петербурге. Главным «героем» монументального произведения стало крестьянство. Художнику удалось передать ритм и напряженность труда вчерашних крестьян, вынужденных от землепашества перейти к землекопным работам, став рабочими-поденщиками на строительстве железной дороги. Здесь, по выражению В.В. Стасова, впервые проявилось «хоровое начало», присущее живописи Савицкого. Картина была замечена П.М. Третьяковым, пожелавшим купить работу. Покупка дала возможность художнику поехать во Францию и Германию, побывать в Нормандии, где в местечке Веле жила целая колония русских художников: И.Е. Репин с семьей, В.Д. Поленов, А.П. Боголюбов. За границей Савицкий пишет этюды, ходит в музеи, а в одном из писем на родину сообщает, что «поклонился Мадонне Сикстинской, просто восторг, тут только я познал всю гениальность таланта Рафаэля».

В 1875 году художника постигает страшное горе – в Париже покончила с собой жена Екатерина Ивановна Савицкая. Тяжелое душевное состояние не дает работать. Крамской в июне 1876 года пишет Третьякову: «Савицкий не двинулся ни на волос и тоже уезжает, говорит, что Россия ему даст теперь то, что он ищет. Все ищут! но мало обретают – общая участь». Художник вернулся в Россию, поселившись в Динабурге (ныне Даугавпилс). Здесь Савицкий создал такие значительные произведения как «Встреча иконы» (1878) и «На войну» (1880-1888). Надо сказать, что работа Савицкого «Встреча иконы» появилась раньше, чем репинский «Крестный ход в Курской губернии», и в целом послужила причиной разлада отношений с братьями Третьяковыми. Картина «На войну» изображает сцену расставания уходящих на русско-турецкую войну солдат с родными и близкими людьми. Произведение стало горячим откликом на события российской жизни и подлинно народным по сюжету.

В 1878 году Константин Савицкий был принят официальным членом в Товарищество передвижных художественных выставок. В этом же году художник с успехом выставлялся на Всемирной выставке в Париже.

1880-е годы стали для К.А. Савицкого переломными – началась новая семейная жизнь, и появилось новое профессиональное поприще. С 1883 по 1889 годы художник жил в Санкт-Петербурге и преподавал в Центральном училище технического рисования барона А.Л. Штиглица. В 1886 году он женился второй раз. Избранницей и верной подругой стала Валерия Ипполитовна Дюмулен. В эти годы появляются картины «Темные люди» (1882), «Поймали беглого» (1883), «Панихида на кладбище» (1885), «Отправка новобранцев на войну» (1888) и другие, экспонировавшиеся на выставках Товарищества передвижников. Благодаря выставкам творчество К.А. Савицкого стало широко известным.

В 1891-м Константин Аполлонович с семьей переехал в Москву и стал преподавателем в Московском Училище Живописи, Ваяния и Зодчества (МУЖВЗ). Через три года он получил новую должность, о чем свидетельствует прошение художника от 20 мая 1894 года, сохранившееся в фонде МУЖВЗ в РГАЛИ (ф. 680): «В виду открывшейся вакансии на должность Преподавателя Натурного класса в Училище Живописи, Ваяния и Зодчества имею честь покорнейше просить Совет не отказать в замещении меня на означенную должность». В 1897 году, несмотря на прежние непростые отношения, Академия художеств удостоила К.А. Савицкого звания академика живописи.

Когда в Пензе усилиями мецената Н.Д. Селиверстова была создана художественная школа, вскоре преобразованная в Пензенское художественное училище, на должность первого директора в 1898 году пригласили академика живописи К.А. Савицкого. Это позволило раскрыться еще одному природному таланту художника – организатора и педагога. В личном деле преподавателя МУЖВЗ К.А. Савицкого сохранилась переписка Академии художеств с руководством Училища по поводу его назначения. На посту директора Константин Аполлонович разработал свою программу обучения, горячо пропагандируя реалистический метод в искусстве. По воспоминаниям ученицы Савицкого Н.И. Спрыгиной, мастер резко осуждал работы тех молодых художников, которые не хотели учиться у натуры: «И смотреть не буду. Дайте мне хоть колесо, но с натуры, натура – лучший учитель». Программа Савицкого оказалась настолько успешной, что лучшие ученики Пензенской художественной школы зачислялись в Императорскую Академию художеств без вступительных экзаменов. Соратниками и учениками К.А. Савицкого в училище были И.С. Горюшкин-Сорокопудов, Г.Н. Горелов, К.Ф. Юон, сын Г.К. Савицкий и другие художники.

В РГАЛИ есть фонд К.А. Савицкого (ф. 854), в котором, увы, всего пять единиц хранения: фотография Савицкого с учениками, наброски различных предметов и фигур людей на перечне видов предметов, находящихся в Галерее драгоценностей Эрмитажа, письма к И.Г. Игельстрому, к неустановленному лицу и несколько писем к шурину, которого Савицкий ласково называет «Ипполитик». На одном из писем от 9(22) марта 1888 года нарисован жаворонок и рядом надпись: «Весна, из булочной жаворонки прилетели!» − выпекать в Великий пост «жаворонков» – давняя народная традиция, связанная с днем памяти сорока Севастийских мучеников. Праздник отмечается 22 марта и является символом стойкости духа христиан. Савицкий рассуждает в письме о сложностях учебного процесса, в котором тоже надо проявить стойкость, о грядущих каникулах и ружейной охоте.

Константин Аполлонович возглавлял Пензенское училище до своей скоропостижной кончины 13 февраля 1905 года. Смерть художника от паралича сердца стала для всех неожиданностью. В личном деле К.А. Савицкого в МУЖВЗ в РГАЛИ сохранился черновик телеграммы, направленной Училищем вдове: «Глубокоуважаемая Валерия Ипполитовна. Училище, потрясенное тяжкой потерей, понесенной Вами и всем русским обществом, собралось во всем составе, чтобы помолиться вместе с Вами о дорогом Константине Аполлоновиче, память которого свято чтится всеми знавшими его. Всем сердцем желаем Вам сил и бодрости духа для перенесения постигшего Вас несчастия» (ф. 680, оп. 1).

Многие советские художники старшего поколения, учившиеся в Пензенском художественном училище, вспоминали имя Савицкого-педагога, воспитавшего достойную смену, с неизменным чувством благодарности.

Ю.В. Маслова,
главный специалист РГАЛИ

При подготовке материала использованы:
Сокольников М. К.А. Савицкий. Пенза: Пензенское обл. изд-во, 1947.
Репин И. Бурлаки на Волге (Воспоминания). М.-Л.: Искусство, 1944.
Переписка И.Н. Крамского. Т.1. И.Н. Крамской и П.М. Третьяков. 1869-1887. М.: Искусство, 1953; Т. 2. Переписка с художниками. М.: Искусство, 1954.