Список фондов

Елена Фабиановна Гнесина – пианистка, педагог, музыкально-общественный деятель, родилась в многодетной семье казенного раввина, гласного городской думы Фабиана Осиповича Гнесина и Бейлы (Беллы, Изабеллы) Исаевны Флетзингер. Бейла Исаевна хорошо играла на фортепиано (она училась у выдающегося польского композитора Станислава Монюшко) и обладала незаурядными вокальными данными, которые вполне могли бы позволить ей получить профессию музыканта. Но судьба распорядилась иначе, и она стала матерью двенадцати детей, семеро из которых избрали для себя музыкальную стезю.

Сначала дети Гнесиных обучались у домашних учителей в Ростове, а затем, в 1884 году, старшую Евгению в возрасте 14 лет отправили в Московскую консерваторию, где она стала ученицей Василия Ильича Сафонова, замечательного пианиста и выдающегося педагога. Вскоре настала очередь второй дочери, Елены (1885), которая пошла по стопам старшей сестры. В 1890 году, став директором консерватории, Сафонов пригласил для преподавания молодого талантливого пианиста и композитора Ферруччо Бузони. В его класс была направлена и Елена Гнесина. Заканчивать свое музыкальное образование после отъезда Бузони в Америку ей пришлось у П.Ю. Шлёцера (1893). Вскоре в Московскую консерваторию поступили младшие сестры Гнесиных – Мария и Елизавета. Таким образом, приняв православие, четыре дочери ростовского раввина смогли закончить Московскую консерваторию. Правда, занятия для них были платными.

После смерти отца (1891) семья осталась без средств к существованию, платить за образование сестрам было нечем. Тогда консерваторские педагоги помогли определить Елену на место учителя музыки в женскую гимназию Софьи Александровны Арсеньевой, открытую в 1873 году на Пречистенке. Затем преподавать начала и Евгения, а вскоре у сестер возникла идея создать свое музыкальное учебное заведение, как только третья сестра, Мария, завершит консерваторский курс.

Консерваторские преподаватели и здесь оказали свое содействие, в результате чего сестры получили официальное разрешение городских властей организовать музыкальную школу в Гагаринском переулке. Так, в начале февраля 1895 года в Москве открылось «Училище сестер Е. и М. Гнесиных» (под «Е» подразумевались Евгения и Елена, под «М» — Мария). В 1901 году, окончив консерваторию, в коллектив влилась четвертая сестра, Елизавета, и появился класс скрипки. Одной из первых выпускниц училища была самая младшая сестра Ольга. Она занималась в классе у Елены Фабиановны, а затем тоже стала преподавать в училище.

Все организационные дела в училище взяла на себя Елена, обладавшая поистине мужским, волевым и решительным характером. Училище росло, набирало силу и популярность, укреплялся и расширялся его педагогический состав. В связи с этим Гнесиным пришлось искать новое помещение для училища, и в 1902 году был снят небольшой деревянный особнячок на Собачьей площадке, 5. В этом доме семья Гнесиных и их учебное заведение прожили более полувека.

Никакие исторические катаклизмы ‒ революции и войны ‒ бурного на события ХХ столетия не смогли помешать развитию, расширению и укреплению главного проекта Елены Фабиановны – ее любимого педагогического детища. Своевременная национализация в 1919 году предотвратили нежелательные, но столь ожидаемые и типичные для многих частных учебных заведений трагические последствия. Училище не было закрыто. Более того, оно стало двухступенчатым, включив в себя музыкальную школу и техникум, а в 1925 учебному заведению было присвоено имя Гнесиных. В это же время Елена Фабиановна получила звание заслуженной артистки республики.

Однако впереди были сложнейшие 1930-е годы. В борьбе за жизнь Гнесинки Елена Фабиановна была даже вынуждена уйти сначала с поста директора, а затем и завуча. Однако черная полоса длилась недолго: конец 1930-х годов ознаменовался началом строительства нового здания на улице Воровского (Поварской) и хлопотами Е.Ф. Гнесиной об открытии третьей – высшей – ступени музыкального образования в стенах подведомственного ей учебного заведения.

Война на некоторое время отодвинула реализацию грандиозных планов Е.Ф. Гнесиной. В эвакуации она пробыла всего три месяца (училище же не прекращало свою работу в Москве ни на минуту). Венцом ее неутомимой деятельности явилось открытие в 1944 году Музыкально-педагогического института, в котором она стала директором и заведующей фортепианной кафедрой. А в 1946 году для студентов и преподавателей распахнуло свои двери новое здание. При институте была открыта школа-десятилетка (по аналогии с ЦМШ при Московской консерватории).

С 1953 года Елена Фабиановна становится художественным руководителем своего грандиозного образовательного комплекса, передав бразды правления своему преемнику – Ю.В. Муромцеву. Она продолжила вести класс фортепиано (до 1965 года), возобновив борьбу за «квадратные метры» в центре Москвы. Благодаря этому у Гнесинки появляется сначала Концертный зал, потом общежитие для студентов, затем кооперативный дом для преподавательского состава; в новые помещения переехали обе школы – семилетка и десятилетка, началось возведение 13-этажного здания для училища.

Беззаветное служение Е.Ф. Гнесиной музыке, искусству, педагогике власть оценила по достоинству: она была награждена двумя орденами Ленина (1945, 1954), двумя орденами Трудового Красного Знамени (1937, 1964). Практически сразу после кончины Е.Ф. Гнесиной в ее квартире, находившейся прямо в здании Института, был образован Музей, где и поныне хранится огромный архив музыканта-педагога.

В 1977 году в РГАЛИ поступил архив ее брата, музыканта и педагога Михаила Фабиановича Гнесина. Из него были выделены материалы, связанные с деятельностью Е.Ф. Гнесиной, которые составили самостоятельный фонд 737, в который вошло 28 единиц хранения. Среди них можно выделить тексты статей Елены Фабиановны, ее выступлений, воспоминания, переписку с родственниками и коллегами, фотографии.

Г.М. Малинина,
главный специалист РГАЛИ