Список фондов

«От Нью-Йорка и до Клина
На устах у всех клеймо
Под названием: Янина
Болеславовна Жеймо»

Евгений Шварц

Морозным февральским днём 1925 года к старому особняку близ Невы, до революции принадлежавшему купцу Елисееву, подошла хрупкая девочка-подросток. Она посмотрела на дверь, на которой висела вывеска «ФЭКС» (Фабрика Эксцентрического Актёра), скроенная из нескольких плакатов, и решительно потянула за ручку. Это была юная Янина Жеймо, она пришла учиться «на кинематографиста».

Позднее Леонид Трауберг, заседавший тогда в приёмной комиссии, в своей книге «Когда звёзды были молоды» расскажет об этом так: «Входит маленькая девочка лет этак девяти-десяти и, спокойно улыбаясь, вместо ответа на наш несколько растерянный вопрос о фамилии, проходит к столу, садится на табурет, без тени робости глядя на нас, словно мы не грозные режиссёры, а сморчки.
— Девочка, сколько тебе лет? – строгим голосом спрашивает Козинцев. – У нас ведь с семнадцати.
— А мне пятнадцать, – спокойно отвечает девочка…
— Какой-нибудь опыт в театре у вас есть? – неизвестно для чего спрашиваю я.
— Есть, – невозмутимо отвечает девочка. – Двенадцать лет опыта.
Общее потрясение.
— Только не в театре, а в цирке и на эстраде, – не обращая внимания на наши выпученные глаза, сообщает отроковица. – С трёх лет выступаю с дедушкой, мамой, дядей и двумя сёстрами. Номер музыкальных эксцентриков, семейство Жеймо. Вот афиша.
— А как вас зовут, товарищ Жеймо? – для порядка осведомился один из наших ранних учеников … по имени Серёжа, по фамилии Герасимов.
— Яня. Янина Болеславовна.
— Спасибо. Янина Болеславовна… Вы приняты. Можете идти.
Актриса с двенадцатилетним стажем встаёт как ни в чём не бывало, мило говорит: «Благодарю вас!» ‒ и не спеша уходит…».

Училась Жеймо с тем самым завидным упорством, которым наградила её цирковая жизнь. Однажды, упражняясь в акробатических прыжках, она упала и расшиблась так сильно, что потеряла сознание. Но, придя в себя, не покинула площадку, а попросила разрешить ей продолжить работу, пока не добьётся абсолютной чёткости и точности движений.

Уже через год она сыграет свою первую роль на экране — мальчишку в картине Григория Козинцева и Леонида Трауберга «Мишка против Юденича» (1925 год), затем — одна за другой роли ещё в восьми фильмах.

К 1935 году Янина Болеславовна была уже во втором браке и воспитывала сына и дочь, но каждый раз ей приходилось напоминать об этом всем остальным, ‒ ведь на «Ленфильме» к ней продолжали относиться как к девочке — настолько крошечной и хрупкой она выглядела!

Последней довоенной картиной Жеймо стала эксцентрическая комедия «Приключения Корзинкиной»: она вышла на экраны Ленинграда, когда город был уже в блокаде. Актриса, смешившая и согревающая души многих зрителей в то время, осталась совсем одна в пустой квартире: муж, режиссёр Иосиф Хейфиц, ещё до войны уехал в киноэкспедицию в Монголию, дети отправились в эвакуацию. По ночам она дежурила на крыше «Ленфильма», гася «зажигалки», в составе истребительного батальона ходила по улицам, следила, чтобы не нарушалась светомаскировка.

Ленинград она покинула по распоряжению Смольного в 1942 году, отправилась в Казахстан, где к тому моменту уже воссоединились её муж и дети. Как ждала Янина этой встречи! И насколько ошеломлена она была, когда узнала, что у мужа появилась другая женщина. От тяжёлого нервного потрясения у Жеймо случилась дислексия — она не могла читать. В дальнейшем она снова выйдет замуж за польского режиссёра Леонида Жанно, который поможет ей справится с хандрой, и счастливо проведёт с ним остаток жизни, но пока болезнь страшно мучала её — и всё равно актриса продолжала отдаваться работе целиком, учила роли с голоса дочери.

В 1947 году на экраны вышла «Золушка». Янине Жеймо на тот момент исполнилось 38 лет. Безусловно, режиссёрам, Надежде Кошеверовой и Михаилу Шапиро, нужна была огромная творческая смелость и непоколебимая вера в актрису, чтобы предложить ей такую роль! Но эта женщина буквально родилась, «чтоб сказку сделать былью». И она смогла сыграть девочку: нежную, трогательную, беззащитную, наивную, мечтающую о любви и счастье! И сыграла так, что ей поверил каждый зритель: и ребёнок, и взрослый.

К сожалению, в кино даже такой фурор — не гарантия постоянства. Наступил сложный период «малокартинья», съёмок практически не было, и семья Жеймо переехала в Москву, чтобы Янина могла работать на студии Горького, в дубляжном цеху. Актрисе ростом 1,48 метров было сложно тянуться к микрофону и под ноги ей подставляли ящичек, прозванный потом «жеймовочкой». Голосом Янины заговорили Джина Лоллобриджида, Дани Робен, Николь Курсель — а сама она всегда оставалась неузнанной, настолько погружалась Жеймо в характер своих персонажей!

В 1957 году вместе с мужем и сыном Янина Болеславовна уехала в Варшаву, на родину своего деда. Больше она не снималась, но навсегда осталась в сердцах и памяти своих зрителей: как талантливая актриса, яркая клоунесса, чуткий и сердечный человек.

* * *

Материалы личного фонда актрисы, которые хранятся под номером 3040, были переданы в РГАЛИ (ЦГАЛИ) в 1985 году её дочерью ‒ Яниной Костричкиной. Фонд, в котором находится 121 единица хранения за 1912–1984 годы, состоит из семи разделов.

Первый из них — творческие материалы: фотографии из фильмов с участием актрисы, с другими актёрами, рабочие моменты съёмок. Сохранились также и кадры из картин, так и не вышедших на экраны.

Среди небольшого количества рукописей Янины Болеславовны, вошедших во второй раздел описи, отметим ее воспоминания о творческом пути, опубликованные лишь частично. В третьем и четвёртом разделах фонда — письма, в основном делового характера.

Материалы к биографии актрисы представлены программами и афишами цирковых представлений, спектаклей и фильмов, фотокопиями афиш ранних выступлений, автобиографией и анкетами Янины Болеславовны.

В шестом разделе — материалы о самой Я.Б. Жеймо. Это приветствие Евгения Шварца для творческого вечера актрисы в Ленинградском доме кино (в эпиграфе — шуточное стихотворение оттуда), многочисленные статьи, заметки и рецензии.

И в седьмом, завершающем разделе фонда — фотографии с Сергеем Герасимовым, Григорием Козинцевым, коллегами из Театра-студии киноактёра.

В архивохранилище печатных изданий также хранится двадцать книг, принадлежавших Янине Жеймо, с ее дарственными надписями.

В.А. Васенкова,
главный специалист РГАЛИ