Список фондов

В размышленья погруженный
Средь музейного добра,
Вдруг я замер,
Отраженный
В личном зеркале Петра

Юрий Левитанский. Стихотворение «В Оружейной палате».

Кто из нас, ходивших в музей, не замирал, соприкоснувшись с историей лицом к лицу? Чувство сопричастности векам и поколениям, – в этом и есть, наверное, смысл существования музея. Любовь к нему миллионов людей вылилась в настоящий праздник – Международный день музеев.

Появился он менее полувека назад: в 1977 году состоялась конференция Международного совета музеев (International Council of Museums, ИКОМ), проходившая в Москве и Ленинграде. Именно тогда было принято решение учредить Международный день музеев. Предложение внесла советская делегация во главе с директором Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина Ириной Александровной Антоновой. С 1978 года Международный день музеев стал отмечаться по всему миру, оказывая всестороннюю поддержку деятельности музеев и способствуя популяризации национального достояния любого государства.

Музеи, как люди – рождаются, живут и меняются. Одни становятся долгожителями, другие дают жизнь новым учреждениям. Так, в 1941 году Государственный литературный музей передал часть своих фондов вновь образованному Центральному государственному литературному архиву, разросшемуся за полвека и получившему в 1992 году название Российский государственный архив литературы и искусства. В РГАЛИ существует также отдельный фонд Государственного литературного музея (Ф. 612).

Среди музеев-долгожителей можно назвать Городскую художественную галерею П.М. и С.М. Третьяковых (1892–1918; Ф. 646), ставшую впоследствии Государственной Третьяковской галереей (1918 – по настоящее время; Ф. 990). В фонде хранятся журналы заседаний Совета Третьяковской галереи, списки служащих галереи, пригласительные билеты, стенограммы совещаний, письма художников, статьи по истории искусства и многое другое.

Но, помимо фондов музейных учреждений (и также целого ряда других организаций) РГАЛИ располагает почти тремя тысячами личных фондов, где немало интереснейших источников. Расскажем об одном из них.

В 1965 году в Государственной картинной галерее Армении в Ереване была открыта первая персональная выставка Роберта Фалька (1886–1958), фонд которого хранится в РГАЛИ (ф. 3018, 753 ед.хр. за 1901–1989). Работы художника привезли из Москвы при поддержке его вдовы, искусствоведа и гида-переводчика Ангелины Васильевны Щекин-Кротовой. В то время выставка стала беспрецедентным явлением, так как художник при жизни у власти был не в чести; Фалька, в частности, так и не приняли в Академию художеств. После выставки в Ереване ее экспонировали в Новосибирске, а затем и в Москве. На фотографиях из альбома среди посетителей можно увидеть вдову Роберта Фалька и директора галереи, живописца и театрального художника Армена Чилингаряна. Альбом из фонда Р.Р. Фалька имеет дарственную надпись директора, подарившего его А.В. Щекин-Кротовой.

Живыми свидетелями истории являются отзывы в книге посетителей, дающие «обратную связь» музейщикам. В качестве примера приведем отзыв искусствоведа, театрального критика, театроведа, литературоведа и ректора ВХУТЕМАСа в 1926-1930 годах Павла Ивановича Новицкого (РГАЛИ. Ф. 2746). В 1925 году он посетил Музей народной песни им. М.Е. Пятницкого, документы которого находятся в нашем архиве (РГАЛИ. Ф. 2002; 652 ед.хр. за 1911–1975), и оставил такую запись: «Народные крестьянские песни собирают энтузиасты, чудаки, ученые, большие артисты. Дело науки – уметь воспользоваться этими собраниями. Дело современного искусства – уметь усвоить гениальную простоту и непревзойденную цельную свежесть этой душевности, искренности и красоты. Дело государства – сохранить эти собрания чудаков и подвижников, как основу национального искусства. М.Е. Пятницкий самым лучшим способом сумел подойти к душе русской деревни – услышал ее стон и ее разудалое веселье и записал его. Это большое незабываемое дело. 12 августа 1925. П. Новицкий» (Ф. 2002. Оп. 1).

Год, когда был написан отзыв, стал знаковым для хора Пятницкого: Постановлением Коллегии Наркомпроса от 17 февраля 1925 года Митрофану Ефимовичу было присвоено звание заслуженного артиста республики и вынесено решение об организации при хоре Музея русской народной песни. В нем были собраны представляющие научную и художественную ценность коллекции фонографических записей песен, набор старинных музыкальных инструментов и подлинных народных костюмов. В феврале 1927 года по постановлению ВЦИК квартира М.Е. Пятницкого на Девичьем Поле в Москве была предоставлена под Музей русской народной песни и работы хора.

Вот что пишет в книге отзывов Музея М.Е. Пятницкого русский прозаик, поэт, детский и религиозный писатель Родион Михайлович Акульшин (псевдоним Березов): «Говорить о песне…нет слов таких, чтобы выразить мою любовь к лучшему, что есть у народа… Песни моя жизнь, моя радость… Вот я слушаю арии, романсы, слушаю "серьезную музыку"… Для меня больше радости и утешения бродить по лесу, нежели созерцать расчищенные дорожки скверов, подстриженные кустики… Народная песня – лес, в котором поют соловьи, плачут кукушки, шумят грустные березы… Остальная музыка – скверы и песочек, посыпанный из корзины садовника… Песня для меня все… Мне часто кажется, что если я, умирая, услышу песню, то я воскресну… Песня меня оживит… Но что слова… Слова беспомощны. Сердечное спасибо хранителям самого дорогого сокровища русского народа. Всегда с радостью готов отдать свои силы для того, чтобы песня жила бесконечно, если только мои силы, моя любовь что-либо значат… Родион Акульшин. 12/XI – 26» (Ф. 2002. Оп. 1).

22 августа 1942 года в Центральном парке культуры и отдыха им. Горького открылась организованная Московской государственной филармонией выставка «Жизнь и творчество П.И. Чайковского». Здесь были представлены не только биографические и творческие документы композитора, но и специальный раздел, который знакомил посетителей с теми страшными событиями в годы войны, когда на первом этаже Дома-музея великого композитора фашисты устроили гараж для мотоциклов и сапожную мастерскую, а на втором расположились казарма более чем на 100 человек. Выставка с тем же названием продолжила свое существование после войны в стенах Московской филармонии (Ф. 2922; 5337 ед.хр. за 1922–1985). Отзыв посетителя, который мы хотим привести, не просто благодарность создателям экспозиции, а своеобразное объяснение в любви: «15/IV 46 г. Выставка составлена и оформлена очень хорошо. Мне хочется сказать большое спасибо инициатору этой выставки и всем тем, кто принимал участие в оформлении этой выставки. Весьма уместна цитата П.И. Чайковского: "Я страстно люблю русского человека, русскую речь, русский склад ума, русскую красоту лиц, русские обычаи". Побольше бы таких цитат! В. Абсарян» (Ф. 2922. Оп. 3).

Другой отзыв о выставке «Жизнь и творчество П.И. Чайковского» принадлежит полярнику: «Приехав из суровой Арктики, п/остров Юрунг-Тумус и Нордвик, посетив выставку Чайковского, я получил полное удовлетворение. Я горжусь тем, что наша Родина имела такого талантливого композитора, горжусь тем, что народ окружил работы Чайковского теплым вниманием и с глубоким чувством уважения хранит в памяти творчество и деятельность великого композитора. Спасибо организаторам выставки. 15/III 47 г. полярник Исаев» (Ф. 2922. Оп. 3. Ед. хр. 267. Л. 10). Возможно, отзыв написал Сергей Иванович Исаев – советский ученый-геофизик, крупный специалист в области изучения полярных сияний и магнитного поля Земли.

В личном фонде в РГАЛИ Валентина Федоровича Булгакова (18886–1966; Ф. 2226, 1572 ед.хр. за 1858–1966) – литератора, последнего секретаря и последователя идей Л.Н. Толстого, проводившего экскурсии в Доме-музее писателя, хранятся отзывы посетителей «Ясной Поляны». Внимания заслуживает отзыв сотрудников Музея, побывавших в усадьбе и оценивших работу своих коллег: «Ясная Поляна – святыня русского народа, наша гордость и слава. Мы, сотрудники Государственного литературного музея (Москва), счастливы, что побывали здесь, где каждый уголок напоминает о Л.Н. Толстом. Велика заслуга советского правительства, охраняющего заповедник. Достоин благодарности коллектив сотрудников музея за его заботы и старания. Глубокий интерес возбуждает и бытовой музей, и литературная экспозиция, мастерство которой мы вполне оценили. Сердечное спасибо за приветливый прием и (неразборчиво) директору музея Ф.В. Попову и его сотрудникам: В.Ф. Булгакову, Е.Н. Куприяновой и нашей заботливой хозяйке Елене Владимировне. По поручению группы ст. науч. сотр. Гослитмузея А. Дубровин. 11-12/VII 52» (Ф. 2226. Оп. 1).

Каждый год 18 мая, в Международный день музеев, в свой адрес получают поздравления от друзей, коллег и всех любителей истории музейные сотрудники, участвующие в сохранении исторического, культурного и художественного наследия: хранители, экспозиционеры, экскурсоводы, реставраторы и другие знатоки СВОЕГО дела, многие из которых сами стали частью истории.

Ю.В. Маслова,
главный специалист РГАЛИ