«Изображение художником
видимой им красоты в предметах
есть творчество».
Н.П. Крымов
Ученик Валентина Серова, друг Константина Коровина, почитатель Ильи Репина, Исаака Левитана и Михаила Врубеля, – Николай Петрович Крымов с юношеских лет впитывал в себя все то самобытное, русское, талантливое, что было создано лучшими мастерами реалистического искусства. К тому же он происходил из «потомственной» семьи художников: художником был его прадед, его отец – художник-портретист и педагог Петр Алексеевич Крымов, художником-жанристом и так же педагогом был и старший брат Николая – Василий.
Его вдохновляла прекрасная русская природа с ее широкими просторами, полями, лесами, могучими реками. В своих картинах он раскрывал не только свои личные переживания, навеянные природой, но и все ее величие и многообразие, во всем ее очаровании.
Склонность Крымова к пейзажу определилась с юношеских лет, и какими бы живописными экспериментами он не увлекался, в основе его творчества всегда лежало живое восприятие мира.
В 1904 году юноша триумфально поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества, несмотря на сложное задание и неудачное место при прохождении экзамена. Из шестисот экзаменовавшихся приняли всего сорок человек – Крымов стоял в списке вторым. Его личное дело хранится в фонде Училища живописи, ваяния и зодчества РГАЛИ (Ф. 680). Материалы личного дела подтверждают его успешную учебу и перевод с архитектурного на живописное отделение к А.М. Васнецову, в фигурный класс Н.А. Касаткина.
На выставке Союза русских художников в 1911 году Крымов показал спокойные, гармоничные пейзажи, отмеченные почти классической уравновешенностью композиции и мягкой пластичностью форм. К этому же времени относится начало работ Николая Петровича в театре, вплоть до 30-х годов он с большим увлечением работал как театральный художник. В РГАЛИ хранятся материалы, связанные с театральными работами во МХАТе – эскизы театральных костюмов, мебели, декораций к пьесе А.Н. Островского «Горячее сердце», а также работы к опере «Золотой петушок» для музыкальной студии К.С. Станиславского. На некоторых эскизах стоят пометы Константина Сергеевича с высокой оценкой творчества художника.
В 1920 году Крымов начал преподавать во ВХУТЕМАСе, позднее – в Полиграфическом институте, а затем при Пречистенском практическом институте. Его можно назвать превосходным педагогом: он обладал обширными знаниями, был уверен в своей системе и теории, сформулированной в четких и понятных положениях. Студенты безгранично уважали своего учителя. В статье «Прекрасный художник, любимый учитель» мы можем прочитать следующие воспоминания учеников о своем учителе: «трудно описать особый испытывающий взгляд Николая Петровича, как бы пронизывающий насквозь. И до чего же разнообразны были оттенки, нюансы крымовского пронзительного взгляда: от иронии до теплой, согревающей улыбки. Николай Петрович умел как-то особенно лукаво подмигивать, оживляя занятия разными веселыми историями. С первых же дней знакомства мы были покорены обаянием Крымова и буквально боготворили его» (РГАЛИ. Ф. 2615.).
Крымова ценили и ценят не только за его практическую деятельность пейзажиста. Это один из немногих художников-теоретиков, который ясно сформулировал теорию тоновой живописи.
Он вошел в историю русского искусства как поэт русской природы, которую мы знаем и любим с детских лет. Его пейзажи вызывают у зрителей целый ряд ассоциаций, настолько они кажутся знакомыми и близкими.
Значение Крымова в деле становления и развития реалистического искусства сложно переоценить, его можно назвать звеном, соединяющим непрерывную цепь развития замечательного пейзажа от предшественников – Поленова, Левитана, Серова, Коровина к молодому поколению художников.
* * *
Документы Николая Петровича Крымова, связанные с работой в театре, были переданы в ЦГАЛИ (ныне РГАЛИ) его учеником Сергеем Павловичем Викторовым в марте 1966 года.
Позднее племянница художника, Александра Львовна Лидова, передала в архив эскизы, автобиографию, афиши, пригласительные билеты, вырезки из газет, письма и фотографии Н.П. Крымова.
В настоящее время фонд № 2615 «Крымов Николай Петрович (1884-1958) – художник» содержит 33 единицы хранения, временные рамки которых охватывают 1890-е – 1959 годы.
Помимо этого, фотографии юношеских лет и личное дело Крымова Николая Петровича хранятся в фонде Училища живописи, ваяния и зодчества (Ф. 680) и статья искусствоведа Муратова П.П. «Крымов» - в фонде Городской художественной галереи П.М. и С.М. Третьяковых (Ф. 646).
Н.Ю. Грянченко,
главный специалист РГАЛИ