Найдено по запросу: Веб-страницы. Название группы - Издательские проекты РГАЛИ

Порядок сортировки : 001
Содержание :

Жирным шрифтом выделены последние издания РГАЛИ.

 

 

1.      Баршт К. Рисунки и каллиграфия Ф.М. Достоевского. [Бергамо], Lemma-Press, 2016.

2.      Берггольц О. Мой дневник. Том 1. 1923-1929. М.: Кучково поле, 2016.

3.      Берггольц О. Мой дневник. Том 2. 1930-1941. М.: Кучково поле, 2017.

4.      Блок А. Переписка. Вып. 2.

5.      А.А. Блок - Л.Д. Менделеева-Блок. Переписка 1901-1917.М.: ИМЛИ РАН, 2017.

6.      Бондаренко И. Е. Записки художника-архитектора. Труды, встречи, впечатления. В 2 кн. М: Прогресс-традиция, 2018.

7.      Булгаков В.Ф. Как прожита жизнь. Воспоминания последнего секретаря Л.Н. Толстого. - М., Кучково поле. 2012.

8.      Булгаков В.Ф. В споре с Толстым: На весах жизни. - М. Кучково поле, 2014.

9.      «Встречи с прошлым» - Вып. 5-8. М., «Советская Россия», 1984-1996.

10.  «Встречи с прошлым». Вьш. 9. М., «Русская книга», 2000..

11.  «Встречи с прошлым». Вып. 10. М., «РОССПЭН», 2004.

12.  «В одном потоке бытия...» Марина Цветаева и Максимилиан Волошин. - М. РГАЛИ, Центр книги «Рудомино», 2013.

13.  Вяземский П.А. и Эрн. Ф. Тютчева: Переписка (1844-1869). – М: Наука, 2018.

14.  Гете И.В. Научные сочинения. В 3 т. С приложением биографического и философского введения Р. Штейнера. Т.1.: Образование и преобразование органических существ (морфология). Пер. с немецкого. М., Товарищество научных изданий КМК, 2014.

15.  Гете И.В. Научные сочинения. В 3 т. Т.2.М.: Товарищество научных изданий КМК, 2018

16.  Дневники и воспоминания ХVIII-ХХвв. Аннотированный указатель по фондам РГАЛИ.Вып.1. РОССПЭН, М., 2011г.

17.  ДзигаВертов. «Из наследия. Драматургические опыты. Статьи и выступления» в 2-х т., Эйзенштейн-Центр, М. 2008.

18.  ДурылинС.Н. и ГениеваЕ.В. Переписка. «Рудомино», М., 2010.

19.  Евреинов Н.Н. Откровение искусства - СПб. Изд. Дом «МирЪ»; М. РГАЛИ, 2012.

20.  Зильберштейн Илья. К 110-летию со дня рождения. Каталог выставки. 2016.

21.  «И звезда с звездою говорит»: Стихотворения Михаила Лермонтова в переводах Марины Цветаевой. (Текст на рус.и фр. яз).М: Дом- музей Марины Цветаевой, 2014.

22.  Институты управления культуры в период становления. Схемы.М: Росспэн, 2004.

23.  Кино: организация управления и власть. 1917 - 1938 гг.: Документы / (сост., предисл. и примеч. А. Л. Евстигнеевой). -М.: РГАЛИ, Политехническая энциклопедия, 2016.

24.  Коллонтай А. Революция - великая мятежница. М.: Сов. Россия, 1989.

25.  Кузмин М. Дневники. 1905-1907 гг., Т.1;  СПб, «Издательство Ивана Лимбаха», 2000.

26.  Кузмин М. Дневники. 1908-1915 гг., Т.2. СПб,«Издательство Ивана Лимбаха», 2005.

27.  Масальская Е.А. Воспоминания о моем брате А.А. Шахматове. М., Издательство им. Сабашниковых, 2012.

28.  Мастер русского романа: И.А. Гончаров в литературной критике русского зарубежья. Сборник документов и материалов. РГАЛИ, Центр книги Рудомино, М., 2012.

29.  Матильда и Иосиф Кшесинские. Дневники, письма, воспоминания. - М: Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, 2018. - 448 с., ил.

30.  Маяковский на Манхэттене. М. Государственный музей В. В. Маяковского. 2017.

31.  Мейерхольд. Наследие. Т. 2.

32.  Мейерхольд. Наследие. Т. 3.

33.  «Мы предчувствовали полыхание...» Союз советских писателей СССР в годы Великой Отечественной войны. Июнь 1941 - сентябрь 1945 г. Документы и комментарии. Т.2.: в 2 кн. М: Росспэн, 2015.

 Кн. 1: 22 июня 1941 - 1943 г.; Кн. 2: 1944 - 2 сентября 1945 гг.

34.  Неизданный Гоголь. М., ИМЛИ РАН, «Наследие», 2001.

35.  «Николай Васильевич Гоголь» к 200-летию со дня рождения. РГАЛИ, Государственный Музей им.Пушкина, М., 2010 г.

36.  Описание документальных материалов В.В. Маяковского, находящихся в государственных хранилищах Выпуск I-II.М: РОССПЭН, РГАЛИ, 2018.

37.   Описание документальных материалов В.В. Маяковского, находящихся в государственных хранилищах Выпуск III.М: РОССПЭН, РГАЛИ, 2013.

38.  Пастернак Б., Цветаева М. «Через лихолетье эпохи». Серия дневники и письма. М.: Издательство АСТ, 2016

39.  Пастернак Б. «Мой мир, мой дом». Виртуальный музей»

40.  Петипа Мариус. «Мемуары» и документы». – М.: «Навона», 2018.

41.  «Полевая книжка», Архивное издание, подготовленное в рамках выставки «”Долго пахнут порохом слова...” Поэты на войне».

42.  Религиозно-философскоеобществовСанкт-Петербурге. Т.1-3.

43.  РГАЛИ. Путеводитель. Вып.9. Фонды бывшего спецхрана. РГАЛИ, РОССПЭН., М., 2010 г.

44.  РГАЛИ. Путеводитель. Вып. 10.М.: Научно-популярная книга, 2018.

45.  Ремизов А.М. «Дневник мыслей».СПб, «Пушкинский Дом», 2013.

46.  Репин Илья Ефимович, Базилевский Виктор Иванович: Переписка (1918-1929 годы.) - СПб.:Изд. Дом «МирЪ»; М. РГАЛИ, 2012.

47.  Розанов В.В. Полное собрание сочинений в 35т. Серия «Литература и художество» в 7 томах.

Т.4, Т.5, Т.6, Т.7.

48.  Розанова Ольга. 1886-1918. Альбом. Хельсинки, 1992.

49.  «Русский авангард. Из собрания Российского государственного архива литературы и искусства», МЦФР, М. 2004 г.

50.  Серов Валентин в переписке, документах и интервью. Сборник в 2 т. Т. 2 - Л.: Художник РСФСР, 1989.

51.  Советский художественный авангард. Инскрипты книжного собрания РГАЛИ. Выпуск 1.М., РГАЛИ, Центр книги Рудомино, 2012.

52.  Татлин В. Альбом - Кельн, Дюмон, 1994.

53.  Театр революционной сатиры в Витебске. Витебск: Витебская областная типография, 2018.

54.  Труайя Анри. «Любовь длиною в жизнь», РГАЛИ, Центр книги Рудомино, М., 2010 г.

55.  Труайя Анри. «Мильон терзаний» Ивана Александровича Гончарова. РГАЛИ, Центр книги Рудомино, М., 2012.

56.  И.С. Тургенев и его современницы. Из собрания РГАЛИ. М.: Фонд «Связь Эпох», Кучково поле, Музеон, 2018

57.  Константин Федин и его современники: Из литературного наследия ХХ века. Кн. 1. М.: ИМЛИРАН, 2016.

58.  Федра. - М.: Арт-Волхонка, 2018.

59.  Фотографическая история. 1840 -1950. Из фондов Российского государственного архива литературы и искусства. Арт-Волхонка. Москва 2013.

60.  Харджиев Н.И. Архив. Т. 1. Русский авангард.М:ДЕФИ, 2017.

61.  Харджиев Н.И. Архив. Т. 2. Русский авангард: материалы и документы из собрания РГАЛИ.

62.  Харджиев Н.И. Каталог выставки. М:ДЕФИ, 2018.

63.  Цветаева М., Гронский Н. Несколько ударов сердца. - М.: ВАГРИУС, 2003.

64.  Цветаева Марина «Письма Константину Родзевичу». – М: Ульяновский Дом печати,2001.

65.  Цветаева Марина. Семья. История в письмах. М., Эллис Лак, 2012.

66.  «Частная опера в России». –М: МФ «Поколения», 2007.

67.  Чёрный рейд. Путевой дневник. М: Искусство ХХI век, 2017.

68.  Шкловский В.Б. ПСС. Т.1.М: Новое литературное обозрение, 2018.

69.  Шмелев И.С., Бредиус-Субботина О.А. Роман в письмах: В 3 т. компл. М.:Роспэн. 2005.

70.  Эйзенштейн С. М.  «Метод» Т.2. – М., Музей кино, Эйзенштейн-центр, 2002.

71.  Эйзенштейн С.М. «Неравнодушная природа» в 2 т., М., Музей кино, Эйзенштейн-центр, 2004‑2006.

72.  Эйзенштейн С.М. Октябрь. Каталог.

73.  Эйзенштейн на бумаге. (сост. Клейман Н.) на англ.яз.М.: AdMarginem, 2017.

74.  Эйзенштейн на бумаге. (сост. Клейман Н.) на рус.яз. М.: AdMarginem, 2017.

75.  Эфрон Г.С. Неизвестность будущего: дневники и письма 1940-1941 гг. – М: АСТ, 2017.

76.  Эфрон Г.С. Записки парижанина. Дневники, письма, литературные опыты сына Марины Цветаевой. М: АСТ, 2018.

77.  Эфрос. Месяц в деревне. Москва: Московский культурный центр АРТ МИФ : ГЦТМ, 2014.

Порядок сортировки : 002
Содержание :

И.С. Тургенев и его современницы. Из собрания Российского гос. архива литературы и искусства/ сост. Е.В. Бронникова, Т.Л. Латыпова, Е. Ю. Филькина – М., 2018. – 304, ил.

В сборнике публикуются документы и изобразительные материалы из собрания Российского государственного архива литературы и искусства, связанные с женским окружением И. С. Тургенева, напрямую или опосредованно повлиявшим на формирование литературного образа «тургеневской девушки».
Издание состоит из разделов, посвященных матери писателя В. П. Тургеневой и ее воспитаннице В. Н. Житовой; его дочери Полине Брюэр (Тургеневой) и внучке Жанне; женщинам-писательницам (Жорж Санд, Л. Ф. Нелидовой, О. А. Новиковой, В. А. Цуриковой) и дружескому окружению (Н. А. Тучковой-Огаревой, Н. А. Герцен, Ж. А. и Н. Я. Полонским, С. Г. Щепкиной); актрисе М. Г. Савиной; французской певице и вокальному педагогу Полине Виардо.
Книга приурочена к 200-летию со дня рождения И. С. Тургенева и предназначена не только для исследователей жизни и творчества писателя, но и для широкого круга специалистов в области истории отечественной культуры, студентов гуманитарных учебных заведений, читателей, интересующихся русской классической литературой.

Описание документальных материалов В.В. Маяковского, находящихся в государственных хранилищах/под ред. Т.М. Горяевой, сост. А.Е. ПарнисВып. I и II. – М., 2018. – 323 с.

Книга объединяет первый и второй выпуски справочника «В.В. Маяковский. Описание документальных материалов», вышедшие в 1964 и 1965 гг. Третий выпуск, продолживший эти публикации, напечатан в 2013 г. Настоящее издание включает описания «окон» РОСТА и Главполитпросвета (1919–1922), рукописей В. В. Маяковского, его записных книжек, живописных и графических работ, афиш и программ выступлений поэта, записей его голоса, хранящихся в собраниях Российского государственного архива литературы и искусства, Государственного музея В. В. Маяковского, Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля (Государственного литературного музея) и в других государственных архивохранилищах. Книга иллюстрирована как документами, описания которых вошли в справочник, так и материалами, поступившими в последующие годы. Переиздание приурочено к 125-летию со дня рождения В. В. Маяковского и предназначено для исследователей жизни и творчества поэта, а также для специалистов в области отечественной культуры, студентов гуманитарных учебных заведений.

Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ) – крупнейшее хранилище документов по истории отечественной литературы и общественной мысли, музыки, театра, кино, изобразительного искусства. В архиве по состоянию на 1 января 2018 г. хранятся 3258 фондов, содержащих 1685570 единиц хранения. Хронологически собранные в архиве документы охватывают период с XVIII в. (встречаются и более ранние) по XXI в., но основная часть материалов относится к XX в. В 1997 г. РГАЛИ был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Особенностью РГАЛИ является сосредоточение в нем, наряду с фондами государственных учреждений культуры и общественных организаций, архивов частных лиц – деятелей литературы, искусства, коллекционеров. Причем документы личного происхождения составляют свыше 50 % общего объема хранящихся в РГАЛИ документов.

Российский государственный архив литературы и искусства: Путеводитель 10 / Федер. арх. агентство; Рос.гос. арх. лит. и искусства; сост. Е.В. Бронникова, Т.Л. Латыпова, Е.Ю. Филькина. – М., Научно-политическая книга, 2018. – 615 с.

В «Путеводитель по фондам РГАЛИ. Вып. 10» включена информация о фондах, поступивших в архив преимущественно в период до 2016 г. Для данного выпуска проаннотировано около 130000 единиц хранения, составляющих 162 фонда. Из них 102 личных фонда (фонды И.Л. Андроникова, А.Н. Бенуа, К.Д. Воробьева, В.С. Высоцкого, Л.П. Гроссмана, С.Н. Дурылина, Д.Б. Кабалевского, Н.М. Коржавина, Р.Я. Плятта, Л.Э. Разгона и др.), 3 архивные коллекции, 60 фондов учреждений и творческих организаций.


Бондаренко И.Е. «Записки художника-архитектора. Труды, встречи, впечатления»/ под ред. М.В. Нащокиной. В 2 кн. – М., "Прогресс-традиция", 2018. – 576 + 704 с.: ил. Науч. ред и автор аналитич. статьи М.В. Нащокина. Предисл. А.Л. Евстигнеевой. Подгот. текста, примеч., именной указат., хроника Л.Н. Бодровой, А.Л. Евстигнеевой.

Автор мемуаров – Илья Евграфович Бондаренко (1870–1947) – видный московский архитектор, выходец из провинции, создатель нескольких старообрядческих храмов в Москве и Подмосковье, внесших вклад в формирование неорусского стиля. Большая часть его воспоминаний посвящена жизни в дореволюционной России: описаны быт и нравы купеческой Уфы и Москвы, учеба в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и Цюрихском политехникуме; отдельные главы посвящены театральной, музейной, музыкальной и выставочной деятельности в России конца XIX – начала XX века, жизни московских меценатов, коллекционеров, библиофилов, старообрядцев, вопросам московской архитектуры. Значительная часть текста содержит заметки автора о путешествиях в европейские страны. Советскому периоду своей жизни зодчий посвятил лишь одну – последнюю главу. Благодаря яркому литературному дарованию И.Е. Бондаренко создал образ своего времени, насыщенный множеством достоверных деталей, что делает его труд ценным историческим источником по истории и культуре России 1870–1920-х гг. Мемуары состоят из 30 глав, каждая из которых имеет авторский заголовок; публикацию дополняют предисловие и вступительная аналитическая статья, примечания, развернутый именной указатель, хроника основных событий жизни и творчества зодчего. Текст мемуаров сопровождается многочисленными иллюстрациями из фондов РГАЛИ и собрания открыток М.В. Нащокиной.

А.А. Блок – Л.Д. Менделеева-Блок. Переписка 1901 – 1917 гг./ Редкол. А.В. Лавров (научн. ред.), Е.В. Глухова, Е.В. Бронникова, В.А. Резвый; предисл. Д.М. Магомедова; послесл. Ю.Е. Галаниной; коммент. Ю.Е. Галаниной, Е.В. Глуховой, Е.Е. Чугуновой-Полсон; указат. сост. Е.Е. Чугуновой-Полсон. М.: ИМЛИ РАН, 2017. – 720 с. + 32 п. цв. вкл.

Вышедшее издание стало итогом многолетнего совместного труда РГАЛИ и ИМЛИ РАН. Опубликованные в нем письма охватывают период с 1901 по 1917 годы. Как отмечает специалист по истории русской литературы Серебряного века, профессор РГГУ Дина Магомедова, написавшая предисловие к сборнику, переписка поэта с женой занимает одно из самых значительных мест в корпусе его эпистолярии и по своей важности сопоставима только с его перепиской с матерью и Андреем Белым. «Переоценить роль этой незаурядной женщины в жизни Блока невозможно. Взаимоотношения с ней – от юношеской восторженной влюбленности до сложнейших драматических перипетий их совместной жизни – всегда были для поэта центральными событиями его душевной жизни, источником формирования его автобиографического мифа как целого и сюжетов важнейших его произведений», – пишет в этой связи Д.М. Магомедова.

Подготовка публикации заняла длительное время, но теперь можно с уверенностью говорить о том, что заинтересованному читателю представлено первое полное и научно выверенное издание этого уникального корпуса писем, хранящегося в РГАЛИ.

Встречи с прошлым: [сборник архивных материалов РГАЛИ]: вып. 12 / Федеральное архивное агентство, Российский государственный архив литературы и искусства; [отв. ред. Т.М. Горяева; сост. Е.В. Бронникова, Т.Л. Латыпова, Е.Ю. Филькина]. – М.: Научно-политическая книга, 2017. – 670 с.: ил.

Очередной выпуск «Встреч с прошлым» посвящен истории русского изобразительного искусства XVIII – XX веков. Это первый тематический сборник в серии, история которой насчитывает уже 45 лет. В нем традиционно вводится в научно-культурный оборот широкий круг исторических источников, в том числе документы из фондов Московского училища живописи, ваяния и зодчества, Городской художественной галереи П.М. и С.М. Третьяковых, личных фондов архитектора И.Е. Бондаренко, художников М.В. Ле-Дантю, Е.А. Ланг, Е.А. Прейс, искусствоведа и коллекционера И.С. Зильберштейна и др. Публикации проиллюстрированы редкими архивными материалами – автографами, фотографиями, рисунками, графическими и живописными работами.

Сборник предваряет вступительное слово прозаика, литературоведа и публициста Владимира Енишерлова. Главный редактор журнала «Наше наследие» отмечает, что «Встречи с прошлым» продолжают традиции дореволюционных русских исторических журналов, таких как «Русский архив», «Русская старина», и литературно-художественных журналов Серебряного века: «Открывшего этот выпуск ждет продолжение традиции научной глубины и литературной занимательности предыдущих томов “Встреч с прошлым”, издания, играющего значимую роль в просвещении и сохранении духовного богатства России, отдающего дань памяти минувшему и самим своим существованием подтверждающего истину – “уважение к прошлому отличает образованность от дикости”».

Н.И. Клейман. Эйзенштейн на бумаге. Графические работы мастера кино – М.: Ад Маргинем Пресс, 2017. – 320 с.

«Эйзенштейн на бумаге» — самое полное на сегодняшний день собрание рисунков классика мирового кинематографа, предоставленных Российским государственным архивом литературы и искусства (РГАЛИ). Российское издание осуществлено в рамках совместного проекта РГАЛИ, издательств AdMarginem и ThamesandHudson и Музея современного искусства «Гараж». Также подготовлена и опубликована англоязычная версия этого издания.

В альбоме, подготовленном ведущим исследователем жизни и творчества Эйзенштейна Наумом Клейманом, представлены 500 лучших графических работ великого мастера кино, хранящиеся в его личном фонде в РГАЛИ. Некоторые работы публикуются впервые. Помимо рисунков, в альбоме воспроизведены кадры из фильмов Эйзенштейна.

Издание открывает вступительное слово легендарного режиссера Мартина Скорсезе. Вступительная статья об истории архива Сергея Эйзенштейна и огромном комплексе его графического наследия подготовлена директором РГАЛИ Татьяной Горяевой. Биографическая статья написана британским историком кино Иеном Кристи.

Архив Н.И. Харджиева. Русский авангард: материалы и документы из собрания РГАЛИ/сост. А.Е. Парнис, под ред. А.Д. Сарабьянова. Том I. – М.: «ДЕФИ», 2017. – 440 с., ил. Т. II. – М.: «ДЕФИ», 2018. – 344 с., ил.

История архива Харджиева — настоящий арт-детектив. Его коллекция, дело всей жизни, — одно из самых значительных собраний, связанных с историей русского авангарда. Среди прочего в нем находятся рукописи его друзей и знакомых — Казимира Малевича, Эль Лисицкого, письма Михаила Матюшина, документы, связанные с Еленой Гуро, НикоПиросмани, Михаилом Врубелем, книги, оформленные Наталией Гончаровой, Ольгой Розановой, Давидом Бурлюком, и многое другое. Больше всего коллекционер радел о том, чтобы его собрание не разделялось, — и по иронии судьбы, все получилось с точностью до наоборот. Когда Николай Харджиев решил эмигрировать в Нидерланды в начале 1990-х, он хотел забрать драгоценный архив с собой целиком, не оставляя ничего государству. Немалая часть его архива была нелегально вывезена в Амстердам и оказалась в Стеделейк-музее, а вторая была задержана на таможне Шереметьево и в 1994 году передана в Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Так коллекция оказалась разорванной между двумя институциями надолгих 17 лет — только в 2011 году после многолетних переговоров между РГАЛИ и Фондом Харджиева-Чаги амстердамская часть архива вернулась в Москву, и собрание снова стало цельным. Однако открыть архив для публики сразу же оказалось невозможным: боясь расхищения московской части собрания, при передаче ее РГАЛИ в 1994 году Харджиев поставил условие, что коллекция будет храниться в качестве закрытого фонда до 2019 года. Из-за особенной значимости собрания для науки было принято компромиссное решение оставить закрытой только ту часть, которая имеет непосредственное отношение к личности Харджиева, благодаря чему появилась возможность показать коллекционную часть архива.

Ольга Берггольц. Мой дневник. Т. I: (1923–1929)»/Сост., предисл., примеч. Н.А. Стрижкова, комм.О.В.Быстрова. Вст.ст. Т.М. Горяева – М.: Кучково поле, 2016, 752 с. Т. II: (1930–1941)»/Сост., предисл., примеч. Н.А. Стрижкова, комм.О.В.Быстрова. Вст.ст. Т.М. Горяева – М.: Кучково поле, 2016, с.824, 16 л. ил.

Ольга Берггольц вела дневник почти всю жизнь, с 1923 г. по 1971 г., который полностью сохранился в ее личном фонде в РГАЛИ. Это ученические и общие тетради, блокноты, отдельные листы, обороты официальных бланков учреждений.

Несколько лет при поддержке Российского гуманитарного научного фонда в архиве шла научная и текстологическая работа по подготовке полнотекстовой публикации всего корпуса дневников. Согласно договору между РГАЛИ и издательством «Кучково поле» должен быть издан весь корпус дневников Ольги Берггольц в хронологической последовательности, включая и военный период.

Издание «Ольга Берггольц. Мой дневник. Т. I: (1923–1929)» открывает эту первую научную полнотекстовую публикацию. В него включены дневники за период 24 января 1923 г. по 7 июля 1928 г. Книга снабжена вступительными статьями, историко-литературными и текстологическими комментариями, а также большим количеством уникальных архивных фотографий и факсимильных воспроизведений автографов из фондов РГАЛИ.

Вторая книга многотомного научного издания дневников О.Ф. Берггольц (1910–1975), хранящихся в Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ), включает дневниковые записи за 1930–1941 гг. Дневники этого периода полнотекстово, без купюр публикуются впервые. На их страницах описаны период работы Берггольц корреспондентом на стройках первых пятилеток, вхождение в литературу, трагические годы смерти дочерей, сталинских репрессий, собственного ареста, тюремного заключения. Текст записей воспроизводится по автографам дневниковых тетрадей. Издание снабжено научными и текстуальными комментариями, статьями. Книга иллюстрирована документами и фотографиями из личного фонда О.Ф. Берггольц в РГАЛИ.

Кино: организация управления и власть. 1917 – 1938 гг.: Документы / [сост., предисл. и примеч. А.Л. Евстигнеевой]. – М.: Политическая энциклопедия, 2016. – 606 с.: ил.

В сборнике, который создавался более десяти лет, впервые так широко и системно представлены никогда не публиковавшиеся материалы по этой теме сразу из трех федеральных архивов – РГАЛИ, ГА РФ и РГАСПИ. Это позволило взглянуть на рассредоточенные в них документы как на единый исторический комплекс и реконструировать многие неизвестные аспекты отраженного в них поиска оптимальной формы управления «важнейшим из искусств». Чтобы сделать созданный документальный комплекс еще более репрезентативным, в издание включены и необходимые опубликованные документы (главным образом, законодательные акты). Благодаря этому оно выполняет также функции справочника.

Книга проиллюстрирована редкими фотографиями из коллекции РГАЛИ. Среди них особенно интересны снимки, собранные известным кинорежиссером Г.М. Болтянским в неизданном тематическом альбоме «Советские учреждения кино и их деятельность в годы гражданской войны».

Не вызывает сомнений, что сборник будет востребован в научном сообществе, ведь советская кинематография – это исключительное явление, интерес к которому, как к части отечественной и мировой культуры, не ослабевает. Собранные в нем документы помогут в поиске новых подходов к изучению такого сложного явления, как государственное управление культурой, и дополнят уже вышедшие ранее при участии РГАЛИ издания по этой обширной проблематике.

«Мы предчувствовали полыханье...» Союз советских писателей СССР в годы Великой Отечественной войны. Июнь 1941 – сентябрь 1945 г. Документы и комментарии. В 2 кн. / рук.коллектива Т.М. Горяева, сост. В.А. Антипина, З.К. Водопьянова (отв. сост.), Т.В. Домрачева. – М.: Политическая энциклопедия, 2015. Кн. 1: 22 июня 1941 – 1943 г. – 893 с. Кн. 2. 1944 г. – 2 сентября 1945 гг. – 767 с.

В издательстве РОССПЭН вышел в свет второй том документального издания, посвященного истории Союза Советских писателей СССР, который подготовлен сотрудниками РГАЛИ при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в рамках Федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы).

В сборник «Мы предчувствовали полыханье...» Союз советских писателей СССР в годы Великой Отечественной войны. Июнь 1941 – сентябрь 1945 г. Документы и комментарии» вошли в основном документы, хранящиеся в Российском государственном архиве литературы и искусства. Привлечены также источники Государственного архива Российской Федерации, Российского государственного архива социально-политической истории, Российского государственного архива новейшей истории. Издание открывается вступительной статьей А.Н. Архангельского «Писатель, Союз и Война». Документальный состав с многочисленным научно-справочным аппаратом размещен в двух книгах. Наряду со стенограммами заседаний пленумов, Правления, президиума, бюро и комиссий ССП СССР; перепиской с партийными и советскими органами, учреждениями и ведомствами, членами Союза, впервые публикуются фрагменты из дневников и записных книжек, многочисленная переписка писателей. Среди авторов – Б.В. Алперс, А.А. Ахматова, Вс.В. Вишневский, А.К. Гладков, К.А. Некрасова, Б.Л. Пастернак, А.А. Фадеев, К.И. Чуковский и др. Через всю книгу проходит личная переписка Вс.В. Вишневского с А.К. Тарасенковым, А.К. Гладкова – с братом Львом, Н.А. Заболоцкого – с женой Е.В. Заболоцкой. В этих документальных свидетельствах отразилась их повседневная жизнь на фронте и в эвакуации. Документы сборника впервые открывают имена малоизвестных и незаслуженно забытых писателей.

Книга 1 – вступительная статья А.Н. Архангельского, предисловие «От составителей», основной состав документов за период с июня 1941 по 1943 г. Книга 2 – основной состав документов 1944-1945 гг.; составительское послесловие и приложения: «Структура ССП СССР», «Писатели, погибшие на фронте», «Судебно-следственное дело В.В. Португалова и Л.К. Гладкова», «Писатели, находившиеся в заключении в годы Великой Отечественной войны». Издание снабжено комментариями, развернутым именным указателем, списком изданий, упоминаемых в сборнике, списком сокращений, перечнем документов.

 

Порядок сортировки : 003
Содержание :
Розанов В.В. Полное собрание сочинений в 35 томах. Т. 2. О Писательстве и писателях. Литературные очерки. Тайна (Серия «Литература и художество»: В 6 т.). СПб.: Росток, 2015. – 784 с.

Полное собрание сочинений В.В. Розанова, выпускаемое Институтом научной информации по общественным наукам РАН и Российским государственным архивом литературы и искусства, является первым изданием сочинений писателя, подготовленным в результате всестороннего изучения выявленных к настоящему времени источников текста, как печатных, так и рукописных. Настоящий том содержит статьи писателя, опубликованные между 1890 – 1898 гг. в «Московских ведомостях», «Вопросах философии и психологии», «Новом времени», «Биржевых ведомостях», «Русском обозрении», литературном приложении к «Торгово-промышленной газете» и в других изданиях. В фонде В.В. Розанова в РГАЛИ была обнаружена рукопись «Тайна. Из записной книжки писателя», опубликованная в сборнике впервые. Между тем, литературный критик и издатель трудов В.В. Розанова писал: «…это, вероятно (судя по беглому просмотру), одна из главных его работ».



Порядок сортировки : 004
Содержание :
«И звезда с звездою говорит»: Стихотворения Михаила Лермонтова в переводах Марины Цветаевой / сост., подготовка текстов, введение, послесловие, археографич. описание Е.Б. Коркиной. РГАЛИ, Дом-музей Марины Цветаевой. – М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 2014. – 208 с., илл.

В издании факсимильно представлены автографы цветаевских переводов на французский язык девяти стихотворений и трех фрагментов стихотворений М.Ю. Лермонтова, выполненных в 1939 и 1941 г. Непосредственным толчком к работе послужил заказ журнала «Ревю де Моску», но большинство стихотворений Цветаева переводит уже «для себя… и для Лермонтова». Судьба подаренной С.Я. Эфроном французской школьной тетради загадочна – ее неравные части оказались в разных фондах РГАЛИ – М.И. Цветаевой и А.Е. Крученых. По заказу последнего была выполнена машинописная копия, ставшая источником как для отложившейся в архиве рецензии одного из первых читателей, ленинградского филолога Б.В. Казанского (также вошедшей в настоящее издание), так и посмертных публикаций переводов. В настоящем издании тексты переводов впервые печатаются по рукописи 1941 г. – в последней редакции. Факсимильное воспроизведение рукописей отражает процесс работы Цветаевой-переводчика, сходный с работой над собственными стихами. История рукописей и анализ работы Цветаевой представлены в сопроводительных статьях Е.Б. Коркиной. Книга адресована не только исследователям творчества М.И. Цветаевой, но всем. Кто интересуется историей, литературой и культурой.



Содержание :
– 2-е изд. – М.: РОССПЭН ; Фонд Первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2009. – 159 с., ил.

В издательстве РОССПЭН в серии История сталинизма вышла книга доктора исторических наук, директора Российского государственного архива литературы и искусства Т.М. Горяевой «Радио России. Политический контроль советского радиовещания в 1920-1930-х годах. Документированная история». Книга посвящена одному из чудес XX века – радиовещанию, становление и развитие которого как средства информации и пропаганды совпали с формированием советского тоталитарного режима. Об уровне демократии в государстве свидетельствует наличие независимой и самостоятельной журналистики, и напротив, тоталитарный режим различными средствами, от непосредственной цензуры до финансовой, кадровой и иной политики, стремится к созданию системы «карманных» масс-медиа, полностью зависимых от власти. История создания и механизм деятельности этой системы и являются предметом данной книги, в основу которой легли материалы, использованные в учебных курсах Историко-архивного института РГГУ. Книга рассчитана на историков культуры, политологов и широкий круг читателей.


Аудиозапись и текст выступления Т.М. Горяевой “Политический контроль советского радиовещания” в передаче Сергея Бунтмана “Именем Сталина” на радиостанции “Эхо Москвы” 11 октября 2008 г.
Содержание :
/ Российский государственный архив литературы и искусства, руководитель проекта Т.М. Горяева. – М.: РГАЛИ, МЦФЭР, 2006. 162 с.


В альбоме представлены фотографии из фонда художника М.Я. Виллие (1838-1910), находящегося на государственном хранении в РГАЛИ. Коллекция фотографий, запечатлевших столицы, провинции и людей «старой доброй Европы» и «живописной России», собиралась М.Я. Виллие и насчитывает почти две с половиной тысячи альбуминовых отпечатков. В книге публикуется 63 рисунка М.Я. Виллие и 349 художественных снимков из этой уникальной коллекции, которые распределены по разделам «Европа. XIX век», «Франция», «Германия», «Италия» «Россия» и представляют различные жанры фотоискусства (портреты, пейзажи, жанровые сцены). В приложении публикуются письма М.Я.Виллие из фондов РГАЛИ и в отделе рукописей Государственного Русского музея (Санкт-Петербург).
Содержание :
/ Российский государственный архив литературы и искусства, Научно-мемориальный кабинет С. М. Эйзенштейна, The Hermitage Bridge Studio – СПб.: Славия, 2006. – 192 с.


19 мая 2006 года в рамках Каннского фестиваля была открыта выставка "Озорной Эйзенштейн", на которой демонстрировалось более 60 рисунков С.М.Эйзенштейна с эротическими сюжетами. К выставке был издан альбом на английском языке. В него вошли 150 рисунков С.М.Эйзенштейна, фотографии из фильмов и фильмография, подготовленные сотрудниками Музея кино и РГАЛИ.
Содержание :
/Двуязычная версия: русский яз./английский яз. 2008 г.

Экспозиция виртуального музея объединяет ранее разобщённые документы наследия Б.Л. Пастернака, находящиеся в различных музеях и архивах. Исследователи впервые получили доступ к цифровым копиям уникальных документов, полностью идентичным оригиналам. Комплекс документов был конвертирован в интерьерное пространство Дома Пастернака и природный ландшафт Переделкино и дополнен аудиовизуальным сопровождением (аудиоэкскурсиями по дому-музею, кадрами документальной съёмки, звукозаписью авторского и актёрского чтения, любимыми музыкальными произведениями Б.Л. Пастернака), позволяющим расширить информационную ёмкость экспозиции, создавая особую эмоциональную атмосферу восприятия. Предлагаемый принцип подачи материала сделал данное мультимедийное издание чрезвычайно востребованным в современных образовательных учреждениях и активно используется в учебном процессе: Центр новейшей русской литературы Института филологии и истории РГГУ, средняя общеобразовательная школа № 224 САО и др.
Содержание :
- М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006. - 400 с., ил.

В сборник «Музы в шинелях» включены не публиковавшиеся ранее и малоизвестные документы из фондов РГАЛИ по истории Великой Отечественной войны. Среди них материалы официального характера Комитета по делам искусств при СНК СССР - органа управления в области культуры военных лет, документы о деятельности фронтовых концертных бригад, а также стихи и публицистика, воспоминания и дневники, письма и фронтовые блокноты деятелей литературы и искусства. Существенным образом дополняют и обогащают новыми сведениями основной корпус документов сборника приложения: «Аннотированный перечень документальных фильмов, снятых фронтовыми кинооператорами в 1941-1945 годах» и «Список артистов, фронтовых театров и бригад, особо отличившихся в годы Великой Отечественной войны».

Сборник богато иллюстрирован архивными фотографиями, плакатами, фронтовыми зарисовками, кадрами кинохроники.
Содержание :
/Т.М. Горяева. Составление, примечания, текстологическая пдготовка. – М.: РОССПЭН, 2007. – 1040 с.

Книга рассказывает о становлении и развитии радиожурналистики с 1917 по 1970 г. Вниманию читателей предлагается концентрированный опыт мощного медиаканала за полувековой период существования. Впервые воссозданы те страницы истории, которые ранее обозначались за счет косвенных сведений: история ликвидации акционерного общества «Радиопередача», методика научного программирования радиоэфира, художественное радиовещание во всем его богатстве и полноте, радиоцензура.