Список фондов

ФИО персоны

Кол-во фондов (фондо-
образователь)

Кол-во ед.хр. (автор)

Кол-во ед.хр. (персона)

Детальный просмотр

Шагал Марк Захарович

0

19

20

СВЕДЕНИЯ
Художник, шедший самобытным путем; сумел органически соединить древние традиции иудейской культуры с остросовременным новаторством. Родился в Витебске в семье приказчика. Получил традиционное религиозное образование на дому. В 1906 занимался в частной школе Ю.М.Пэна. В в Петербурге в 1906-1909 посещал рисовальную школу при Обществе поощрения художеств, студию С.М.Зайденберга и школу Е.Н.Званцевой, его наставниками были Л.С.Бакст и М.В.Добужинский. Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 – в Париже, в колонии художников «La Ruche» («Улей»), сблизившись с Г.Аполлинером, М.Жакобом, А.Сальмоном, Р.Делоне и др. Примыкает к футуризму и предугадывает будущие авангардные течения. Гротескно-алогичные сюжеты, резкие деформации и ирреально-сказочные цветовые контрасты его полотен оказывают большое влияние на развитие сюрреализма («сюрнатурализмом» назвал его творчество Аполлинер). В 1918–1919 был комиссаром искусств губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам. В Москве написал ряд больших настенных панно для Еврейского Камерного театра (1920-1922). Выехав в 1922 в Берлин, с 1923 обосновался в Париже; в том же году в Берлине вышла книга его мемуаров Моя жизнь. Жил в Париже или на юге Франции. В 1941-1947 провел в Нью-Йорке. Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, бывал и в Израиле. Освоив различные гравюрные техники, по заказу А.Воллара создал (в 1923–1930) иллюстрации к Мертвым душам Н.В.Гоголя и Басням Ж.де Лафонтена. Внес выдающийся вклад в сценографию (нью-йоркские спектакли по балетам Алеко на музыку П.И.Чайковского в постановке Л.Ф.Мясина (1942) и Жар-птица И.Ф.Стравинского в постановке Дж.Баланчина; и др.). Работа над иллюстрация-ми к Библии по заказу Воллара (1930–1931) предопределила главную тему его позднего творчества. С 1955 началась работа над Библией - огромным циклом живописных полотен. В русле этого цикла создал эскизы, по которым были украшены сакральные здания разных религий – иудаизма, христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957-1958; витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961; собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969-1970; собора в Реймсе, 1974; церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976-1981; и др.). Росписи плафона парижской Оперы (1964) и театра «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке (1965), мозаики Четыре времени года на здании Национального банка в Чикаго (1972). В 1973 Шагал посетил Москву и Ленинград в связи с выставкой своих работ в Третьяковской галерее. Музеи художника существуют в Хайфе (с 1957) и Ницце (с 1973); в 1992 дом-музей Шагала открылся в его родном городе Витебске. Умер Шагал в Сен-Поль-де-Ванс (Приморские Альпы, Франция).