Список фондов

ФИО персоны

Кол-во фондов (фондо-
образователь)

Кол-во ед.хр. (автор)

Кол-во ед.хр. (персона)

Детальный просмотр

Фальк Роберт (Роман) Рафаилович

1

247

265

СВЕДЕНИЯ
1886 - 1958
Родился в Москве в семье юриста. Окончил Петропавловское реальное училище в 1903 г. С детства он очень любил рисовать и вел даже своеобразный рисовальный «дневник», зарисовывая туда все свои впечатления. Он увлекался музыкой и думал о поступлении в Консерваторию. Но художническое увлечение возобладало. Два года после окончания реального училища он занимался в классах рисования и живописи К.Ф.Юона и И.О.Дудина и в частной студии И.И.Машкова. В 1905 г. поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где с перерывом учился до 1912 г. Его учителями были А.Е.Архипов, Ап. М.Васнецов, Л.О.Пастернак, В.А.Серов и К.А.Коровин. С 1906 г. регулярно участвовал в художественных выставках (впервые – в Рязани). В училище Фальк сдружился с другими начинающими художниками И.Машковым, А.Куприным, П.Кончаловским, В.Рождественским, А.Лентуловым. В 1912 г. они организовали общество художников «Бубновый валет», существовавшее до 1916 г. На творческую манеру художников «Бубнового валета», кроме П.Сезанна и французских кубистов, повлиял русский лубок. Для их работ характерны яркие, контрастные краски, позволявшие подчеркнуть цветом форму изображения. На первой выставке «Бубнового валета» экспонировались работы М.Ларионова и Н.Гончаровой. В выставках «Бубнового валета» принимали участие французские художники П.Пикассо, Л.Брак, Ф.Леже, А.Матисс и др. В 1909 г. перед женитьбой на Е.С.Потехиной Фальк принял крещение и получил имя Роман, которое фигурирует в части официальных документов. В 1911 г. Фальк совершил путешествие по Италии. В 1917 , после распада «Бубнового валета», примыкал к «Миру искусства», участвовал в Московской выставке этого объединения. В 1918 – 1921 г. работал в Московской коллегии по делам искусства и художественной промышленности Отдела изобразительных искусств Наркомпроса. С 1918 г. Фальк – профессор живописи в бывшем Училище живописи, ваяния и зодчества, которое последовательно носило следующие названия: Первые государственные свободные художественные мастерские, Вхутемас, Вхутеин. В 1926 – 1928 г. занимал должность декана живописного факультета. В 1924 г. в Москве состоялась его персональная выставка в Третьяковской галерее. В 1925 г. он стал членом общества художников «Московские живописцы», в 1926 г. вступил в АХРР, и вышел из него в 1928. В 1928 – 1937 г. Фальк жил в Париже. В это время живопись его претерпела изменения. Как он писал сам, «отвалилась та твердая кора на глазах и на нервах, которая делала восприятие статичным и прозаичным», работы его стали более светлыми и легкими. Он хотел их довести до «”легкой тяжести старых работ Утрилло”» (из письма к Р.В.Идельсон 1931 г.). Фальк много работал над пейзажами Франции – Париж, его окрестности, Бретань, Корсика, Прованс, Нормандия, писал мужские и женские портреты. В 1930 г. в Берлине оформил спектакль театра «Габима» по пьесе К.Гуцкова «Уриэль Акоста». Еще ранее, в Москве в 1922 – 1927 г. Фальк оформил спектакль «Ночь на старом рынке» и «Путешествие Вениамина III», поставленные А.М.Грановским в Госете. В 1937 г. Фальк получил Диплом участника Международной выставки «Искусство и техника» в Париже. Возвращение в Советский Союз в конце 1937 г. во многом объяснялось разразившимся в Европе экономическим кризисом, ударившим и по художественному рынку, но и не только этим. Сам художник следующим образом подвел итог своего парижского периода: «Я много ждал от Парижа и много получил от него: укрепился в своем пути художника, уточнил глаз, познакомился с величайшей пластической культурой» (лекция «Быт художников довоенного Парижа»). В 1939 г. в Москве прошли две его персональные выставки в ЦДРИ и в Доме писателей. В довоенный период художник много занимался сценографией. В 1939 г. он оформил спектакль «Соломон Маймон» (Госет), а в 1940 – «Лгун» в Театре им. Моссовета, в 1940 – 1941 – «Испанцы» (Госет) и «Заколдованный портной» (Белорусский государственный еврейский театр). Во время Отечественной войны в 1941 – 1943 г. Фальк жил в эвакуации сначала в Башкирии, затем в Средней Азии в Самарканде. Он преподавал живопись в Узбекском художественном техникуме и в эвакуированном Московском художественно-промышленном училище. В 1943 г. в Самаркандском краеведческом музее прошла выставка акварелей и гуашей Р.Фалька. Его самаркандские пейзажи были очень популярны у любителей живописи. В конце 1943 г. Фальк с женой А.В.Щекин-Кротовой вернулись в Москву. Идеологические кампании в области искусства второй половины 1940-х годов коснулись и творческой судьбы Р.Фалька. После возвращения в Москву до персональной выставки 1958 г. работы художника появлялись ограниченное число раз только на коллективных выставках, хотя он продолжал много писать и пейзажи, и натюрморты, портреты и автопортреты. М.С.Сарьян писал о нем в предисловии к каталогу посмертной выставки 1966 г.: «его живопись внешне очень скромна, сдержанна, лишена какой бы то ни было броскости... мягкие, тонкие колористические отношения, строгая, ясная закономерность конструкции пластической формы. И все это вместе сливается в поэтический образ прекрасного мира, возвышенный, просветленный и несколько элегичный». Художник устраивал показы своих работ по воскресеньям в своей квартире-мастерской в знаменитом Доме Перцова на углу Курсового переулка. Несколько поколений студентов-искусствоведов и просто людей, интересующихся искусством, перебывало там при жизни художника и первые годы после его смерти, пока еще существовала эта мастерская. В послевоенные московские годы он занимался и преподавательской деятельностью, но это были только частные уроки. В послевоенный период Фальк оформил три спектакля московских театров: «Леса шумят» в Госете (1947), «Лев на площади» в Камерном театре (1948) и «Только правда» в Театре сатиры (1955 – 1956). В 1958 г. после долгого перерыва в Москве открылась персональная выставка Р.Р.Фалька. Но сам художник был уже тяжело болен и скончался 1 октября 1958 г.