Список фондов

ФИО персоны

Кол-во фондов (фондо-
образователь)

Кол-во ед.хр. (автор)

Кол-во ед.хр. (персона)

Детальный просмотр

Гончарова Наталья Сергеевна

1

30

38

СВЕДЕНИЯ
Гончарова Наталья Сергеевна - живописец, художник театра, график родилась 21 июня (2 июля) 1881 года в с. Нагаево Тульской губернии. После окончания гимназии и недолгих занятий на историко-филологическом факультете Высших женских курсов в 1901 году поступила на скульптурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества, где училась у С.М.Волнухина и П.П.Трубецкого, посещала класс живописи К.А.Коровина. В 1904 году получила малую серебряную медаль за скульптурные этюды, но вскоре прекратила учебу по состоянию здоровья. В начале 1900-х годов начала заниматься живописью. Ее ранние работы выполнены в импрессионистском стиле, они имели большой успех на выставках МУЖВЗ (1904), московского Литературно-художественного кружка (1904), МТХ (1905), на выставке русского искусства в парижском Осеннем салоне (1906). Ее картины покупали видные московские коллекционеры: А.И.Морозов, Н.П.Рябушинский, Н.В.Рудаков и др. Судьба и творчество Н.С.Гончаровой были тесно связаны с М.Ф.Ларионовым, лидером авангардистского искусства. Она испытывала интерес к кубизму и футуризму, была одним из создателей русского примитивизма, использовала традиции лубка, провинциальной вывески. В своих произведениях Н.С.Гончарова отдавала предпочтение крестьянской и религиозной тематике: тетраптих «Сбор плодов» (1907-1908), цикл «Сбор винограда» (1911), тетраптих «Евангелисты» (1910) и др. Художница много работала над книжными иллюстрациями, совместно с М.Ф.Ларионовым участвовала в создании футуристических книг В.Хлебникова и А.Е.Крученых («Игра в аду», «Мирсконца»), К.А.Большакова («Сердце в перчатке», «Le Futur»), С.Боброва («Вертоградари под лозами») и др. В 1907-1908 годах принимала участие в московской выставке «Стефанос», в 1908-1910 в экспозициях журнала «Золотое руно». Вместе с М.Ф.Ларионовым и другими единомышленниками организовала в Москве первые авангардистские выставки «Бубновый валет» (1910/1911), «Ослиный хвост» (1912), «Мишень» (1913) и «№ 4. Футуристы, лучисты, примитив» (1914). С 1910 по 1914 годы провела три персональных выставки в Москве и Петербурге, выставки сопровождались лекциями о современном искусстве, вызвали общественный резонанс и острую полемику в прессе. Первая ее работа как театрального художника - оформление в 1909 году спектакля «Свадьба Зобеиды» Г.Гофмансталя для студии К.Крафта в Москве. В 1914 году исполнила для Русского балета С.П.Дягилева декорации и костюмы к оперно-балетному спектаклю «Золотой петушок» на музыку Н.А.Римского-Корсакова. В том же году провела совместно с М.Ф.Ларионовым в Париже выставку живописных работ. Вернувшись в Москву, Н.С.Гончарова оформила спектакль «Веер» К.Гольдони для Камерного театра. В 1915 году, приняв предложение С.П.Дягилева о совместной работе, выехала вместе с М.Ф.Ларионовым в Швейцарию, а с 1918 года жила в Париже. В 1920-х годах Н.С.Гончарова стала одним из основных художников дягилевской труппы, оформила балеты «Русские сказки» А.К.Лядова (совместно с Ларионовым), «Испания» М.Равеля, «Ночь на Лысой горе» М.П.Мусоргского, «Лиса», «Свадебка» и «Жар-птица» И.Ф.Стравинского и др. Исполняла эскизы кукол для Парижского кукольного театра Ю.Л.Сазоновой-Слонимской. В 1930-е-1940-е годы художница сотрудничала с различными европейскими театрами. Сделала эскизы декораций и костюмов к постановкам «Болеро» М.Равеля (Париж, 1932), «Сорочинская ярмарка» М.П.Мусоргского (Буэнос-Айрес, 1932), «На Днепре» С.С.Прокофьева (Париж, 1933), «Мефисто-вальс» Ф.Листа (Париж, 1935), «Севильский цирюльник» Дж.Россини (Лондон, 1948) и др. Продолжала заниматься живописью, исполнила графические серии «Весна и «Город», обширную галерею театральных портретов, иллюстрировала книги А.С.Пушкина, В.Я.Парнаха, Н.Кодрянской и др. Н.С.Гончарова провела самостоятельно и совместно с М.Ф.Ларионовым выставки в Париже (1918, 1919, 1929, 1931, 1939), Нью-Йорке (1922), Токио (1923), Лондоне (1926), участвовала в выставках русского искусства в Париже (1921, 1925, 1930, 1931, 1932, 1936), Лондоне (1921, 1935), Брюсселе (1928), Белграде (1930), Праге (1935) и др. Интерес к ее творчеству возрос в послевоенные годы, особенно после «Дягилевской выставки» в Эдинбурге и Лондоне (1954) и ряда крупных ретроспективных выставок, посвященных основоположникам авангарда: «Первые мастера абстрактного искусства (Париж, 1949), «Воскрешение героической эпохи (Париж, 1955), «Вклад русских в современное искусство» (Франкфурт-на-Майне, 1959) и др. Ее персональные выставки прошли в Париже (1948, 1952, 1956, 1958), Милане (1961), Бале (1961), Лондоне (1961) и др. Н.С.Гончарова умерла 17 октября 1962 года в Париже.