Список фондов

ФИО персоны

Кол-во фондов (фондо-
образователь)

Кол-во ед.хр. (автор)

Кол-во ед.хр. (персона)

Детальный просмотр

Лентулов Аристарх Васильевич

0

23

30

СВЕДЕНИЯ
1882-1943
Родился 4 (16) января 1882 года в селе Черная Пятина Нижнеломовского уезда Пензенской губ, в семье сельского священника. Живописец, график, сценограф, иллюстратор. Один из основоположников русского авангарда. 1889-1898 - учился в духовном училище и духовной семинарии; 1898-1900 и 1905-1906 –учился в Пензенском художественном училище имени Н.Д. Селиверстова у Н.К. Грандковского, П.И. Коровина, А.Ф. Афанасьева; 1900-1905 – в Киевском художественном училище; 1906-1907 – в студии Д.Кардовского в Петербурге. С1909 –жил в Москве. 1911-1912 в Париже работал в Академии "Ла Палетт", где преподавали кубисты Ж. Метценже и А. Ле-Фоконье. В 1910 году стал одним из организаторов художественного объединения "Бубновый валет". 1915 - "Объединение левых течений", 1916 - "Современная живопись", С 1916 – работал в театре. С 1918 преподавал в ГСХМ-Вхутемасе-Вхутеине-МИИИ-МХИ. 1918 – вошел в коллегию ИЗО Наркомпроса. С 1919 сотрудничал в Инхуке. 1926 – член АХРР. 1929-1932 председатель ОМХ. Отдел ИЗО Наркомпроса. Выставки: В 1906 участвовал в 1-й выставке кружка пензенских художников, где экспонировался его "Портрет Лидии Цеге". 1909-1910 и 1910-1911- участвовал в "Салонах Издебского". 1910 и 1912 – выставка "Бубнового валета". 1910-1922 - "Мир искусства". 1922 – Первая русская художественная выставка. 1926-1927 - АХРР. 1927 – Юбилейная выставка итогов и достижений Советской власти за 10 лет. 1928-1932 - ОМХ. 1930 – участвовал в двух выставках советского искусства и др., участвовал в международных выставках в Париже (1925), Венеции, Цюрихе, Берне (1930-1931). Основные произведения: "Портрет Н.А. Соловьева" (1907(8), "Купальщицы" (1908), "Купальщицы на Суре" (1909), "Портрет К.П. Рукиной" (1914) - все в Пензенской картинной галерее (ПКГ); "Москва" (1913), "Василий Блаженный" (1913), "Автопортрет" (1915), "Звон" (1915), "Автопортрет со скрипкой" (1919) - все в Государственной Третьяковской галерее; "Портрет А.Я. Таирова" (1919, ГРМ), "Портрет актрисы О.В. Гзовской" (1918), "После грозы" (1923), "Московские художники" (1928), "Автопортрет" (1940) - все в ПКГ и др.С 1914 как театральный художник оформил спектакли: "Виндзорские проказницы" В. Шекспира в Камерном театре (1915, реж. А.Я. Таиров, А.П. Зонов), "Сказки Гофмана" Ж.Оффенбаха в Новом театре (1918, реж. Ф.Ф. Комиссаржевский), "Демон " А.Г. Рубинштейна в Театре им. Моссовета (1919, реж. А.Я. Таиров, диплом на Международной выставке в париже - 1925), "Степан Разин" П.Н. Триодина в филиале ГАБТ (1925-1926, реж. А.Д. Дикий), "Испанский священник", Д. Флетчера в МХАТ II (1934, реж. С.Г. Бирман, 1-я премия Международного фестиваля театрального искусства в Москве) и др. Художника в его творчестве интересовала допетровская культура, архитектура в частности. В своих работах он пытался соединить традиции лубка и иконы с современным мировосприятием. Ранние полотна А.В. Лентулова близки принципам картины-панно. В пародийно-игровом автопортрете (1913) А.В. Лентулов изобразил себя балаганным богатырем, что в главном соответствовало его характеру и жизненной роли. Будучи одним из инициаторов объединения "Бубновый валет" (1910), он представлял в нем самый "наивный" и "национальный" фланг. И одновременно был наиболее последовательным кубофутуристом. А.В. Лентулов отличался "левизной" еще в пору ученичества в студии Д.Н. Кардовского он уже выставлял работы на авангардных выставках "Стефанос" (1907) и "Венок" (1908). Позже, в "бубновалетовский" период, "левая" направленность обрела системные очертания: в Париже (1911), работая в студии А. Ле Фоконье, художник познакомился с теоретиками кубизма А. Глезом и Ж. Метсенже, и декларируемый ими метод легко наложился на его природное пристрастие к открытым, чуть лубочным цветам, к большому формату холстов и вообще к живописному шуму. Его картины этих лет составлены из динамически сталкивающихся, звучно окрашенных плоскостей - пространство тяготеет к плоскости, а плоскость декорируется узорами и украшается аппликативными наклейками; город в московских пейзажах ("Василий Блаженный", 1913; "Звон", 1915; "У Иверской", "Москва", оба 1916) выглядит нерукотворно-цветущим "архитектурным чудом". С начала 1920-х годов А.В. Лентулов переходит от огромных картин-панно к произведениям менее масштабным и более натурным. Став председателем Общества московских художников (объединившего в 1928 году большинство "валетов"), он переходит к тональной живописи, слегка сохраняющей оттенки былой форсированности цвета; создает пейзажи, портреты, натюрморты, пронизанные ощущением полноты бытия ("Закат на волге", 1928; "Солнце над крышами. Восход", 1928; "Овощи", 1933, и др.) Его творческая активность реализуется главным образом в работе в театре , соответствовавшей бравурно-оптимистическому складу характера художника. Особенно продуктивным было его соавторство с режиссерами А.Я. Таировым, Ф.Ф. Комиссаржевским и В.Н. Немировичем-Данченко. Наиболее известно из его театральных работ оформление спектакля "Испанский священник" (1934, пьеса Ф. Бомонта и Дж. Флетчера) на сцене МХАТа II. Занимался А.В. Лентулов и педагогической деятельностью - преподавал во Вхутемасе (с 1920 г.), в МГХИ имени В.И. Сурикова (1937-1943). Скончался А.В. Лентулов 15 апреля 1943 года в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище. Произведения А.В. Лентулова хранятся во многих музеях страны. В 1986 году в Пензенской картинной галерее создан мемориальный музей Лентулова. Всего в Пензенской картинной галерее находится около 40 произведений мастера.