Список фондов

ФИО персоны

Кол-во фондов (фондо-
образователь)

Кол-во ед.хр. (автор)

Кол-во ед.хр. (персона)

Детальный просмотр

Чехонин Сергей Васильевич

0

29

7

СВЕДЕНИЯ
Художник, представитель русского модерна, виртуоз декоративного дизайна. Родился в селе Лыкошино (Тверская губерния, по другим сведениям - Новгородская) в семье паровозного машиниста. Детство провел на станции Чудово (Новгородская губерния). Учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1896-1897) у Е.А.Сабанеева и Я.Ф.Ционглинского и в школе княгини М.К.Тенишевой (1897–1900) у И.Е.Репина. Был членом объединения «Мир искусства» (с 1912). Жил в Москве и Петербурге. Первые графичес-кие работы в петербургских журналах были опубликованы в 1903 г. Сотрудничал в «Сатириконе» и «Новом Сатириконе» (с 1908). Сам был издателем сатирического журнала «Маски» (1906), исполнил ряд антимонархи-ческих карикатур для журнала «Зритель» и «Календаря русской революции» В.Л.Бурцева (1905–1907). Чехо-нин получил известность прежде всего как уникальный лучший в России того времени мастер орнамента. Раз-работал (в технике рисунка тушью, часто силуэтного) свой стиль. Работал для издательств «Просвещение», «Шиповник», «Брокгауз и Ефрон», «Пантеон» и т.д. Увлекшись также и художественной керамикой, сотрудни-чал с мастерскими: С.И.Мамонтова в Абрамцево (1902-1907), «Голдвейн и Ваулин» в Кикерино под Петербур-гом и княгини М.К.Тенишевой в Талашкино (1907-1914). Участвовал в создании майоликового декора москов-ской гостиницы «Метрополь»(1902-1909), украсил изразцами, майоликой и росписями церковь Феодоровской Божьей Матери (191-1915), Юсуповский дворец на Мойке (1913-1915) и другие здания Петербурга. В качестве консультанта отдела кустарной промышленности Министерства земледелия руководил мастерскими финифти в Ростове и Торжке (1912-1917), мебели в Кологриве, золотошвейной мастерской в Торжке (1913-1915). После революции в 1917 г. вошел в состав коллегии отдела ИЗО Наркомпроса, оформлял уличные празднества и теа-тральные зрелища, рисовал агитационные плакаты. В 1918 примкнул к группе футуристов. Наряду с эскизами для массового агитпропа выполнил ряд особо ответственных заданий (проекты печати Совнаркома, банкнот и монет, наконец, герба РСФСР). В качестве художественного руководителя Государственного фарфорового за-вода (в 1918-1923 и 1925-1927) внес решающий вклад в создание эталонов «агитационного фарфора» (тарелки и блюда с революционными лозунгами и эмблемами, а также портретами партийных вождей). В марте 1927 г. получил предложение от Третьяковской галлереи о покупке его работ.Выехав в 1928 в командировку во Фран-цию, остался в Париже. Активно выступал как станковист и дизайнер (ювелирные изделия, эмали, сценогра-фия). В 1929-1930 для театра "Летучая мышь" делал несколько эскизов декораций и костюмов и декорации для русского балета Веры Немчиновой (Театр на Елисейских полях):"Лебединое озеро" Чайковского, "Обад" Ф.Пулена, "Исламей (Восточный танец)" на музыку Балакирева. Делал графические работы для журнала "Вог", издательства Конде Наст. Сотрудничал с Национальной фарфоровой мануфактурой в Севре. В 1933–1934 С.В.Чехонин получил патенты на новый способ многоцветной печати на ткани (с одного цилиндра ротационной машины). Во время первых испытанийа печатно-красильной фабрике в Вейле под Базелем. Умер от инфаркта. А изобретение использовалося в Швейцарии до 1949 г. Выставки:1909 - выставка Союза русских художников 1913 - «Новый сатирикон»; 1918 - "Мир искусства"; 1920 - петроградского Дома искусств; 1921 - Петроград-ского Дома искусств, Общины художников; 1922 - "Мир искусства", Общины художников, выставка русского искусства в Берлине, Международная выставка книжного искусства во Флоренции; 1923 - АХХР; 1924 - "Мир искусства", XIV Международное биеннале искусств в Венеции; 1924/1925 - Выставка русского искуства в США 1925 - АХРР, Общины художников, Международная выставка декоративных искусств в Париже; 1926 - Всесо-юзная выставка советского фарфора; 1927 - выставка русского искусства в Токио, Международная выставка книжного искусства в Лейпциге; 1928 - "Художественный экслибрис", выставка русского искусства в Брюссе-ле, "Осенний салон" в Париже, персональная выставка на улице de la Paix, в галерее Hirondelle (с Н.И.Альтманом, Р.Р.Фальком и П.Ино);1929 - выставка русского искусства в Копенгагене, выставка в галерее La Renaissance (с Г.И.Шилтяном и А.Улиным); 1930 - выставки русского искусства в Берлине и Белграде; 1931 - выставка русско-го искусства в Париже (галерея d'Alignan)