Список фондов

ФИО персоны

Кол-во фондов (фондо-
образователь)

Кол-во ед.хр. (автор)

Кол-во ед.хр. (персона)

Детальный просмотр

Грабарь Игорь Эммануилович

1

131

69

СВЕДЕНИЯ
25 марта 1871 - 1960
Живописец, искусствовед, народный художник СССР (1956), действительный член АН СССР (1943) и Академии художеств СССР (1947). Родился в Будапеште в семье Э.И.Грабаря, видного общественного деятеля, который в 1876 вынужден был переселиться в Россию из-за преследований, которым подвергался, выступая против антиславянской политики австро-венгерских властей. Учился в Академии художеств (1894—96) и в школе А. Ашбе в Мюнхене (1896-98). В Москве с 1903. Член Союза русских художников. В 1903—07 много работал на натуре в имении Дугино близ Царицына, где создал жизнерадостные, пронизанные светом, мажорные по цвету подмосковные пейзажи («Сентябрьский снег», 1903, «Февральская лазурь», «Мартовский снег», 1904; «Иней. Догорающий день», 1907), писал натюрморты («Неприбранный стол», 1907). Поддерживал знакомство со многими художниками, в том числе с М.А. Врубелем, В.А. Серовым, И.С. Остроуховым, коллекционерами С.И. Щукиным, И.А. Морозовым. С 1907 интенсивно занимался изучением русского искусства XVIII—XIX вв. для начатого по его инициативе коллективного труда «История русского искусства» (т. 1—6,1909—16, московское издательство И.Н. Кнебеля), исследовал архивы в Троицкой башне Кремля, обнаружив много ценных биографических данных об архитекторах Д.В.Ухтомском, Д.И.Жилярди, В.И.Баженове, О.И.Бове и др.; написал работы о творчестве И.Е.Репина, И.И.Левитана, В.А.Серова и др. Знаток и ценитель русского классицизма, Грабарь создал неоклассицистический проект больницы (осуществлён в 1904-14; ныне санаторий «Захарьино»), В 1913-25 возглавлял Третьяковскую галерею, где перестроил экспозицию по историко-художественному принципу и издал каталог (1917). С 1918 работал в Отделе по делам музеев и охраны памятников при Наркомпросе, руководил Комиссией по реставрации памятников иконописи и живописи, в 1924 преобразованной в Центральные государственные реставрационные мастерские (до 1930 директор, с 1944 научный руководитель), занимался расчисткой икон и фресок в Московском Кремле (в том числе иконостаса Благовещенского собора). В 1918 вошёл в состав Художественного совета Малого театра, в котором руководил художественно-декоративной частью. В 1920-40-х гг. писал пейзажи, в том числе с видами Москвы («Весенний пейзаж. Цветущий уголок Москвы», «Уголок уходящей Москвы», 1930), портреты деятелей отечественной науки и культуры («С.С. Прокофьев», 1934, «К.И. Чуковский», 1935), в 1935 выполнил серию портретов видных академиков для конференц-зала Академии наук СССР (В.И.Вернадского, Н.Д. Зелинского, А.Н.Северцова, С.А.Чаплыгина). Преподавал в МГУ (с 1921 профессор), Московском художественном институте имени В.И. Сурикова (1937-43, директор), лениградском Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина (1943-46, директор). Возглавлял Институт истории искусств АН СССР, привлёк к созданию новой «Истории русского искусства» (т. 1-13,1953-69) многих видных учёных, в том числе В.Н. Лазарева, М.В.Алпатова, А.В.Щусева, Б.Р.Виппера, А.А.Сидорова, А.К.Дживелегова и др., был главным редактором и одним из авторов этого труда. Государственная премия СССР (1941). Похоронен на Новодевичьем кладбище. На доме, где в 1936—57 жил Грабарь (Петровско-Разумовская аллея, 2), — мемориальная доска. Имя Грабаря присвоено Всероссийскому художественному научно-реставрационному центру в Москве.