Список фондов

…Твоим статьям лететь, как в небо птицам,
К потомкам дальним, звонко и светло, —
В их душах благодарных петь, кружиться, —
Недугам всем и бедствиям назло!

А.Т. Ветров. Льву Аннинскому.

Лев Александрович Аннинский — советский и российский литературный критик, киновед, эссеист, литературовед, автор передач. Человек, которого емко называют историографом, исследователь, изучающий динамику развития национального характера через зеркало литературы и культуры. А динамику эту он определял как очень медленную, развивающуюся с «геологической скоростью». «Мне во все эпохи интересно… подчеркиваю, интересно. Ни хорошо, ни плохо», — говорил Аннинский, и именно его открытость, яркая индивидуальность, стоицизм и «духовное веселье» так ценятся его современниками.

Литературой Аннинский решил заниматься еще в школьном возрасте, познакомившись с отцовской библиотекой. В Москву семья переехала в 1937 году, отец — Александр Иванович Иванов-Аннинский — читал лекции в ГУКФе и работал на «Мосфильме».

После окончания школы с золотой медалью Лев Аннинский поступает на филологический факультет МГУ. Выбора профессии, как много раз указывали в биографии критика, не было — был выбор специальности. Аспирантом Аннинскому стать не удалось — из-за Венгерского восстания в тот год в аспирантуру принимали только работников производства, а дальше жизнь несостоявшегося аспиранта приняла иной, но, вероятно, более увлекательный характер. Хотя Аннинский, как выражался он сам, «пошел в литподенщики», эта разноплановая работа и определила его творческий путь.

За первым сборником Л. Аннинского о современной литературе — «Ядро ореха: критические очерки» (1965) — последовал ряд книг о литературе XIX и XX веков, о литературах народов СССР, о театре, кино, художественной фотографии — всего около 40 книг.

Его насыщенная творческая биография, число его знакомств и творческих связей просто необъятны. Именно этот общественный аспект жизни критика в основном и отражает фонд Льва Аннинского в РГАЛИ.

Количество газет и журналов различных политических направлений, с которыми сотрудничал Л.А. Аннинский, насчитывает более 40 наименований. Библиография Аннинского — более пяти тысяч очерков, эссе, статей, рецензий и заметок по истории, современной и классической литературе, театру, кино, фотографии.

Аннинский приобрел широкую известность как телеведущий и сценарист; c 2004 года он − автор и ведущий циклов передач «Серебро и чернь», «Мальчики державы», «Я жил. Я звался Геркулес» и других. Аннинский несколько раз становился лауреатом премии «ТЭФИ» и многих других: им. Александра Невского «России верные сыны» (2006), Независимой литературной премии им. Б.П. Корнилова (2009), премии Правительства РФ в области культуры за двухтомник «Красный век» (2010), Международной Лермонтовской премии в области литературы (2011).

Как сказал его коллега по ПЕН-центру Борис Евсеев в 2019 году, когда не стало Льва Аннинского: «Сокровенные мысли Аннинского еще ждут своего исследователя, а его подкупающая улыбка и духовное веселье — ждут вдумчивого и талантливого литературного портретиста».

Свой архив Лев Александрович передавал в РГАЛИ самостоятельно — в 2007 и 2012 годах.

Фонд писателя хранится в архиве под номером 3336 и включает в себя восемь описей. Крайние даты собранных материалов — с 1935 по 2015 год. Полный объем фонда составляет 616 единиц хранения.

Первый раздел фонда составляют рукописи Л.А. Аннинского — его статьи, рецензии и заметки объёмом более ста листов. Второй раздел — письма Л.А. Аннинского. Среди его адресатов были Г.Н. Владимов, Ю.И. Дружников, М.В. Копелович, Ю.А. Кувалдин, С.В. и Л. Чаплины и другие. Письма представлены преимущественно в виде распечаток электронных писем, завизированных автором. Третий раздел, самый обширный, — письма Л.А. Аннинскому; он включает более 400 единиц хранения. Среди корреспондентов — известные советские и русские писатели, критики, ученые: М.А. Батунский, А.Г. Битов, М.Л. Гаспаров, Л.Н. Гумилев, Д.С. Самойлов, В.С. Непомнящий и многие другие. Биографический раздел материалов представлен в основном перепиской Аннинского с редакциями газет, журналов, издательствами, учреждениями культуры, организаторами конференций.

Небольшой раздел составляют собранные материалы с вырезками со статьями и заметками разных авторов; статьи, рецензии и отзывы о творчестве Аннинского и стихотворения, посвященные ему.

В раздел изобразительных материалов входят фотографии Л.А. Аннинского с семьей, фотографии известных советских и израильских кинорежиссеров С.В. и Л. Чаплиных.

Заключительный раздел − это материалы родственников Л.А. Аннинского. Для историков «Мосфильма» и советского кинопроизводства представляют интерес документы, собранные отцом Льва Аннинского А.И. Ивановым-Аннинским: фотографии со съемок фильма «Ленин в 1918 году», фотографии архитектурных памятников, которые он использует при создании диафильма «Исторические памятники Средней Азии».

М.В. Шуплецова,
зав. архивохранилищем печатных изданий РГАЛИ