Список фондов

В этом году исполнилось 120 лет с тех пор, как в Россию стали возвращаться первые документы из Парижского архива семьи Тургеневых –уникального и бесценного для истории русской культуры собрания, большую часть которого составляли дневники и письма нескольких поколений семьи Тургеневых, копии редких и малодоступных документов по истории России и Западной Европы XVIII и XIX веков, автографы А.Ф. Воейкова, П.А. Вяземского, В.А. Жуковского, А.С. Кайсарова, Н.М. Карамзина, П.В. и И.В. Лопухиных, Н.И. Новикова, А.С. Пушкина и многих других деятелей русской культуры. Значительная часть этих документов находится в стенах РГАЛИ. Об истории возвращения архива Тургеневых и его бытовании в России и пойдет речь в нашей статье.

Итак, кто же такие Тургеневы и почему так ценен их архив? Семья Тургеневых принадлежала к роду Тургеневых-Симбирских (не путать с родом Тургеневых-Тульских, к которому принадлежал их знаменитый однофамилец – Иван Сергеевич Тургенев). Почти все члены этого семейства были яркими представителями русского просвещения. Отец, Иван Петрович Тургенев (1752−1807) – член масонской ложи, директор Московского университета, друг Н.И. Новикова. Его сыновья: Александр (1784−1845) – историк и публицист, один из основоположников русского исторического источниковедения и собиратель исторических документов о России, ему принадлежит наибольшее количество документов архива; Андрей (1781− 1803) – рано умерший талантливый поэт, друг В.А. Жуковского; Николай (1789−1871) – экономист, публицист, декабрист; Сергей (1792−1827) – дипломат. Братья получили прекрасное образование в Московском университете, а затем в университете Геттингена и были в центре всех наиболее значимых литературно-общественных событий России и Западной Европы того времени.

Воспитанные в традиции служения Отечеству (в понимании масонского круга), молодые люди поступили на государственную службу и успешно продвигались по ней, но события на Сенатской площади 1824 года и участие в них одного из братьев, Николая, резко изменили их жизнь – Тургеневы покидают Россию.

Сразу же по отъезде за границу Александр заводит дневник и неустанно ведет его в течение двух десятилетий, вплоть до своей смерти в 1845 году. Одновременно с дневником ведет обширнейшую переписку с выдающимися представителями русской и западноевропейской культур. По словам В.И. Срезневского, эта переписка по разнообразию и богатству ее содержания, по мыслям и чувствам, в ней выраженным, по ее литературному достоинству – является «одной из драгоценностей нашей литературы». Неслучайно письма Тургенева регулярно печатались в «Современнике» А.С. Пушкина, который дал им название «Хроники русского».

Другим видом деятельности Александра Тургенева стала работа в иностранных архивах по сбору документов о России. Благодаря многочисленным дружеским масонским связям перед ним раскрывались двери самых недоступных секретных архивов Европы. Так собралась его историческая коллекция. Ему же принадлежит и собрание рукописей и автографов выдающихся писателей и общественных деятелей России и Европы.

После смерти Александра Ивановича его архив слился с архивом его брата, Николая, − единственного имевшего семью и потомство: дочь Фанни и сыновей – рано умершего Альберта и Петра, ставшего впоследствии известным в Париже скульптором, прославившимся изображением лошадей. Именно он, Петр Николаевич Тургенев, наследовал огромный архив отца и дяди, часть которого хранилась в доме в Париже, а часть – в загородной вилле Vert-Bois.

Впервые об архиве братьев Тургеневых в России заговорили на рубеже XIX−XX веков. В 1899 году библиограф и историк литературы В.И. Саитов в ходе работы над перепиской князя Вяземского с А.И. Тургеневым для первого тома «Остафьевского архива» обратил внимание на незаурядную фигуру А.И. Тургенева и указал на необходимость более подробного знакомства с хранящимся в Париже его семейном архивом. Вскоре в Россию стали поступать документы Александра Ивановича, но после публикаций они отправлялись обратно. Вопрос о возвращении архива на родину не поднимался.

Первым, кто смог вживую ознакомиться с Парижским архивом, стал историк литературы и библиофил Александр Александрович Фомин, чей фонд находится в РГАЛИ. В 1900-е годы он занимался изучением и публикацией документов В.А. Жуковского и увидел его переписку с А.И. Тургеневым. Содержание писем неминуемо наводило на мысль, что в Париже, кроме писем, могли находиться и другие документы, до сих пор остающиеся неизвестными для русских исследователей.

А.А. Фомин написал несколько писем Тургеневу, но они остались без ответа, и тогда настойчивый исследователь на свой страх и риск отправился в Париж. Это было летом 1904 года. Нежданный гость был встречен с недоверчивостью, но узнав о чисто научном интересе к архиву и уже осуществленных публикациях писем своего дяди, П.Н. Тургенев пригласил Фомина в свой парижский дом.

То, что увидел Фомин, превзошло все его ожидания. «Моим глазам представилась громадная ниша с полками, которые были вплотную, с пола до потолка, уставлены пакетами… на которых были надписи самого разного содержания: “бумаги малоинтересные” или “неинтересные”, “сжечь”, “уничтожить после моей смерти” и т.п. Я положительно остолбенел от одного только вида этой громадной массы документов … когда же я, получив разрешение вскрыть один из пакетиков, выбрал для этого … нарочно с “малоинтересными документами” и увидел там и акт разрушения Новиковской Типографической кампании, и письма Жуковского, Карамзина, Дмитриева и т.д., то удивлению моему не было границ».

Позже выяснилось, что это − лишь небольшая часть архива. Документами были забиты и другие комнаты, а также ванные, конюшни и чердаки. Это в Париже, но была еще и загородная вилла!

В эту первую поездку Фомин смог добиться от Тургенева согласия на передачу всего архива в Россию, чтобы документы, как хотел Павел Николаевич, «возможно скорее увидели свет Божий и сделались бы доступны тем, для кого они могут представлять интерес». Сам же Фомин брал на себя труд разбора и первичной обработки архива, после чего документы, по мере их описания, должны были поступать в Рукописный отдел Библиотеки Академии наук в Петербурге.

Первоначально планировалось закончить доставку архива из Парижа в Россию к лету 1905 года, но процесс затянулся почти на десять лет. За это время Фомин совершил шесть поездок в Париж, последняя происходила уже после смерти П.Н. Тургенева, в 1913 году.

Сразу после завершения работ Фомин составил отчет для Академии наук, в котором подробно описал знакомство с П.Н.Тургеневым и его архивом, ход переговоров и вывоз документов – все перипетии этого важного для русской культуры и науки дела. Отчет был опубликован отдельным изданием и посвящен памяти дарителя − Павла Николаевича Тургенева.

Еще находясь в Париже, Фомин приступил к разбору и обработке документов. В России они систематизировались и подробно им описывались. В фонде Фомина в РГАЛИ хранятся материалы, свидетельствующие о его кропотливой работе с Парижским архивом.

К сожалению, он не успел завершить свой труд, но все же бОльшую часть архива обработал и передал в Рукописный отдел Библиотеки Академии наук. Это ценное и важное приобретение для русской науки дало начало деятельности специальной комиссии под руководством ведущих филологов А.Н. Веселовского, А.Н. Соболевского, В.И. Саитова, Б.Л. Модзалевского. Их усилиями с 1911 по 1930 год было выпущено 7 томов «Архива братьев Тургеневых». В 1931 году сам архив передали в Институт русской литературы (Пушкинский Дом), где он и хранится по сей день – фонд 309 − «Тургеневы».

Оставшиеся после смерти Фомина в 1929 году документы Парижского архива Тургеневых оказались разрознены. Небольшая их часть еще в конце 1920-х гг. попала в Отдел письменных источников Государственного исторического музея и Рукописный отдел библиотеки им. Ленина. Другая часть, как предполагают некоторые исследователи, оказалась «в порядке дружественного обмена» в руках известного библиофила и собирателя автографов В.Н. Морозова. С 1934 года отдельные документы архива братьев Тургеневых, восходящие к собранию А.А. Фомина, стали поступать от В.Н. Морозова в Литературный музей и составили там небольшое собрание. В 1941 году оно было передано во вновь образованный ЦГЛА, а в 1943 году пополнилось новыми документами (около 200 рукописей) уже от сына В.Н. Морозова – Сергея.

В 1944 году документы были обработаны и создан фонд № 501 «Тургеневы», в который вошли 455 дел за 1774–1908 годы. По всей видимости, это и есть та часть документов Парижского архива братьев Тургеневых, которую Фомин не успел описать и передать в Рукописное отделение Библиотеки Академии наук. Отметим, что вскоре после создания фонда с его документами работали многие известные литературоведы, главным образом пушкинисты, такие как М.А. Цявловский и Т.Г. Цявловская. Архив Тургеневых, восходящий к золотому веку русской литературы, востребован и в наши дни.

Н.Ю.Румянцева,
главный специалист РГАЛИ